Презентация к уроку литературы на тему «Урок-размышление по рассказу А.Грина «Зелёная лампа»» (8 класс)


Урок-размышление по рассказу А.Грина «Зелёная лампа»«От уважения человеческого достоинства к духовному зрению». Алекберова Абидат А.,учитель русского языка и литературы. Он жил среди нас, этот сказочник странный,Создавший страну, где на берег туманныйС прославленных бригов бегут на зареВысокие люди с улыбкой обманной,С глазами, как отзвук морей в январе,С великою злобой, с великой любовью,С солёной, как море, бунтующей кровью,С извечной, как солнце, мечтой о добре. Александр Грин был мастером сюжета и очень тонким психологом. Он писал о самопожертвовании, о мужестве своих героев, он писал о любви к труду, к своей профессии… Он был человеком светлой мечты К.Паустовский Мечта разыскивает путь, -Закрыты все пути;Мечта разыскивает путь,-Намечены пути;Мечта разыскивает путь,-Открыты все пути. А.Грин «Движение» Александр Грин (Гриневский)1880-1932 г.г.Человек и писатель трудной судьбы«Алые паруса»«Бегущая по волнам»«Зеленая лампа»«Капитан Дюк»«Золотая цепь»«Блистающий мир» "Я не знал нормального детства, - писал Грин в своей "Автобиографической повести", - меня в минуты раздражения, за своевольство и неудачное учение, звали "свинопасом", "золоторотцем", прочили мне жизнь, полную пресмыкания у людей удачливых, преуспевающих". Объясняя происхождение своего литературного псевдонима, Грин говорил, что "Грин!" - так коротко окликали ребята Гриневского в школе, а "Грин-блин" - была одна из его детских кличек. Тюрьмы, ссылки, вечная нужда... Недаром говорил Грин, что его жизненный путь был усыпан не розами, а гвоздями...  Дом Грина в Феодосии Стена дома Грина Рабочий кабинет писателя Интерьер комнат Рассказ написан Александром Грином в 1930 году. «От уважения человеческого достоинства к духовному зрению» это внутреннее зрение человека способность понимать и чувствовать себя и другого интуиция на хорошее ориентир на добрые дела, поступки Духовное зрение – это Грин избрал для себя очень трудную дорогу – писать не об изменении реальной жизни, а о преображении внутреннего мира человека. В. Харчев Зелёная весна развитие солнце здоровый маленький глупый бодрый рост + - погода весна надежда одежда жизньросток молодость начало плесень болезнь глупость недоразвитость Что вы можете сказать о композиции рассказа? Рассказ построен на контрасте: вторая часть противопоставлена первой, один герой противопоставлен другому. Рассказ II I Нравственные выводы Ив Стильтон Хочет работать, но в большом городе трудно найти работу. Нищий. Поработал на тяжёлой работе. Кутила, богат, развлекается. Бедные люди – падаль. Люди – игрушка Ив Стильтон Хирург, состоятельный. Старик, грязный, истощён, из притона, разорён, инвалид. «Наверное, их в детстве усердно пичкали «конкретными идеалами»: достигай, преуспевай, деньги, деньги, деньги. Став взрослыми, они озлобились на всех и вся». «…пороки порой потому «расцветают», что некому нас остановить. И уже совсем страшно, если мы окружены равнодушными людьми, молчаливо поощряющими наши дурные деяния. Не без их помощи мы становимся порочнее». «Издевательская щедрость» щедрость издевательский бескорыстиебогатство оскорбительный ОКСЮМОРОН Тема рассказа А.Грина «Зелёная лампа» Удивительная судьба бродяги Ива, ставшего знаменитым врачом и обеспеченным человеком, и жизненное падение богача Стильтона. Идея рассказа. Тот, кто имеет перед собой высокую цель, может стать хозяином своей судьбы. Зло возвращается к тому, кто породил его.Убежден в победе добра. Уверен, что даже у злодея есть возможность спасти свою душу. «За свою жизнь Грин видел много горя и раздавленных жизнью людей. Но ему хотелось видеть людей другими, лучше, ему рисовался идеал гармонического человека, свободной личности с богатой духовной жизнью, с развитым чувством прекрасного, с уважением к внутреннему миру других, умеющего прощать, понимать, сострадать». Уважать человеческое достоинство.Даже в помыслах не быть злымУметь прощать, откликаться на чужую больСтремиться к самосовершенствованиюНельзя потворствовать злу или быть к нему равнодушным: от этого оно приумножается. Притча произведение, где в иносказательной форме автор касается проблем морали, общечеловеческих законов. Что символизирует зелёная лампа? Зелёная лампа -это символ веры в безграничные возможности человека, в оправданность его стремления к осуществлению мечты, символ надежды, символ света и добра. «Зеленая лампа» М.Сипер Коричневый кубик стоит у дороги, и окна темнеют. Замерзших деревьев в ночном полумракевозносятся лапы.Уснули все люди... В окне небольшом пламенеет Зеленая лампа, зеленая лампа, зеленая лампа.Не спится, наверно, хозяевам этой обычной квартиры, А может просто забыли о лампеи тихо уснули,Устав от уборок, покупок, размолвок и стирок... И только свет лампы цветет на безмолвии улиц.А ветер свистит и играет беспечновчерашней газетой,Огни фонарей переломлены в стеклахзаснеженной призмы,И пишут в ночи за зеленою лампой поэты...Идет на земле фильм другой — третья серия жизни.Как трудно во мраке найти свой проселок,тропинку, дорогу —Легко ошибиться, приняв за природупростые эстампы.И, словно маяк, к нам приходит порой на подмогуЗеленая лампа, зеленая лампа. Чем стала для Ива зелёная лампа? Для Ива зелёная лампа стала источником света, для осуществления своей мечты, она осветила ему путь в будущее. Чем была зелёная лампа для Стильтона? Для Стильтона –это возможность проявить свое превосходство, преимущество, подчеркнуть презрение к людям. Зеленая лампа стала источником света, осветила человеку путь в будущее. Во второй части рассказа Ив советует Стильтону осветить себе дорогу хотя бы спичкой Человек сам творит свою судьбуДобро побеждает злоДуша человека – это вечное Что нужно, чтобы не стать игрушкой в руках судьбы ?