Презентация на тему Оценка достижения планируемых результатов по технологии в рамках ФГОС ООО


Оценка достижения планируемых результатов по технологии в рамках реализации ФГОС ОООВыполнила учитель технологии высшей категории МАОУ «СОШ №6»г. СеверодвинскаТолобистюк Е.И Что такое ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ?Планируемые результаты освоения основнойобразовательной программы— новый, ранее не использовавшийся механизм реализации требований Стандарта. Он призван обеспечить связь между требованиями Стандарта , образовательным процессом исистемой оценки. МЕХАНИЗМРЕАЛИЗАЦИИ ТРЕБОВАНИЙ СТАНДАРТА Для чего нужны планируемые результаты ?Они служат нормативной основой одновременно и дляопределения содержания и организации образовательного процесса и для различных оценочных процедур. СТРУКТУРА, СОДЕРЖАНИЕИ ФУНКЦИИ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВСтруктура и содержание планируемых результатов должны не только выражать требования Стандарта и передавать специфику образовательного процесса (в частности, специфику целей изучения отдельных предметов), но и отвечать целому ряду требований, предъявляемых теорией и практикой педагогических измерений.Они уточняют и конкретизируют общее понимание трех групп результатов, устанавливаемых Стандартом: личностных, метапредметных и предметных ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.СПЕЦИФИКА ПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВОпорная система знаний – это такие знания, умения, учебные действия, которые принципиально необходимы для успешного обучения и могут быть освоены подавляющим большинством детей.Однако основную ценность представляет не само по себе освоение системы опорных знаний и способность воспроизводить их в стандартных учебных ситуациях, а способность использовать эту систему при решении учебно-познавательных и учебно-практических задач.Иными словами, объектом формирования и оценки являются действия , выполняемые учащимися с предметным содержанием. Структура планируемых результатов отражает основные направления оценочной деятельности: оценку результатов деятельности системы образования, ОУ и педагогов, а также конкретных выпускников. Это достигается посредством выделения трех уровней описания и соответственно трех блоков целей:цели-ориентиры; выпускник научится; выпускник получит возможность научиться, конкретизированных в отношении каждого из субъектов образовательного процесса и представленных как ориентиры и ожидаемые результаты. «Цели-ориентиры»В первом блоке – «Цели-ориентиры» – определяются ведущие целевые установки изучения учебного предмета, призванные дать ответ на вопрос: «Ради чего изучается данный предмет? Каков его основной вклад в развитие личности ребенка?». Этот блок описывает вклад программы учебного предмета в развитие способностей обучающихся; отражает такие общие цели образования, как формирование ценностных и мировоззренческих установок, развитие интереса, формирование определенных познавательных потребностей обучающихся. Достижение этого блока целей и результатов —преимущественная компетенция государства и системы образования в целом, которые несут ответственность за создание и развитие сети ОУ, их ресурсное обеспечение, за соответствие конечных результатов образовательного процесса социальным ожиданиям. Оценка достижения этих целей ведется в ходе мониторинговых исследований с использованием исключительно неперсонифицированной информации. Результаты исследований характеризуют деятельность системы образования на федеральном, региональном уровнях. «Выпускник научится»Во втором блоке – «Выпускник научится» – отражены цели (ожидаемые результаты), характеризующие систему учебных действий, необходимых для последующего обучения и соответствующих специфике опорной системы знаний, умений и компетенций, формируемых на данном предмете.Этот блок описывает требуемый уровень освоения опорного учебного материала. В эту группу включается система таких знаний и учебных действий, которая необходима для успешного обучения в начальной и основной школе и может быть освоена подавляющим большинством детей. Именно этот блок служит основой при определении содержания и предмета итоговой оценки выпускников, именно на него надо ориентироваться при разработке инструментария итоговой оценки. Итоговая оценка достижения планируемых результатов этой группы может осуществляться как в ходе освоения данной программы (с помощью накопительной оценки или портфеля достижений),так и по итогам ее освоения.Оценка освоения опорного материала на уровне,характеризующем исполнительскую компетент-ность обучающихся, ведется с помощью заданийбазового уровня. А на уровне действий, составляющих зону ближайшего развития, — с помощью заданий повышенного уровня. Успешное выполнение обучающимися заданий базового уровня служит единственным основанием для положительного решения вопроса о возможности перехода на следующую ступень обучения. «Выпускник получит возможность научиться» Третий блок планируемых результатов отражает ожидаемые результаты, характеризующие систему учебных действий в отношении знаний, умений, навыков, расширяющих и углубляющих опорную систему или выступающих как пропедевтика для дальнейшего изучения данного предмета. Выделение этого блока призвано отразить задачи школы по опережающему формированию и развитию интересов и способностей учащихся в пределах зоны ближайшего развития, по поддержке разнообразия индивидуальных познавательных потребностей учащихся за счет учебных и междисциплинарных программ. Планируемые достижения, соответствующие планируемым результатам этой группы, могут продемонстрировать только отдельные обучающиеся с повышенным уровнем мотивации и способностей. Они не подлежат итоговой оценке выпускников, но могут быть объектом неперсонифицированных исследований, направленных на оценку результатов деятельности системы образования и ОУ, с позиций оценки качества предоставляемых образовательных услуг, гарантированных Стандартом общего образования.Некоторые задания, ориентированные на оценку достижения этой группы, все же могут очень ограниченно включаться в материалы итогового контроля с целью предоставить возможность обучающимся продемонстрировать овладение повышенными (по сравнению с базовым) уровнями достижений и выявить динамику роста численности группы наиболее подготовленных учащихся. Невыполнение обучающимися таких заданий не является препятствием для перехода наследующую ступень обучения. В ряде случаев учет достижения планируемых результатов этой группы целесообразно вести в ходе текущего и промежуточного оценивания, а полученные результаты фиксировать посредством накопительной системы оценки (например, в форме портфеля достижений) и учитывать при определении итоговой оценки. ОСОБЕННОСТИ СИСТЕМЫ ОЦЕНКИСодержательной и критериальной базой системы оценки служат планируемые результаты, структура которых строится так, чтобы можно было легко выделить предмет и объект оценки для каждой из основных измерительных процедур:􀂆 мониторингов качества образования — для оценки состояния и тенденций развития системы образования. Такая оценка ведется на основе всех трех групп планируемых результатов (личностных, метапредметных и предметных), уточняющих и детализирующих, «потрет выпускника» и размещенных в первых, общецелевых, блоках планируемых результатов; аттестационных процедур, проводящихся с целью аккредитации ОУ и аттестации педагогов, — для оценки основных результатов деятельности ОУ и педагогов, выявления факторов, способствующих достижению ими требований Стандарта. Такая оценка ведется на основе всех трех групп планируемых результатов, размещенных в блоках «Выпускник научится» и «Выпускник получит возможность научиться»; аттестационных процедур, проводящихся с целью итогового контроля и оценки обучающихся, — для итоговой оценки результатов, достигаемых всеми учащимися и каждым учащимся в отдельности, выявления факторов, способствующих достижению ими требований Стандарта. Такая оценка ведется на основе предметных и метапредметных планируемых результатов, размещенных в блоках «Выпускник научится». Новые стандарты ориентируют образовательный процесс на достижение качественно новых целей и результатов. Основной задачей и критерием оценки выступает уже не освоение «обязательного минимума содержания образования», а овладение системой учебных действий с изучаемым учебным материалом. Стандарт в явном виде указывает, что «к результатам, которые подлежат оценке в ходе индивидуальной итоговой аттестации выпускников в рамках контроля успешности освоения содержания отдельных учебных предметов относится способность к решению учебно-познавательных и учебно-практических задач. Система оценки перерастает узкие рамки модели контроля качества образования и становится принципиально необходимым элементом модели обеспечения качества образования. Способность к решению учебно-познавательных и учебно-практических задач на основании: системы научных знаний и представлений о природе, обществе, человеке, знаковых и информационных системах; умений учебно-познавательной, исследовательской, практической деятельности; обобщенных способов действий; коммуникативных и информационных умений ТЕХНОЛОГИИ ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВУРОВНЕВАЯ ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ОБУЧЕНИЯПрактика обучения, основанная на дифференциации требований к уровню освоения и явном выделении базового и повышенного уровней, называется уровневой дифференциацией обучения. ОБУЧЕНИЕ НА ОСНОВЕ УЧЕБНЫХ СИТУАЦИЙ Практика обучения на основе учебных ситуаций исходит из фундаментального положения о том, что между обучением и развитием человека всегда стоит его деятельность, и, значит, основная образовательная задача учителя состоит в организации условий, которые бы позволяли включать активность и осознанность ребенка. Это означает, что при постановке учебного задания необходимо предусмотреть создание таких условий, которые бы инициировали (или даже провоцировали) собственные действия учащихся, т.е. создать (организовать) учебную ситуацию. В понятие учебной ситуации психологи вкладывают следующий смысл:«Это такой фрагмент урока, в котором, выполняя задание, ученик совершает действия, которые далее станут его собственными, превратятся в его собственные приобретения, станут основой его развития» (К.Н. Поливанова). Реализация требований Стандарта предполагает и активное использование в учебном процессе информационных и коммуникационных технологий, использование возможностей ИКТ для реализации деятельностного подхода.Коммуникативных уменийФормирование рефлексии