Презентация к мастер-классу Развитие интеллектуальных способностей на уроках русского языка


Развитие интеллектуальных и творческих способностей младших школьников как основа успешности обучения русскому языку» Если хочешь воспитать в детях смелость ума, интерес к серьезной интеллектуальной работе, самостоятельность как личностную черту, вселить в них радость сотворчества, то создавай такие условия, чтобы искорки их мыслей образовали царство мысли, дай им возможность почувствовать себя в нем властелином”.                Ш.А.Амонашвили Интеллект – это совокупность умственных способностей человека.Интеллект – это мыслительная способность, умственное начало человека.(С.И. Ожегов) Методика определения темы урока.Задание 1Р..синка, тр..пинка, м..рковь,  м..рячка.Вставьте пропущенные буквы. Найдите общее в словах. Определить среди этих слов лишнее и определите, склонению каких существительных будет посвящена тема. «Третье склонение имён существительных»м..рковь Задание 2. Минск, Москва- ?Соловей, канарейка -?Трудолюбивый, щедрый — ?К каждой паре слов подберите общее понятие в виде словосочетаний или фразы. Найдите общее в словосочетаниях и скажите о склонении какой части речи будем говорить на уроке. 1.столичные города2.певчие птицы3.положительные качества человека«Склонение прилагательных во множественном числе» Задание 3Дело лени (не) любит.Ласковым словом и камень растопишь.Лень добра (не) делает.Объедините две из них не менее, чем по четырем признакам. В первой и третьей пословицах говорится о трудолюбии. В этих предложениях есть подлежащее и сказуемое. В них отсутствуют имена прилагательные. При глаголах имеется не.«Правописание не с глаголами». Методика проведения словарно-орфографической работы. В структуре словарно-орфографической работы выделяется несколько частей:-представление учащимися нового словарного слова;-выявление его лексического значения;- этимологическая справка;-освоение написания слова;-введение нового словарного слова в активный словарь детей. Упражнение, предусматривающее работу с символами, цифрами, кодами. Оно позволяют формировать абстрактное мышление. Например, слово зашифровано с помощью чисел: 3, 1, 11, 6, 12, 13, 1. ( капуста) . Зачеркните буквы, обозначающие глухие согласные звуки в цепочке и узнаете слово.ПФБКТХЕШСРЧЁЩЗЦА  (береза) Поместите здесь ваш текст{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}167892лкмр3чавл4шбяп5утоьКлюч к слову:36,21,27,45,35,40.(Пальто) Первая буква слова является согласной в последнем слоге слова комнатаВторая буква – последняя согласная в корне слова северТретья буква – непроверяемая безударная гласная в слове завтракЧетвертая буква обозначает первый непарный звонкий твердый согласный звук в слове малинаС пятой буквы начинается второй слог в слове овесШестая буква является окончанием в слове соломаСедьмая буква обозначает всегда звонкий мягкий соглас-ный звук в слове урожай.Трамвай Пример задания, выполняемого при изучении темы«Правописание приставок». Прочитайте русские и иностранные пословицы; объедините их попарно в зависимости от смысла; напишите те из них, в которых есть слова с приставками; вставьте пропущенные буквы. На какие три группы можно разделить слова с пропущенными буквами?» Когда рак на г... ре свис... нет.С в..лками жить — по-волчьи выть.В тихом омуте черти водятся.Когда у меня на ладони вол...сы вырастут.H..х...дясь среди в...рон, нужно каркать, как они.Тихая в...да б...рега п...дрывает. 1.Когда рак на г... ре свис... нет.Когда у меня на ладони вол...сы вырастут.2.С в..лками жить — по-волчьи выть.H..х...дясь среди в...рон, нужно каркать, как они.3.В тихом омуте черти водятся.Тихая в...да б...рега п...дрывает. Пример задания, осуществляемого в процессе изучения темы: «Правописание непроизносимых согласных». -Прочитайте пословицы; устно сгруппируйте их в соответствии со смыслом; -напишите пословицы, ориентируясь на первую букву слов с непроизносимой согласной. Они должны следовать в алфавит­ном порядке. -Вставьте пропущенные буквы. Человек трудолюбивый — самый счас…ливый. Рукам работа, а душе праз...ник. Тайна, извес...ная троим, уже не тайна. Сол...це л...дон...ю не закроешь. Поз…но встанешь — мало сделаешь». Пример задания, выполняемого в рамках изучения темы «Части речи». Вставьте в каждую группу фразеологических оборотов подходящее по смыслу одно и то же слово. как в... канул ... век не ..в обиду толочь... в ступе ... осень ... маху решетом... черпать ...руки ... слово много... утекло; ... дно как пить ... выйти сухим из... сулить... горы не... спуску  «Источник желания учиться – в самом характере детского умственного труда, в эмоциональной окраске мысли, в интеллектуальных переживаниях. Если этот источник иссякнет, никакими приёмами не заставишь ребёнка сидеть за книгой»Василий Александрович Сухомлинский: