«Эффективность использования игры при обучении грамоте детей дошкольного возраста» (на примере МУДО ДДЮТ


Презентация итогово-значимой работыВыполнила : педагог дополнительного образования МУДО ДДЮТШИРИНБЕКОВА ОЛЬГА НИКОЛАЕВНА г. Люберцы 2015г. тема презентации:«Эффективность использования игры при обучении грамоте детей дошкольного возраста» (на примере МУДО ДДЮТ Дворец детского (юношеского) творчества) У ребенка есть страсть к игре, и надо ее удовлетворять. Надо не только дать ему время поиграть, но надо пропитать этой игрой всю его жизнь. Вся его жизнь — это игра. А. С. Макаренко   Цели и Задачи:Цель : эффективность использования игры и игрового материала по обучению грамоте детей дошкольного возраста.Задачи:1.Развивать связную речь, расширять словарный запас;  Активизировать знания детей о звуковом строении слова;2.  Формирование и совершенствование целенаправленных и связных высказываний, точное употребление слов, грамматическая правильность построения предложения, внятность, выразительность.3.Закреплять умения делить слова на слоги (части), называть последовательность слогов, называть из каких звуков состоит слог, слово;4. Закреплять знания детей о строении предложения: уметь называть слова с указанием последовательности, строить схемы предложений;5. Способствовать развитию любознательности, познавательной активности.6. Учить планировать свои действия в игровой ситуации, выполнять правила игры.  актуальность: Обучение грамоте начинается не тогда, когда пытаются заставить ребенка запомнить букву, а когда ему скажут: “Послушай, как поет синичка!”.1.  Будущему  первокласснику  необходимо  накопить  определенный  багаж  знаний,  умений  и  навыков,  который  послужит  базой  для  последующего  школьного  обучения.  Важное  место  в  таком  багаже  занимает  готовность   к  усвоению  основ  чтения  и  письма.2. Отсутствие  систематической,  поэтапной  работы  по  обучению  грамоте  может  впоследствии  вызвать  нежелательные  результаты в  развитии  письменной  речи  -  дислексию (нарушения  чтения)  и  дисграфию (нарушения  письма).Все упражнения проводятся в игровой, занимательной форме с элементами соревнования, так как игровые приемы и дидактические игры составляют специфику обучения дошкольников. В последние годы многие учителя начальных классов и школьные логопеды отмечают большой рост детей с нарушениями письма и чтения (дисграфия, дислексия). На мой взгляд это связано с несформированностью фонетико-фонематического восприятия и слуха у старших дошкольников. В связи с этим, я считаю, что большое внимание необходимо уделять формированию звуковой культуры речи и элемента подготовки обучения грамоте у старших дошкольников.Подготовка к обучению грамоте находится в тесной связи со звуковой культурой речи. Если ребенок не будет правильно произносить звуки, не сможет их различать и выделять, подбирать слова с определенным звуком, то и процесс овладения первоначальными элементами грамоты будет затруднен.Для успешного обучения детей, я использую игровые методы и приемы, так как игра является основным видом деятельности дошкольника. С помощью игры усвоение сложного материала происходит без особого нервного напряжения: ребенок с усердием старается овладеть тем, что способствует успеху игры, незаметно для себя решая ту или иную учебную задачу. Создание условий для речевого развития дошкольниковФормирование правильной речи ребенка является одной из основных задач дошкольного образования. Поэтапное решение данной проблемы в нашем учреждении дополнительного образования детей осуществляется через различные мероприятия с детьми. Цель у всех участников педагогического процесса едина: поиск эффективных приемов повышения качества речевого развития детей.Для успешного развития детей мною в группе создана речевая зона. Она представлена книжным уголками (фото №1) В этой зоне дети могут посмотреть любимые книги, игры, и иллюстрации к художественным произведениям, рассказать любимую сказку. Использую фланелеграф (фото № 3), на котором дети могут самостоятельно составить рассказ по серии сюжетных картинок, определять место звука в слове, составлять схемы предложений и по данной схеме составлять предложение. В речевом уголке детям предложены следующие игры: «Маленькие слова», «Что сначала, что потом», «Забавные истории», «Стань другом природы» и другие.  Речевая зона. Книжный уголок ФЛАНЕЛЕГРАФ Игра «Маленькие слова» Дидактическая игра по обучению грамоте «Зоопарк»Дидактическую игру «Зоопарк» можно использовать как в групповой так и в индивидуальной форме обучения. Для игры необходимо приготовить стикеры трёх цветов: красного, синего и зелёного цветов (можно заменить цветными фишками, прищепками, пластилином, красками). Распечатать картинки с изображением животных со схемами на которые дети буду клеить фишки (стикеры). И чтоб заинтересовать детей поставить проблемную игровую задачу, например: В наш город приехал зоопарк, прошёл сильный дождь и смыл красивый забор у зверей. Помогите пожалуйста работникам зоопарка заново раскрасить забор. Краски забора должны соответствовать звуковой схеме названия зверя. Для групповой формы можно приготовить загадки для того, чтоб распределить, кто чей забор будет красить. Педагог загадывает загадки, ребёнок, угадавший загадку первым берёт карточку с отгадкой. Дидактическая игра по обучению грамоте «Зоопарк» Вывод:Наработанная система игр по обучению грамоте помогает мне эффективно решать задачи данного раздела программы, строить интересный педагогический процесс, основываясь на ведущем виде деятельности дошкольника – игре.Данная система работы позволяет детям старшего дошкольного возраста успешно овладевать звуковым анализом, выделять особенности слов, определять его звуковую характеристику, соединять звуки в слова, моделировать новые , что имеет огромное значение для последующего систематического обучения родного языка в школе. Кроме того дети научились сравнивать, быстро находить правильное решение, стали более самостоятельными, инициативными, у них появился интерес и стремление узнавать новое. Спасибо за внимание!