презентация Формирование универсальных учебных действий в основной школе


Формирование универсальных учебных действий в основной школеМельшиан Н.Э - учитель русского языка и литературы МБОУСОШ №17Федотова Е.Ю. – учитель русского языка и литературы МБОУСОШ №17 Основные виды УУДЛичностные (самоопределение, смыслообразование, действие нравственно-этического оценивания);Коммуникативные;Познавательные;Регулятивные (целеобразование, планирование, контроль, коррекция, оценка, прогнозирование)

Личностные УУД Личностные УУД - это готовность личности к самоопределению на основе развития самосознания и мировоззрения, выработки ценностных ориентаций.style.textDecorationUnderline Структура гражданской идентичностикогнитивность – знание о принадлежности к данной социальной общности;ценность – наличие позитивного или негативного отношения к факту принадлежности;эмоционально- приятие или неприятие гражданской общности;поведенческий – участие в общественно-политической жизни страны, реализация гражданской позиции в деятельности и поведении.

когнитивный компонент: создание историко-географического образа России, знание истории и географии края;социально-политическое устройство России, знание государственной символики,знание положений Конституции, прав и обязанностей;знание о народах и этических группах России;освоение общекультурного наследия;ориентация в системе моральных ценностей;сформированность социально-критического мышления;экологическое сознание, здоровый образ жизни, здоровьесберегающие технологии, правила поведения в чрезвычайных ситуациях.Результат формирования гражданской идентичности учащихся

ppt_y
ppt_y
ppt_y
ppt_y
ppt_y
ppt_y
ppt_y
ppt_y Ценностный и эмоциональный компонентпатриотизм;знание истории;уважение других народов России и мира, толерантность;уважение личности и её достоинства;уважение ценностей семьи, любовь к природе;сформированная потребность в самовыражении и самореализации;позитивная моральная самооценка



Деятельностный компонентучастие в самоуправлении;выполнение норм и требований школьной жизни и обязанностей ученика;умение вести диалог, взаимовыражение, конструктивное разрешение конфликтов;выполнение моральных норм в школе и дома;участие в общественной жизни (акции, посещение театров, музеев…; ориентирование в событиях в стране и мире, здоровый образ жизни);умение строить жизненные планы с учётом конкретных социально-исторических, политических и экономических условий.


Задание«Кодекс моральных норм»Цель: обсуждение и выработка кодекса моральных норм, которыми должны руководствоваться учащиеся в классе при общении с одноклассниками.Возраст: 11-15 лет.Форма выполнения задания: индивидуальная и групповая Инструкция по выполнению задания
Коммуникативные УУД Коммуникативные УУД – способность к согласованным действиям с учётом позиции другого, удовлетворительное владение нормами и «техникой общения»:общение и взаимодействие, т.е. умение представлять и сообщать в письменной и устной форме, а также использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции;работа в группах, т.е. совместная деятельность, умение устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать, уважительно относиться к партнёрам, использование адекватных языковых средств
ppt_y
ppt_y Задание: выработать, а затем представить и обосновать общее мнение по заданиюЦель: формирование коммуникативных действий, связанных с умением слушать и слышать собеседника, понимать возможность разных оснований для оценки одного и того же предмета, учитывать разные мнения и уметь обосновывать собственное.Форма работы: в группах (3-4 человека), в парах.Возраст: 11-15 лет.

Критерии оцениванияПродуктивность совместной деятельности;Полнота и обоснование ответа;Умение договориться, аргументировать;Отношение к общей точке зрения: позитивное (обсуждение с интересом); нейтральное (взаимодействие по необходимости); отрицательное (игнорирование, конфликт)

Примерные варианты заданийПо воспитательной работе:Отражают ли поступки человека его характер?Нужна ли человеку физическая сила?По литературе:Кто Хлестаков: лжец или врунишка? (по комедии Н.В.Гоголя «Ревизор»)Может ли человек с физическими недостатками быть счастливым? (по рассказу В.Г.Короленко «Парадокс»)По русскому языку: Культура общения: наука или искусство?
ppt_y
ppt_y
ppt_y
ppt_y
ppt_y Познавательные УУД Представляет включение учащихся в исследовательскую и проектную деятельность Особенности:личная и социальная (значимость для других) мотивация;индивидуальная самостоятельная работа и сотрудничество в коллективе;сочетание различных видов познавательной деятельности;активная работа воображения – творчество. Исследовательские действия формируют
ppt_y Работа с метафорамиЦель: сформировать умение работать с метафорами (понимать переносный смысл выражения, строить обороты речи на основе скрытого уподобления, образного сближения слов).Возраст: 11-15 лет.Форма выполнения задания: работа в группах по 4-5 чел.Описание работы: установите, какие пословицы подходят друг другу по смыслу. Инструкция: многие народы имеют сходные по смыслу пословицы и поговорки: Работа с метафорами «Как волка не корми, он всё в лес смотрит». – «Посади лягушку хоть на золотой стул, она всё равно опять в лужу прыгнет».«Из огня да в полымя». - «Из-под дождя да под ливень».«Кто не работает, тот не ест». - «Нет работы – нет и ужина».

Работа с метафорами:из двух слов создайте метафору костёр рябинаКостёр рябины ковёр листья ковёр листьев лёд зеркало зеркало льда


ppt_y

ppt_y Пример теоретического исследования «Сказочные герои».Цель: формирование умения проводить теоретическое исследование на материале анализа сказочных героев.Форма выполнения: в группах по 4-5 человек.Задание: провести теоретическое исследование, т.е. формирование общих закономерностей, позволяющих объяснить ранее открытые факты и эмпирические закономерности. Этапы исследования
Выполнение задания Слово учителя В волшебных сказках герои внешне непривлекательны: Иванушка- дурачок, Емеля. Сначала они спят на печи, ничем не интересуются, а потом сказочно изменяются, совершают героические подвиги и становятся богатыми и счастливыми. Прочитайте сказки, где героем является Иванушка, сравните описание, его поступки с действиями других персонажей. Помогут сделать выводы наши вопросы.
ppt_y
ppt_y
ppt_y
ppt_y
ppt_y ВопросыПочему героя называют не просто Иванушка, а Иванушка-дурачок?С чего начинаются чудесные изменения?Почему именно он побеждает?Кто и что ему помогает?Какие качества персонажа, особенности характера позволяют ему совершать подвиг, как это показано в сказке?Герою помогают волшебные вещи, звери… Значит ли это, что роль Иванушки в этих подвигах незначительна и его назвать героем-победителем?



Чтение в составе УУД Грамотное чтение – способность человека к осмыслению письменных текстов и рефлексии на них, к использованию их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей, активного участия в жизни общества, т.е. умение читать любой текст, включающий не только слова, но и визуальные изображения (диаграммы, рисунки, карты, таблицы, графики…) Чтение в составе УУД Виды чтенияОзнакомительноеИзучающееПоисковоеВыразительноеРефлексивное (наиболее развитое) Типы чтенияКоммуникативное чтение вслух и про себяУчебноеСамостоятельное




Умение понимать текстОбщая ориентация в тексте, понимание смысла;Быстрое (глазами) нахождение информации;Интерпретация;Рефлексия содержания текста (умение связывать информацию текста со знаниями из других источников, защитить свою точку зрения);Рефлексия на форму текста (оценивать не только содержание, но и форму). Типы вопросов к тексту Учимся задавать вопросыЦель: формирование умения задавать вопросы к текстам.Возраст: 11-12 лет.Форма выполнения задания: работа в группах, в парах.Задание: прочитать текст, составить вопросы различных типов.Инструкция: виды вопросов для учащихся.Оценка:Умение понимать текст;Прогнозировать развитие событий;Соотносить смысловые фрагменты текста;Формулировать систему аргументов;Интерпретация текста;Выделять личностные характеристики персонажей;Составлять оригинальный текст. Примеры заданийОзаглавьте текстЭпиграф (соответствие эпиграфа тексту)Сочиняем сказку Изменение известной сказкиСказка по кругуСказка на выделение причинно-следственных связей (Почему у льва есть грива? Почему у слона длинный хобот?)Сочинение сказки с опорой на свойства предметов и материалов («Хлебный город»; «Кисельные реки»)Старая сказка на современный ладСказка наоборот (переделать известную сказку, чтобы характер героев стал противоположным)




Воссоздай пословицыТише едешь волки сытыОвцы целы дальше будешьНа чужой стороне там и пригодитсяГде кто родится и весна не красна Терпение и труд лучше большого бездельяМаленькое дело всё перетрут






Понимание научного текстаЦель: развитие умения структуировать научный (познавательный) текст и составлять краткий конспект.Форма работы: индивидуальная, групповая.Задание: работа с текстом по общей схеме, заполнить графы конспекта.Карточка с вопросами:что составляет предмет обсуждения в тексте;дайте определение предмета;какова структура предмета; из каких компонентов состоит;с какими другими предметами (понятиями) связан предмет;как возникает и развивается предмет;основные функции предмета и области его применения;какие свойства и характеристики предмета обеспечивают возможность реализации указанных функций;как осуществляется производство предмета;укажите типологию предмета. Освоение приёмов логического запоминания информации, извлечённого из текстовФорма работы: работа в группах, индивидуальная.Задание: после чтения и составления плана, таблиц и графических схем:взаимопроверка;пересказ в парах с опорой на план;составление устной аннотации;подготовка учебных докладов, иллюстраций Регулятивные УУДЦелеполагание и построение жизненных планов:количество целей;содержание целей;временная перспектива.2. Регуляция учебной деятельности(какую оценку себе поставишь за урок?).ценностный опыт;опыт рефлексии;подготовка к работе;операционный опыт (учебные знания, умения)опыт сотрудничества.3. Саморегуляция Ориентиры в формировании оцениванияАкцент на достижениях ученика;Выделение ууд как объекта оценки;Сопровождение формирования самооценки учащихся как основы постановки целей;Формирование рефлексивности оценки и самооценки

Рекомендации по формированию действий оценкиСтавить задачу оценивания своей деятельности;Развивать самооценку, мотивацию саморазвития;Предмет оценивания – учебные действия, результаты, способы действия, способы учебного сотрудничества и собственные возможности;Оценка может быть дана учителем в готовом виде, учащимися или самим учеником;Анализ причины неудач, постановка задач, обеспечивающих правильное выполнение задания;Оценка ученика предваряет оценку учителя;Организация учебного сотрудничества как основа соблюдения принципов уважения личности учащегося.Задание: «Планируем свой день». «Планируем неделю»




ЛитератураАсмолов А.Г., Бурменская В.Г., Володарская И.А. и др. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий. Пособие для учителя. (Стандарты второго поколения)/под ред Асмолова А.Г. М:Просвещение, 2011. Спасибо за внимание!
style.rotation