Презентация к мастер-классу (семинар Методика работы с произведениями современных авторов на уроках русского русского языка и литературы


Мастер-класс «Обучать – значит вдвойне учиться»Ройко Оксана Валентиновна,учитель русского языка и литературы гимназии № 1 им. А.С. Пушкина Основные темыОсобенности методики работы с произведениями современной литературы на уроках русского языка и литературы.Современная литература в школе: быть или не быть? Мифы и реальность вопроса. «В нашем прискорбном и материальном мире существует одно лишь мерило ценности - это книги!» В. Пикуль Имена современной литературыАкунин БорисБушков АлександрВеллер МихаилВойнович ВладимирВолгин Игорь Ганичев ВалерийДашков Андрей Варламов АлексейЖолковский Александр Карпов ВладимирКивинов Андрей Константинов Андрей Крапивин Владислав Лукьяненко Сергей Маринина Александра Ольшанский Александр Павлов Олег Пелевин Виктор Имена современной литературыРудазов АлександрРыбаков ВячеславСалуцкий Анатолий Семенова МарияСорокин ВладимирСтепанова ТатьянаСтепнова ОльгаУткин АнтонПлеханов АндрейРубина ДинаСуслин ДмитрийУлицкая ЛюдмилаПетрушевская ЛюдмилаТолстая ТатьянаКалугин АлексейКарлов БорисМаканин Владимир Направления современной прозыНеоклассическое(реалистическое). В. Белов, В. Аксенов, В. Распутин (поколение 60-70 гг.). Продолжение традиций, психологизм, философичность. Диалог автора с читателем. Направления современной прозыУсловно- метафорическое направление. В. Пелевин, Л. Петрушевская, Ф. Искандер. Основа – различные типы условностей. Персонажи исполняют заданную роль. Направления современной прозы«Другая проза». Т. Толстая, В. Пьецух. Отрицательная реакция на официоз, изображение абсурдности мира, авторская позиция замаскирована либо отсутствует. Нет идеала. Направления современной прозыПостмодернизм. Вен. Ерофеев, В. Маканин. Разделение, отчуждение людей, утрата обшей шкалы ценностей, обесценивание реальности, смешение стилей, тесная связь с субкультурой. Наиболее эффективные технологии работы с произведениями современных авторовРазвивающее обучение Проблемное обучение Технология эвристического обученияИсследовательские методы обучения Диалоговое обучениеОбучение в сотрудничестве Метод проектаТехнологии личностно ориентированного обученияТехнология мастерских Памятка «Мотивация к работе с произведением современного автора»Аргументированно обосновать целесообразность работы с данным текстом (разработать критерии отбора литературного материала). Обозначить доминанту - проблематику произведения (нравственную, философскую).Определить степень эмоционального воздействия темы, идеи произведения на школьников, на формирование системы морально-нравственных ценностей обучающихся 5-11 классов. Памятка (продолжение)Доказать возможность анализа произведения как «сложно построенного смысла».Обосновать необходимость компаративного, культурологического, лингвостилистического анализа текста (или их элементов). Смоделировать систему традиционных и инновационных форм и методов работы, эффективных при работе именно с этим текстом. Фрагмент «программы - минимум»Л. Улицкая«За что и для чего», «Путь осла»,«Перловый суп»,«Народ избранный», «Капустное чудо», «Бедные родственники», «Чужие дети».И. Полянская«Мама».  Фрагмент «программы - минимум»А. Варламов «Рождение»Т. Толстая«Лимпопо», «Легкие миры», «Смотри на обороте», «Милая Шура», «Соня», «Свидание с птицей», «Река Оккервиль». Фрагмент «программы - минимум»Л. Петрушевская«Новые Робинзоны», «Глюк», «Время ночь», «Страна», «Гигиена», «За стеной», «Шопен и Мендельсон».А. Уткин«Хоровод», «Самоучки», «Крепость сомнения», «Приближение к Тендре». Антон УткинИнтерпретация образов и мотивов классической русской литературы XIX века в новейшей литературе.Компаративный анализ рассказов А. Чехова «Ионыч» и А. Уткина «Ничего». Диалог с автором. Вопрос Антону Уткину- Что можно сказать об исторической эпохе написания указанных рассказов? - Конечно, любое реалистическое произведение не может существовать вне исторического контекста. Да, можно говорить об эпохе застоя в годы правления Александра III, но Чехов, думаю, не это имел в виду. Он был более свободен от своей исторической эпохи - он просто так видел мир и человека в нем. То есть Ионыч - жертва неизменных для всех законов мира, жертва мироустройства вообще… Диалог с автором. Вопрос Антону Уткину (продолжение) - Мищенко - это символ той части моего поколения, которое сильно растерялось после крушения социализма. Он готовился жить в одних условиях, но совершенно неожиданно попал в другие. Рассказ этот написан в 1997 году и передает и растерянность, и отчаяние человека, который оказался неспособен нравственно противостоять столь резкому слому. Тогда казалось, что выхода для Мищенко нет и символом надежды является только маленькая девочка, приходящая в музей. Конфликт между реальным и воображаемым «Петерс» Татьяна Толстая«Это завершённая история героя, в которой пунктиром запечатлена его внешняя биография, но ярко и подробно раскрыта внутренняя, духовная эволюция…» (А. Генис) Особая эмоциональность нравственной составляющей текстаУм покрывает любой недостаток«Перловый суп»Какова особенность композиции этого произведения? Почему повествование представлено от первого лица? Как вы понимаете название данного рассказа?Чем был перловый суп для героев рассказа? Перловый суп как проверка нравственных качеств человекаНа каком художественном приеме построено описание внешности Марины Борисовны и нищих? Для чего это сделал автор? Как нищая поступила с вещами, которые ей подарила Марина Борисовна? Почему именно эти эпизоды из жизни врезались в память героини рассказа? Современная литература на уроках в школе: быть или не быть?Продолжение традиций классического литературного образования и его модернизация. Рациональное использование учебного времени, разумное перераспределение 5-6 учебных часов в год на обязательное изучение произведений современных авторов (на уроках развития речи, внеклассного чтения, читательских конференциях и др.).Проведение параллелей: тематика, проблематика литературы XIX века и XX-XXI вв. Эволюция идей.Составление антологии современной поэзии и прозы, рекомендуемой для включения в школьную программу. Одни книги оставляют нас свободными от мыслей, другие - делают нас свободными людьми. Р. Эмерсон