Презентация Проблемно-диалогическое обучение.Методы обучения.


Проблемно-диалогическое обучение. Методы обученияМатвеева Т.В.2014 годМБОУ «Абрамовская СОШ» Проблемно-диалогическое обучение – тип обучения, обеспечивающий творческое усвоение знаний учениками посредством специально организованного учителем диалога. Постановка учебной проблемы – это этап формулирования темы урока или вопроса для исследования.Поиск решения – это этап формулирования нового знания. Побуждающий диалог состоит из отдельных формулирующих реплик, которые помогают ученику работать по-настоящему творчески, и поэтомуразвивает творческие способности учащихся. Подводящий диалог представляет собой систему посильных ученикам вопросов и заданий, которая активно задействует и соответственно развивает логическое мышление учеников. Традиционное обучение – это тип обучения, обеспечивающийрепродуктивное усвоение знаний. {5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}МетодыПроблемно-диалогическиеТрадицион-ныепостановки проблемыпобуждающий от проблемной ситуации диалогподводящий к теме диалогсообщение темы с мотивиру-ющим приемомсообщение темыпоиска решенияпобуждающий к выдвижению и проверке гипотез диалогподводящий от проблемы диалогподводя-щий без проблемы диалогсообщение знанийКлассификация методов обучения {5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Приемы создания проблемной ситуацииПобуждение к осознанию противоречияПобуждение к формулирова-нию проблемы1. Одновременно предъявить ученикам противоречивые факты, теории, мнения- Что вас удивило? Что интересного заметили? Какие факты налицо?Выбрать подходящее:Какой возникает вопрос?Какая будет тема урока?2. Столкнуть мнение учеников вопросом или практ. заданием на новый материал- Вопрос был один? А сколько мнений? или Задание было одно? А как вы его выполнили?- Почему так случилось? Чего мы не знаем?3. Шаг 1. Выявить житейское представление учащихся вопросом или практ. заданием на «ошибку»Шаг 2. Предъявить научный факт сообщением, расчетом, экспериментом, наглядностью- Вы сначала так думали? А как на самом деле?4. Дать практ. задание, не сходное с предыдущими- Вы смогли выполнить задание? В чем затруднение? Чем это задание не похоже на предыдущие?Побуждающий от проблемной ситуации диалог {5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}АнализУчительУченикиПостановка проблемыпредъявление первого фактапредъявление второго фактапобуждение к осознаниюпобуждение к проблемевопросРебята! У кого есть собака?Какой породы ваши собаки?Ученые подсчитали, что сейчас на Земле существует несколько тысяч пород собак.А сколько было пород собак у древних людей?Так что вас сейчас удивило? Что интересного заметили?Какой возникает вопрос? Фиксирует вопрос на доске.Поднимают руки.Называют.Думаем. одна!(Проблемная ситуация.)Была одна порода, а стало много.(Осознание противоречия.)- Откуда взялось столько пород? (Вопрос.)«Рукотворная жизнь (искусственный отбор)» {5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}АнализУчительУченикиПостановка проблемыпредъявление противоречивых мненийпобуждение к осознаниюпобуждение к проблемевопросВнимательно рассмотрите в учебнике два рисунка. Прочитайте подписи к ним.Что вас удивило? Что интересного заметили?Какой возникает вопрос? Фиксирует вопрос на доске.Рассматривают иллюстрации: «Мир по Птоломею», «Мир по Копернику».(Проблемная ситуация.) – Птоломей думает, что Солнце вращается вокруг Земли, а Коперник думает, что Земля вращается вокруг Солнца. (Осознание противоречия.) – Кто из ученых прав? (Вопрос.)«Земля в космосе» {5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}АнализУчительУченикиПостановка проблемызадание на новый материалпроверка заданияпобуждение к осознаниюпобуждение к проблеметемаПрочитайте слова на доске.Объясните орфограммы.Теперь я загадаю вам загадку. (Читает загадку о березе.)Напишу слово «береза» на доске. (Продолжает запись.)Что же мне делать, ребята?А что значит перенести?Какой знак нужен?Помогите мне перенести слово «береза». Работайте в парах. Посмотрим, что вы предлагаете. (Фиксирует работу пар на заготовленном шаблоне)Задание было одно?А выполнили вы его как?Почему так получилось? Чего мы пока не знаем?Верно. тема урока сегодня «Правила переноса слов». (Фиксирует тему на доске)Соль, Анна, майка, объявил. Объясняют. Это береза!Наблюдают, что новое слово на доске не помещается.Надо перенести. – Одну часть слова оставить на строке, а другую перенести на следующую строку. Знак переноса.Пары добавляют знак переноса в слово «береза» на своем листе.Видят варианты: бер-ёза берё-за бе-рёза берёз-а(Проблемная ситуация)Да.Мы выполнили по-разному. (Осознание противоречия.)Как переносятся слова. (Неточная формулировка темы.) {5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}АнализУчительУченикиПостановка проблемызадание на известный материалзадание на новый материалпобуждение к осознанию проблемыпобуждение к проблеметемаНайдите площадь прямоугольника со сторонами 15 и 3 см. Работайте в тетради.На листочках найдите площадь прямоугольника со сторонами 56 и 21 см.Смогли выполнить задание? В чем затруднение? Чем это задание не похоже на предыдущее?Какова сегодня тема урока? Фиксирует тему на доске.Легко выполняют задание.Испытывают затруднение. (Проблемная ситуация.)Нет, не смогли.Это новое умножение.Надо умножить на двузначное число, а мы такого еще не решали. (Осознание проблемы.)Умножение на двузначное число. (Тема.) {5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}АнализУчительУченикиПостановка проблемы задание на известный материалзадание на новый материалпобуждение к осознанию проблемыпобуждение к проблеметемаПрочитайте предложение на доске. Выделите его основу.Установите связи остальных слов в предложении .Смогли выполнить задание? В чем затруднение? Чем это задание не похоже на предыдущее?Какова же тема урока? Фиксирует тему на доске.Смелый лягушонок взобрался на плот.Выделяют основу.Испытывают затруднение. (Проблемная ситуация.)Нет, не смогли.Мы такого еще не делали.Там надо выделить основу, а здесь связывать остальные слова. (Осознание проблемы)Связь слов в предложении. (Тема.) {5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}АнализУчительУченикиПостановка проблемы«яркое пятно» в форме шуточного стихотворениятемаСегодня мы познакомимся с падежом, про который Лежебокин, герой стихотворения Г.Граубина, сказал так: Такой падеж как … Я с детства не терплю. Давать, делиться чем-нибудь С друзьями не люблю.Кто догадался, о каком падеже идет речь?Значит тема нашего урока? Фиксирует тему на доске. О дательном.Дательный падеж.