10 класс. Русский язык. Подготовка к части С ЕГЭ. Анализ текста. Способы моделирования вступления.


Подготовка к ЕГЭ. Часть "С". Анализ текста. Способы моделирования вступления. Запломбировать, избаловать, агент, повторит, сливовый, языковой ( барьер), икать, каталог, заняла, красивее, умерший, электорат, христианин, торопиться, шевелить, занята, значимый. Ш…пот, чащ…ба, отч…тливо, кумач…вый, ж…лто – золоч…ный, затуш…ванный, рож…к, освещ…нный, зажж…нный, заж…г, ч…рный, сбереж…нный. Шёпот, чащоба, отчётливо, кумачовый, жёлто – золочёный, затушёванный, рожок, освещённый, зажжённый, зажёг, чёрный, сбережённый. , отглагольное прилагательное, образованное от глаголов несовершенного вида, поэтому в суффиксе пишется одна буква Н. в прилагательных с суффиксами - ова- - -ёва- пишется две буквы НН. в страдательных причастиях прошедшего времени, образованных от глаголов совершенного вида, имеющих при себе приставки или зависимые слова, пишется две буквы НН. Решите проблему. Гармонический - гармоничныйГармонический-относящийсяк гармонии;гармоничный-стройный,согласованный. Отчетный - отчетливыйотчетный - относящийся к отчету;отчетливый - хорошо различимый. Богатый, звучный, живой, отличающийся гибкостью ударений и бесконечно разнообразный в звукоподражаниях, способный к передаче тончайших оттенков, русский язык кажется нам созданным для поэзии. П. Мериме Французский писатель Проспер Мериме Большой художник, Есенин зажег публику свежестью и яркоцветностью своего творчества. (2) Первых своих читателей поэт пленил тем, что повел по забытой ими прекрасной земле, заставляя ощутить шелк трав, запомнить шепот и тишину природы, всем существом впитать ее запахи. (3) Есенин залил голубизной рязанские пейзажи, наполнив и поля и чащобы ,то нежной, то почти черной синью, по которой мы отчетливо узнаем его руку. (4) Стремясь придать пейзажу звучность, поэт насыщал его малиновым и кумачовым цветами, но пользовался ими редко. (5) Сбереженные рябиновые и алые краски делали стихотворные образы четкими, ощутимыми. (6) Очень характерно для палитры Есенина пристрастие к желто-золотому цвету. (7) В этой гамме выдержаны все его автопортреты. (8) И это не случайно. (9)В образе ,затушеванном словом его языческой фамилии, образе, который расшифровывался как осень, Есенин ощущал свое предназначение в мире. (10) Поэтому своя судьба виделась поэту в «золототканом цветенье». (11) В желто-золоченом цвете видел Есенин рожок месяца над крышей, долину, освещенную солнцем, и даже зелень деревьев. (12) Часто пейзаж у поэта был решен в два цвета: желтая масса близкой реки и синяя полоска дальней рощи, алые, словно зажженные светом огня, одежды Руси и шаль с зеленой каймой, красно-шерстная верблюдица и желтый горб зари. (13) Красный, желтый, зеленый и, конечно, синий цвета составили основной колорит пейзажной лирики Есенина. (14) Врожденная точность художественного зрения поэта служила ему эстетическим камертоном. (15) Его звук не позволял поэту не заметить удивительного цвета освещенной  заходящим солнцем печи, напряженно-синего плата небес, гаснущей желтизны вечера, густо-черного крыла глухарки (16) Среди этого буйного многоцветья яснее и легче становилась словесная походка Есенина.. А. Марченко Лексическая разминка Палитра-Чащоба-Гамма-Языческий-Колорит-Камертон- пурпурный- ПОДБОР КРАСОЧНЫХ СОЧЕТАНИЙ В КАРТИНЕ, ЦВЕТОВОЙ ГАММЕ. ГУСТОЙ ЧАСТЫЙ ЛЕС, ЗАРОСЛЬ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНЫЙ РЯД ЗВУКОВ, ПОВЫШАЮЩИХСЯ ИЛИ ПОНИЖАЮЩИХСЯ В ОДНОЙ ИЛИ НЕСКОЛЬКИХ ОКТАВ РЕЛИГИЯ, ОСНОВАННАЯ НА ПОКЛОНЕНИИ МНОГИМ БОГАМ СООТНОШЕНИЕ КРАСОК В КАРТИНЕ ПО ТОНУ, НАСЫЩЕННОСТИ ЦВЕТА МЕТАЛЛИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТ, ИЗДАЮЩИЙ ПРИ УДАРЕ ЗВУК, ЯВЛЯЮЩИЙСЯ ЭТАЛОНОМ ВЫСОТЫ ПРИ НАСТРАИВАНИИ ИНСТРУМЕНТОВ Ярко - красный Задания к тексту: Какова тема, основная мысль текста?Озаглавить текст.К какому стилю речи относится данный текст? Изобразительные средства языка . Задания к тексту.В1. Назовите часть речи, к которой относится слово «этой» из предложения 7.В2. Из предложения 3 выпишите союзы и определите группы, к которым они относятся.В3. Из предложения 12 выпишите слово с чередованием гласной в корне.В4. Какой тип связи используется в словосочетании «КОЛОРИТ ЛИРИКИ».В5. Среди предложении 1 – 2 найдите ПРИТЯЖАТЕЛЬНОЕ местоимение.В6.Среди предложений 12 – 13 найдите предложение, в котором есть составное ИМЕННОЕ сказуемое.В7. Найдите предложения с обособленными обстоятельствами и запишите номера предложений.В8. Среди предложений первого абзаца найдите сложноподчиненное предложение с придаточным ИЗЪЯСНИТЕЛЬНЫМ. 1.Чем покорил Есенин своих читателей? Найдите ответ на этот вопрос в тексте. Задания к тексту: 2.Укажите номер предложения, которым можно проиллюстрировать следующий фрагмент:«Подлинного художника можно назвать волшебником. Перстами легкими, как сон, он прикасается к явлениям окружающего мира, пыль обыденности тут же исчезает, и перед изумленным человеческим взором предстает красота во всей ее торжественной, чарующей силе. Таким поэтом – волшебником был Сергей Есенин, который открыл нам дивный мир…» 2 предложение №2 Укажите грамматически правильное продолжение предложения.Читая стихи Есенина ,а) открываешь для себя чарующую прелесть мира, который прежде не замечал.б) у нас в душе рождается чувство горячей любви к родной земле.в) к тебе в сердце приходит какое – то волнующее, трепетное чувство.г) перед нами предстают яркие картины родной природы. Пользуясь текстом А Марченко, кратко ответьте на вопросы. Какие краски использовал Есенин, чтобы сделать картины природы звучными?: Какую роль играют алые краски в лирике Есенина? С каким словом этимологически связана фамилия Есенина? В паре с каким цветом в лирике Есенина часто выступают синие краски? Какие краски составляли цветовую палитру есенинской лирики? Что служило «эстетическим камертоном»? Почему стихи Есенина пользуются неизменной любовью читателей? сочинение Способы моделирования вступления. Именительный темы Вопросы-стимулы Картина   Название способами моделирования вступления. •  Именительный темы Схема приема: •  Запишите ключевое слово. •  Опишите круг ассоциаций, которые вызывает в вашем сознании это слово. •  Сделайте переход к теме исходного текста.Примеры выполнения:1) «Текст-портрет», который посвящен великому русскому писателю Ф. М. Достоевскому.а) упрощенный вариант :Достоевский … Творчество этого великого писателя навсегда вошло в золотой фонд русской литературы. Сегодня невозможно представить отечественную словесность без его произведений. Именно этому выдающемуся художнику посвящает свою статью…б) усложненный вариант:Ф.М.Достоевский… Стоит только произнести это имя, и в сознании возникает целый мир образов: знойный Петербург, измученные горем бедные люди, сумеречный Мертвый дом… Великий художник живет в нашем сердце, его тревожная мысль до сих пор волнует душу.2) «Текст-проблема», в котором четко выделяется ключевое слово-тема.Память… Мы часто произносим это слово, не особенно задумываясь над его смыслом. Д.Лихачев заставляет нас с новой силой ощутить глубину и важность этого понятия… Именительный темы Схема приема: •  Запишите ключевое слово. •  Опишите круг ассоциаций, которые вызывает в вашем сознании это слово. •  Сделайте переход к теме исходного текста.Примеры выполнения:1) «Текст-портрет», который посвящен великому русскому писателю Ф. М. Достоевскому.а) упрощенный вариант :Достоевский … Творчество этого великого писателя навсегда вошло в золотой фонд русской литературы. Сегодня невозможно представить отечественную словесность без его произведений. Именно этому выдающемуся художнику посвящает свою статью…б) усложненный вариант:Ф.М.Достоевский… Стоит только произнести это имя, и в сознании возникает целый мир образов: знойный Петербург, измученные горем бедные люди, сумеречный Мертвый дом… Великий художник живет в нашем сердце, его тревожная мысль до сих пор волнует душу.2) «Текст-проблема», в котором четко выделяется ключевое слово-тема.Память… Мы часто произносим это слово, не особенно задумываясь над его смыслом. Д.Лихачев заставляет нас с новой силой ощутить глубину и важность этого понятия…   Вопросы-стимулыСхема приема: 1). Задайте два-три вопроса, которые созвучны теме исходного текста. 2). Напишите, что поиск ответов на эти вопросы и является главной задачей автора. Почему человек перестает понимать другого человека? Почему крик о помощи тонет в равнодушной тишине? Почему лед безразличия сковал людские сердца? Кто виноват в душевной глухоте? Ответы на эти мучительные вопросы пытается найти известный писатель Даниил Гранин.   .     Картина   Схема приема:  1). Запишите три-четыре назывных предложения, которые рождают в сознании целостную картину, по тональности созвучную чувству, воплощенному в исходном тексте. Эта картина проиллюстрирует состояние мира, которое неизбежно наступит, если мы не задумаемся над проблемами, поставленными автором текста. 2). Сделайте переход к исходному тексту.   Бескрайняя пустыня… Знойное солнце… Горячий песок… Сожженные засухой деревья… И мертвое безмолвие… Такой станет наша земля, если мы не начнем бережно относиться к природе. Именно эта мысль отчетливо звучит… НазваниеСхема приема:1). Прочитайте исходный текст, самостоятельно озаглавьте его так, чтобы название воплощало главную мысль. 2). Объясните, почему именно так следовало бы назвать текст. «Ключи от счастья» - так можно было бы озаглавить этот текст, потому что труд, о котором пишет автор делает человека подлинно счастливым. Подумайте, что было бы, если у нас отняли необходимость трудиться!