Презентация по истории Брянского края на тему: Брянский край. Возникновение Русского государства


Брянский край.Возникновение Русского государства. 1. Включение славянских земель в состав Руси.2. Начало распространения христианства в Брянском крае.3. Основание Брянска.План: Государство - политическая организация, обладающая суверените­том, располагающая аппаратом управления и подавления и придаю­щая своим велениям обязательную силу для населения всей страны. Признаками государства обязательно является территориальное объединение населения и сбор с населения налогов (податей) на нужды государства.1. Включение славянских земель в состав Руси. 1. Включение славянских земель в состав Руси.Поход Олега на ЦарьградПреемником умершего Рюрика стал Вещий Олег,. В 882 г. Олег (Хельг) завоевал Смоленск, Любеч, а затем и Киев.Именно Олег смог объединить под своей властью северо-западные и южные восточнославянские земли, и объявил подвластные ему террито­рии единой русской землей, а Киев - столицей своего нового государства - Руси. 1. Включение славянских земель в состав Руси.Олег присоединял к Руси новые земли. Его интересы столкнулись с хазарскими. Одни данники хазар решили перейти к киевскому князю. Так было с радимичами, ставшими с 883 г. платить Олегу по серебряной мо­нете с плуга. Другие стали упорствовать. Тогда, в 884 г., «пошел Олег на северян, и победил северян, и возложил на них дань лёгкую, и не дал им хазарам дань платить».Археологи во время рас­копок обратили внимание, что многие поселения северян - и деревни, и укрепленные городища - погибли в огне пожаров. Возле современного села Любожичи (Трубчевский район) был утерян кем-то из русов сломан­ный в бою меч, ныне хранящийся в Государственном Эрмитаже.Прощание Вещего Олега с конём. 1. Включение славянских земель в состав Руси.После смерти Олега власть в Киеве унаследовал сын Рюрика - Игорь (Йнгвар). ВскореИгорь Рюрикович был казнен древлянами. Киевский престол заняла его жена - мудрая княгиня Ольга. Ее сын Святослав занялся собиранием земель в состав Руси, начав войну с конкурентами русов - хазарами. Серия боевых походов в 964-966 гг. привела к полному разгрому Хазарского Каганата и включению в состав Руси земель племенного союза вятичей.Князь Святослав. С картины Н. ЗубковаКнязь Святослав. С картины Н. ЗубковаКнязь Святослав. С картины Н. ЗубковаКнязь Святослав. С картины Н. Зубкова 1. Включение славянских земель в состав Руси.Ольга до смерти (969 г.) управляла государством, налаживала связи с Византией и Европой. На Черниговской и Брянской земле она создала ловища - княжеские охотничьи угодья с жившими там егерями. Такое ловище исследовано археологами близ Погара в местности Борки. В культурном слое были найдены тысячи костей диких животных - зубров, оленей, лосей, косуль, кабанов, бобров и лишь единичные останки домашнего скота.
1. Включение славянских земель в состав Руси.После гибели Святослава в 972 г. и начавшейся династической войны некоторые славянские племена перестали платить Киеву. Победившему в 978 году в борьбе за престол новому киевскому князю Владимиру Святославовичу пришлось восстанавливать пошатнувшееся единство государства 1. Включение славянских земель в состав Руси.Он строит на пути «большого Полюдья» русские  дружинные  крепости - в Северской земле в районе современного Стародуба (село Левенка). В кон. X в. в полное подчинение Руси удается привести всю территорию современного Брянского края. Дружина Владимира в 981-982 гг. покорила вятичей. В 984 г. воевода Владимира, Волчий Хвост, разгромил войско радимичей.С вхождением Брянского края в состав Руси начался процесс формирования древнерусской народности с единой культурой. 2. Начало распространения христианства в Брянском крае.Язычество - имело местный характер, а потому подталкивала славян к сепаратизму и не способствовала укреплению вертикали власти с великим князем во главе. Перед князем Владимиром встала непростая задача выбора новой государственной религии. Сначала он затеял реформу язычества: приказал поставить у дворца шесть идолов, пытаясь ввести единый для всей Руси пантеон из богов,. Однако за пределами Киева в каждой местности продолжали почитать собственных богов. 2. Начало распространения христианства в Брянском крае.Согласно летописному рассказу, Владимир решил выбрать новую религию, способную укрепить единство страны. Было несколько вариантов единобожия: христианство, ислам, и религия бывшей правящей верхуш­ки Хазарии - иудаизм. Владимир и его бояре приняли послов от каждой религиозной конфессии, сами побывали в Византии, Германии, Булгаре 2. Начало распространения христианства в Брянском крае.В 988 г. в Киев прибыли византийские священники: они ходили по домам, разъясняя суть христианства. Затем жителям Киева было объявлено о едином дне крещения, «а кто не придет, - заявил Владимир, - тот мой враг». Так в столице Руси было принято христианство. Оттуда оно начало распространяться по территории страны - где добрым словом и проповедью странствующих монахов, а где и огнём и мечом (в последнем Владимиру очень помогал его дядя - воевода Добрыня). 2. Начало распространения христианства в Брянском крае.Христианизация Брянской земли осуществлялась за счет притока христианского населения из района Чернигова, где еще в 992 г. была создана епархия - церковная область, управляемая епископом. Старейшая русская церковь - Спасо-Преображенский собор, стоит именно на детинце в Чернигове. Центрами христианизации становились погосты и станы на пути «Большого полюдья» и новые города, поставленные Владимиром 2. Начало распространения христианства в Брянском крае.Христианство долгое время оставалось на Руси религией горожан, тогда как в сельской местности основной религией было язычество. Даже в городах языческие пережитки благополучно сосуществовали с христианством. Например, в городе Вщиж был найден языческий амулет-оберег из кабаньего клыка с процарапанной на нем надписью «Господи, помози рабу твоему Фоме». Предусмотрительный Фома одновременно искал помощи и у нового христианского бога, и у старых языческих духов. 2. Начало распространения христианства в Брянском крае.Большое сопротивление встретила проповедь христианства среди вятичей. Так присланный Киево-Печерской лаврой миссионер-инок Кукша в 1113 г. был попросту убит вместе со своим учеником Никоном.Нестор-летописец описал нравы этих упорных язычников: «А радимичи, вятичи и северяне имели общий обычай: жили в лесу, как и все звери, ели все нечистое и срамословили при отцах и при снохах, и браков у них не бывало, но устраивались игрища между селами, и сходились на эти игрища, на пляски и на всякие бесовские песни, и здесь умыкали себе жен по сговору с ними; имели же по две и по три жены...». Если же кто-то умирал, «устраивали по нем тризну, а затем делали большую краду (погребальный костер), и возлагали на него мертвеца, и сжигали, а после, собрав кости, вкладывали их в небольшой сосуд...». Над погребённым возводился курган. Языческий погребальный обряд изначально представлял собой кремацию (сожжение), и лишь постепенно, под влиянием христиан, трансформировался в ингумацию (захоронение тела в земле) - хотя долгое время вокруг тела, уложенного прямо на землю или же в могильную яму, разводили краду - «очищающий огонь».2. Начало распространения христианства в Брянском крае.Гллиняныи горшок погребения (курганный могильник Кветунъ) С окончательным включением Подесенья в состав Руси связано и основание торгово-ремесленного посёлка в урочище, именуемом ныне «Чашин курган», на территории современного Брянска. Поселок получил имя Дебрянск. Рост и процветание Дебрянска определило то, что он оказался на перекрестке важнейших водных путей средневековой Восточной Европы: деснинского ответвления пути «из варяг в греки» и Волго-Окско-Деснин-ско-Днепровского пути, связывавшего Волжскую Булгарию и Северо-Восточную Русь с Южной Русью, Византией и Арабским Халифатом. В устье Болвы останавливались купеческие караваны.3. Основание Брянска. Археолог Ф.М. Заверняев открыл здесь следы прямоугольных полуземляночных жилищ с остатками глинобитных печей, следы наземных построек, хозяйственные ямы, остатки гончарного горна и домницы для варки железа. О развитой торговле говорят гирьки, замки, ключи, импортные стеклянные бокалы. Интересен костяной гребень. Эти раскопки позволили установить время основания Брянска - примерно сер. 80-х гг. X в.3. Основание Брянска.