Презентация по кабардинской литературе А. А. Шогенцуков


1Работа ученика 7 класса МКОУ СОШ с. п. ДженалКуготова Амира ЗауровичаРуководитель: Шогенова Светлана АуесовнаМКОУ «СОШ» с. п. Дженал Зольского района КБР Районный фольклорно-этнографический фестиваль«Культур много – Россия одна» , номинация «Этнография»Исследовательская работа«Выдающиеся деятели»Али Асхадович Шогенцуков: писатель, поэт?
2 ИСХОДНАЯ ГИПОТЕЗА.Для каждого направления в изучении великих творений этого человека есть то главное, что пытается найти исследователь и, в конце концов, находит для своего исследования. ЦЕЛИ: В своей исследовательской работе я хотел познакомиться с творчеством великого писателя - поэта, прозаика, публициста Али Асхадовича Шогенцукова с целью выявить, кем, в большей степени, является Шогенцуков Али Асхадович: писателем или поэтом? ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ: Шогенцуков Али Асхадович –писатель, прозаик, поэт.
3АКТУАЛЬНОСТЬ этой работы связана с углубленным изучением творчества данного писателя. При наличии в программном материале не совсем достаточной информации биографии и жизненного пути А.А. Шогенцукова, при прочтении этой исследовательской работы можно в большей степени познать его творчество, глубже и многостороннее изучить его. Начиная говорить о личности незаурядной, известной, популярной в литературном обществе, приходится обращать внимание на самые незначительные детали в его жизни и творческой деятельности, изучать все материалы, так или иначе связанные с его биографией, дорогой, которую он выбрал.Но самое интересное то, что чем глубже познаёшь этого человека, тем больше открываешь для себя неизведанного, ещё не прочитанного.Так случилось и с исследованиями, связанными с жизнью и творческим путём Шогенцукова Али Асхадовича . Кто он в первую очередь: писатель, поэт, публицист?На этот вопрос и попытаюсь я ответить, проводя исследования, связанные с плодотворной жизнью и такой же творческой деятельностью.
4Шогенцукова Али Асхадовича называли словесным живописцем. И не случайно. В этом человеке удивительно гармонично сочетаются многие качества настоящего творческого человека. Начиная изучение его пути, чтобы ответить на поставленный вопрос исследования: « Кто он в большей степени?» всё больше и больше удивляешься неповторимости этого человека.Поиски пути начались еще в в Кучмазокова , где родился Али в многодетной семье в 1900 году. Семья была настолько велика настолько бедна, что детям не было как-то до учебы. Но все-таки заметили, что Али, в отличие от других детей, стремится к знаниям и что он обладает незаурядным умом и отличной памятью. Потому и решили, что Али должен учится. После окончания сельской школы (1914) поступил в Баксанскую духовную семинарию (медресе), из которой был исключен за организацию протеста против решения администрации уволить Нури Цагова, преподававшего дисциплины на кабардинском языке. Цагов Нури для Али стал самым авторитетным человеком на Земле. Он очень гордился тем, что учился в "университете" Цагова.
5В 1915 г. поступил на курсы по подготовке учителей для Северного Кавказа, учился до 1916-го, а затем за отличные успехи в учебе направлен дирекцией курсов в Крым, в г. Бахчисарай, в педагогическое училище им. И. М. Гаспринского. В декабре 1917 г. в связи с событиями Февральской революции в России училище было закрыто, и Шогенцуков в числе 10 лучших учеников по решению его администрации направлен для завершения образования в Турцию, где им написано стихотворение «Нанэ» ("Мать". 1917), положившее начало его поэзии. Та же острая боль звучит в стихотворении «Тырку хадэм» ("В турецком саду". 1917), написанном в жанре баллады.Закончив учебу в Турции, вернулся на родину в 1919 г. и включился в работу по строительству новой жизни. Более 13 лет посвятил просвещению, работая учителем кабардинского языка, директором школы, инспектором районо и облоно. В эти годы он часто выступал в прессе, на страницах газеты «Карахалк» ("Беднота").
6 В статьях «Нэгъабэрэ мы гъэмрэ» ("В прошлом и в этом году". 1925), «Ди бзэр зэф1эгьэувэгъуей хъунукъым»("Наш язык нетрудно восстановить"1925),«Лэжьакlуэхэр щlэныгъэм пэзыгьэуджэ»("Кто мешает просвещению трудящихся". 1925), «Хэт жылэм и гъунэгъур псэк1э?» ("Кто душой ближе к народу". 1925), «Ари кlыфlыгъэм къыхэкlащ» ("Это тоже из-за невежества". 1925), «Еджэныгъэр - нурщ» ("Учение - свет". 1925), «Тырку ложэ» ("Турецкая ложа". 1925), «Ди бзэм папщlэ» ("О нашем языке". 1925), «Ди бзэр доджыр» ("Изучаем свой язык". 1928), «Иванрэ адыгэбзэмрэ» ("Иван и кабардинский язык". 1928) и др.,он раскрыл роль и значение просвещения, место народного учителя в процессе воспитания подрастающего поколения. Художественный уровень его стихов, написанных в 20-30-е гг., соответствовал их целевой установке и носил утилитарно-просветительский характер: все подчинялось пропаганде новой жизни, желанию приобщить кабардинцев к осознанию происходящих перемен. Одним из первых кабардинцев предпринял путешествие в историю адыгов с позиции преобразований современной действительности. Ему первому удалось ввести в национальную словесность образцы высокой профессиональной культуры слова, поднять его на уровень подлинного искусства, придать языку современную гибкость и разнообразие. Ориентированная на глубинные национальные традиции, поэзия Шогенцукова вобрала в себя все лучшее, что было создано устным творчеством кабардинцев. Он знал арабский, русский, турецкий, французский языки, а также эсперанто. Читал на этих языках, но предпочтение отдавал русской литературе, считая ее образцовой.
7В ходе своей исследовательской работы я столкнулся и с деятельностью Шогенцукова – песенника. Много труда и сил вложил в развитие национальной музыки, хореографии, драматургии и театрального искусства. Будучи литературным консультантом Кабардинского хора, он оказал большую помощь руководителю и главному дирижеру А. М. Покровскому и композитору А. М. Авраамову в обработке и переложении на ноты старинных кабардинских песен, ранее не знавших хоровой формы исполнения. Благодаря ему достоянием кабардинского слушателя стали песни и арии из опер русских и советских композиторов: «Песня о Щорсе», «Песня о Чапаеве», «По долинам и по взгорьям», «Сулико», арии из опер Мусоргского и Рубин­штейна «Хованщина» и «Демон». Шогенцуков проделал большую работу по созданию и пропаганде профессиональной музыки и песенного народного творчества. Наряду со старинными песнями «Андемиркан», «Мартина», «Кербеч» и др. в репертуаре хора появились лирические песни на слова Шогенцукова: «Хамид», «Накулен», «Лина-трактористка» и др. Али Асхадович, как писатель первопроходец, первым из кабардинских поэтов и писателей в 30-е гг. ХХ столетия обратился к наиболее трудным жанрам литературы-драматургии и прозе. А.А. Шогенцуков в лучших своих произведениях («Камбот и Ляца», «Мадина», «Зимняя ночь», «Юный воин», «Партизан-Жамбот», «Моя Родина» и некоторых стихотворениях) не просто исходит из кабардинского фольклора, а решает вопрос о том, какую роль может и должен сыграть устно — поэтическое творчество кабардинского народа в создании художественной словесности, отвечающей требованиям новой, нарождающейся жизни. Со счастливой, легкой руки А.А. Шогенцукова наша литература за сравнительно короткий исторический отрезок времени прошла большой путь своего развития. Кабардино-черкесская литература, которую так бережно, по-отцовски выхаживал Али Асхадович, сегодня возмужала и вышла на широкий простор литератур братских народов России. Газета «Правда» справедливо указывала, что «произведениями Шогенцукова кабардинская поэзия вышла на Всесоюзную арену».
8Лучшие образцы многожанровой кабардино-черкесской литературы переведены на языки народов России и дают всероссийскому читателю возможность ближе познакомиться с бытом, культурой и экономикой современной кабардинской нации. Отдельные произведения А.А. Шогенцукова переведены на иностранные языки. Жизнь и самобытное творчество А.А. Шогенцукова является одно из самых ярких страниц в истории кабардино-черкесской литературы, а изучение его бессмертных художественных произведений в школе по праву занимает почетное место в ряду средств, способствующих формированию гуманистических черт и идеалов нашей молодежи. Как уже отмечалось, Али Асхадович вошел в историю кабардино-черкесской литературы как ее основоположник и классик. За свою короткую, стремительную, но красивую жизнь он успел совершить творческий подвиг, его имя по праву занимает одно из самых видных и почетных мест в нашей литературе. А.А. Шогенцуков своим народом воспринимается и почитается так, как А.С. Пушкин и М.Ю. Лермонтов русским народом. Его у нас любовно называют кабардинским Лермонтовым и Пушкиным. Творчество Али Асхадовича по духу и идейно-художественному содержанию близко к творчеству этих двух великих русских поэтов. Изучению произведений А.А. Шогенцукова в кабардинской и черкесской школе придается такое же значение, как изучению произведений М.Ю. Лермонтова и А.С. Пушкина в русской школе. Интерес к жизни и литературному творчеству А.А. Шогенцукова на уроках родной литературы в настоящее время велик, и в связи с совершенствованием методики изучения произведений писателя этот интерес с каждым годом будет возрастать. В этом нет ни какого сомнения.Продолжая свои исследования, касающиеся творческого пути Али Шогенцукова, я познакомился с удивительными работами его в области публицистики. У него двадцать публицистических статей. На самом деле трудно « вычислить» , в какой степени Али Асхадович был поэтом, прозаиком, публицистом, потому что в ходе исследования я открыл для себя ещё и реформаторские способности этого великого человека, а также талант переводчика.Это незаурядная личность, заставившая меня по-иному посмотреть и на кабардинскую литературу в целом, и на творчество самого Шогенцукова, в частности.
9Литературное наследиеА. А. Шогенцукова2 рассказа1 роман в стихах 8 поэм


style.rotation

style.rotation

style.rotation
10Литературное наследиеА. А. Шогенцукова9 произведении переведенных с русского на кабардинский24стихотворении 20 публицистических статей


style.rotation

style.rotation

style.rotation
11ЗАКЛЮЧЕНИЕ.Завершив свою исследовательскую работу, я вдруг понял, как интересно устроено человеческое естество: чем больше углубляешься в изучение того или иного предмета или явления, тем интереснее, что же дальше? Хочется добраться до самой сути того, что ты начал изучать. Я глубоко убежден, что творчество Али Асхадовича Шогенцукова можно изучать много и долго и этот источник никогда не иссякнет. Для себя я открыл такие великие запасы его произведений, что неожиданно вспомнился весь программный материал школы, связанный с изучением творчества этого человека и захотелось поделиться своими открытиями со всеми, кому интересен Шогенцуков и кто когда бы то ни было обращался к его творческой деятельности.ВЫВОД: Остаётся признать, что творчество Али Шогенцукова в равной степени актуально и с точки зрения поэзии, и с точки зрения прозы, и с точки зрения публицистики. Его великий талант принадлежал и до сих пор принадлежит кабардинскому народу. И это является важным и главным.
12Список использованной литературы1.Теунов Хачим Исхакович Кабардинская литература и кабардинские писатели "(На каб.яз.) Н, 1955, Типография им.революции 1905 года Министерства культуры КАССР Кабардинское книжное издательство
13спасибо за внимание