Атрибутика власти Казахского ханства


Атрибутика власти Казахского ханства Эпиграф.. Представим вам картину той эпохи, и отголоски тех великих дней.. В истории определяются внешние атрибуты власти, правитель имеет право на трон, на мантию, на корону, на скипетр,Скипетр - щедро изукрашенный самоцветами и увенчанный символической (как правило, гербовой: геральдической лилией, орлом и т. п. ) фигурой жезл, выполненный из драгоценных материалов – серебра, золота или слоновой кости.Держава - символ монархической власти.Корона всегда символизировала власть и была неотъемлемым атрибутом монарха и правителя. Атрибуты власти Символы власти бывают разные. В современной России - это двуглавый орел, в Израиле - шестиконечная звезда Давида, в современном Китае и США - пятиконечные звезды, в современной Украине и в современной Монголии - трезубец и т.д. Трезубец - это древний символ власти, когда-то этот символ был на знаменах древнерусских князей. Его использовали многие народы: гунны, русские, славяне, германцы, иранцы (персы), индийцы, тюрки и др. Бог греческой мифологии Посейдон Приморский склон в пустыне Наска в Южной Америке с изображением трезубца. У древних шумеров обладателями трезубца являлись богиня Инанна и бог грома Ишкур (Адад Таким был символ власти у народа хунну. Вероятно, Чингисхан считал монголов преемниками народа хунну. В его империи символом верховной власти также был трезубец. Удивительные кульбиты совершают традиции в истории народов. Сегодня трудно разобраться, откуда кто получил в наследство этот символ. То ли Украина унаследовала его от Владимира Ясно Солнышко, то ли от Чингисхана, а может быть, прямо от Посейдона из Атлантиды? Нет, скорее всего, этот символ власти в Киев принесли гунны - они же булгар Трон – наиважнейшая принадлежность власти, сохранил с древнейших времён простую форму равностороннего куба, но пышностью своего убранства превосходил всю остальную утварь. Сам стул украшался золотыми листами, сидение- разноцветной финифтью, на котором лежала богато вышитая подушка. Тронное кресло украшалось иероглифическими надписями, объясняющими божественное происхождение правителя. Царский трон стоял на роскошно отделанном широком возвышении. Над ним возвышался плоский балдахин, который поддерживали четыре колоны, капители которых изображали священный цветок лотос. Всё убранство трона должно было символизировать могущество фараона. «Трон его был над водами» Коран Трон Аллаха — «Господний трон», «Трон учителя»; представляет собой мир и поддерживается восемью ангелами. Он высится над 70 000 языками, которые — каждый по своему — возносят хвалу Богу. На троне изображено все, что было сотворено Аллахом на земле и в морях. Если бы птицы смогли долететь до этого трона, то они летели бы 80 000 лет. За день трон меняет 70 000 цветов и оттенков, а сияет так, что ни одно земное существо не в силах выдержать это сияние. Возведенный на трон Темучин провозглашает себя Чингисханом. Справа его сыновья Угэдей и Джучи. Из иллюстрированной рукописи Рашид-ад-Дина После падения Бухары взошедший на трон Чингисхан принимает сановников Чингисхан принимает сановников. Иллюстрация к рукописи книги Рашид ад-дина «Джами ат-таварих», выполненная персидскими миниатюристами Чингисхан принимает своих сыновей на берегу Сырдарьи Праздничный пир ильхана Диадема – символ власти Древний Египет Знаком царского достоинства фараона были золотая борода, корона и посох. Двойная корона являлась символом объединения Верхнего и Нижнего Нила. Статуя Свободы Корона как символ освобождения Шапка Мономаха — переделанное на Руси изделие золотоордынских мастеров начала XIV в. (версия доктора искусствоведения Г. Ф. Валеевой-Сулейменовой) «Казанская шапка». XVI в Знаковым символом казахской правящей знати был мех черно-бурой лисицы, которым оторачивались их конусообразные шапки непременно белого или красного цвета. Кроме традиционных казахских конусообразных шапок, представители казахской знати (особенно та ее часть, которая имела более тесные связи с традиционной мусульманской элитой Центральной Азии) носили белую или красную чалму. Капитан российской службы Дмитрий Гладышев во время посещения Хивы, где хан Абулхаир ровно неделю пробыл ханом, описывает последнего сидящим на троне в красной чалме. На цветном рисунке капитана П. Яковлева, на котором он во время путешествия в 1820 году в Бухару изобразил хана Арынгазы (кстати, это единственный акварельный портрет во всей исторической иконографии казахских ханов), последний запечатлен в красной конусообразной шапке, поверх которой надета белая чалма. Это тоже имело большую символику в культурах Центральной Азии: белая чалма характерна именно для сословия кожа, а хан Арынгазы происходил по женской линии из клановой группы сайид-кожа, которая имела большой авторитет не только в казахской степи, но и в других странах Центральной Азии Кочевник лучше воспринимает пластику, объемы в мире, т.е. то, что ох­ватывает движущийся глаз, а не цвета, предстающие остановившемуся взору. Атрибутика подчеркивает форму образа правителя. Трон казанских ханов, переделанная русскими мастерами для московских правителей (версия искусствоведа Р. Г. Шагеевой) [ ГЕРБ — символическое изображение, присвоенное какому-либо государству, городу или роду. Истоки создания гербов связаны с тотемистской практикой изготовления членами рода оберега с изображением зооморфного сородича-прародителя. С возникновения территориальных образований тотемный знак главного из родов становился символом всего сообщества. Он наносился на щиты, плащи и шлемы как оберег — для устрашения врагов, опознавания личности и происхождения воинаВ символизме основных тинктур (цветов и металлов), согласно устоявшейся геральдической традиции, заложен следующий смысл. Черный цвет гербового щита – это цвет прошлого и истории, который выражает и такие понятия, как мудрость, таинство, аскезу, неотвратимую справедливость, благоразумие и загадочность. Золото символизирует просвещение, неподверженность порче, мудрость, стойкость, честь, богатство, свет, озарение, гармонию, истину. Государственный флаг. Прикрепленное к древку полотнище определенного цвета (или нескольких цветов) с изображенными на нем эмблемами или знаками.Флаг – от голландского «Корабельное знамя. Знамя – от слова «знамение»Флаг государства, его официальный отличительный знак, эмблема. Знамя – это символ объединения. Войска выстраивались вокруг боевых знамен. Поднять знамя означало готовность к бою, опустить – признать поражение. Поэтому потерять знамя в бою – позор, захват знамени считался особым отличием.Знамя отличается от флага тем, что изготавливается из более тяжелого материала, на них располагаются различные эмблемы и как правило знамена не вывешиваются, а используются только в особых случаях.( Отражает общественно-политический и государственный строй данной страны. Описание Ф.г. устанавливается специальным законом; представляет собой одноцветное или многоцветное полотнище с гербом государственным или иной эмблемой или без таковых. Вопросы и задания:1. Определите кто был заинтересован в создании атрибутов власти?2.Составте схему какие исторические события и явления наиболее ярко отражаются в атрибутах государственной власти?3. Как вы считаете, спобствуют ли атрибуты укреплению государственной власти? Абай "Слова назидания"Слово двадцать четвёртоеБыть может в будущем, настанет времяНарод мой поравняется и с темиНародами. Где знания, искусство, ремеслоТруд повседневный, а не тяжкой ноши бремя.“Что ж, надо проститься.. надо сказать последние слова, пока есть время…Сынок! Хочу тебе сказать об одном: не смей уставать! Не будет пути — иди по бездорожью! Из последних сил — но иди!”Сейсенбаев Р .“Отчаяние” Источники:1. Атыгаев Н.А.О некоторых символах власти (трон и корона: от Монгольской империи к Казахскому ханству)Электронный научный журнал «edu.e-history.kz» № 1 2.Гаттерер И. Х. Начертание гербоведения. СПб., 1805;3. Гачев Г.Д. - Национальные образы мира. Евразия - космос кочевника, земледельца и горца. – 19994. Т.Б. Щепанская. Символическая репрезентация власти: атрибутика // Антропология власти. Хрестоматия по политической антропологии. Т.1. Власть в антропологическом дискурсе. СПб: 2006. Вопросы