Интегрированный урок-исследование по русскому языку и литературе (с презентацией) 8 класс Тема: «Наш дар бессмертный – речь» (И.А. Бунин)»


ЦЕЛИ УРОКА: ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О РУССКОМ ЯЗЫКЕ КАК О ДУХОВНОЙ, НРАВСТВЕННОЙ И КУЛЬТУРНОЙ ЦЕННОСТИ НАРОДА; ПОВТОРЕНИЕ МАТЕРИАЛА О МНОГООБРАЗИИ ФУНКЦИЙ ЯЗЫКА И РЕЧИ, О СРЕДСТВАХ РЕЧЕВОЙ ЭКСПРЕССИВНОСТИ;ПОБУЖДЕНИЕ УЧЕНИКОВ К РАЗМЫШЛЕНИЯМ О РОЛИ СЛОВА В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА И ОБЩЕСТВА;ВОСПИТАНИЕ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К РУССКОМУ ЯЗЫКУ.АВТОР: КОЛЕСНИКОВА ОЛЬГА ВЛАДИМИРОВНА СЛОВОЯЗЫКРЕЧЬСИНКВЕЙНКЛАСТЕРКОММУНИКАЦИЯЭКСПРЕССИВНОСТЬРЕФЛЕКСИЯ … ЧЕЛОВЕК ЧЕРЕЗ СЛОВО ВСЕМОГУЩ;ЯЗЫК ВСЕМ ЗНАНИЯМ И ВСЕЙ ПРИРОДЕ КЛЮЧ;ВО СЛОВЕ ВСЕХ СУЩЕСТВ СОДЕРЖИТСЯ КАРТИНА,СООБЩЕСТВ СЛОВО ВСЕХ И ДЕЙСТВИЕВ ПРУЖИНА.ГАВРИЛА РОМАНОВИЧ ДЕРЖАВИН СЛОВО – ЕДИНИЦА ЯЗЫКА, СЛУЖАЩАЯ ДЛЯ НАЗВАНИЯ ОТДЕЛЬНОГО ПОНЯТИЯ, САМАЯ РЕЧЬ, СПОСОБНОСТЬ ГОВОРИТЬ. (СЕРГЕЙ ИВАНОВИЧ ОЖЕГОВ)СЛОВО – ОСНОВНАЯ СТРУКТУРНО-СЕМАНТИЧЕСКАЯ ЕДИНИЦА ЯЗЫКА, СЛУЖАЩАЯ ДЛЯ НАИМЕНОВАНИЯ ПРЕДМЕТОВ И ИХ СВОЙСТВ, ЯВЛЕНИЙ, ОТНОШЕНИЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ, ОБЛАДАЮЩАЯ СОВОКУПНОСТЬЮ СЕМАНТИЧЕСКИХ, ФОНЕТИЧЕСКИХ И ГРАММАТИЧЕСКИХ ПРИЗНАКОВ, СПЕЦИФИЧНЫХ ДЛЯ КАЖДОГО ЯЗЫКА. (ЭНЦИКЛОПЕДИЯ «РУССКИЙ ЯЗЫК»)СЛОВО – ИСКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ СПОСОБНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА ВЫРАЖАТЬ ГЛАСНО СВОИ МЫСЛИ И ЧУВСТВА, ДАР ГОВОРИТЬ, СООБЩАТЬСЯ РАЗУМНО СОЧЕТАЕМЫМИ ЗВУКАМИ, СЛОВЕСНАЯ РЕЧЬ (В ДАЛЬ ВЛАДИМИР ИВАНОВИЧ)СЛОВО – НАИБОЛЕЕ КОНКРЕТНАЯ ЕДИНИЦА ЯЗЫКА В ГЛУШИ ЛЕСНОЙ, ВГЛУШИ ЗЕЛЕНОЙ,ВСЕГДА ТЕНИСТОЙ И СЫРОЙ,В КРУТОМ ОВРАГЕ ПОД ГОРОЙБЬЕТ ИЗ КАМНЕЙ РОДНИК СТУДЕНЫЙ:КИПИТ, ИГРАЕТ И СПЕШИТ.КРУТЯСЬ ХРУСТАЛЬНЫМИ КЛУБАМИ,И ПОД ВЕТВИСТЫМИ ДУБАМИСТЕКЛОМ РАСПЛАВЛЕННЫМ БЕЖИТ.А НЕБЕСА И ЛЕС НАГОРНЫЙГЛЯДЯТ, ЗАДУМАВШИСЬ В ТИШИ,КАК В СВЕТЛОЙ ВЛАГЕ ГОЛЫШИДРОЖАТ МОЗАИКОЙ УЗОРНОЙ. « И ДАЛЬШЕ МЫ СТАЛИ ВСПОМИНАТЬ, СКОЛЬКО В РУССКОМ ЯЗЫКЕ СЛОВ С КОРНЕМ «РОД»:РОДНОЙ, РОДИНКА, НАРОД, ПРИРОДА, РОДИНА…СЛОВА ЭТИ КАК БЫ САМИ СЛАГАЮТСЯ ВМЕСТЕ! РОДНИКИ РОДНОЙ ПРИРОДЫ, ПРИРОЖДЕННОСТЬ РОДНИКАМ РОДНОЙ ПРИРОДЫ. ИСПОВЕДЬ ЗЕМЛЕ. ЗЕМЛЯ – ЭТО ГЛАВНОЕ В ПРИРОДЕ. ЗЕМЛЯ РОЖДАЮЩАЯ, ЗЕМЛЯ УРОЖАЯ». «РОДНИК РОДНИТ РЕКУ, А РЕКА ЛЬЕТСЯ-ТЕЧЕТ ЧЕРЕЗ ВСЮ НАШУ МАТУШКУ-ЗЕМЛЮ, ЧЕРЕЗ ВСЮ НАШУ РОДИНУ, КОРМИТ НАРОД. ВЫ ГЛЯДИТЕ, КАК СКЛАДНО ВЫХОДИТ – РОДНИК, РОДИНА, НАРОД. И ВСЕ ЭТИ СЛОВА КАК БЫ РОДНЯ МЕЖДУ СОБОЙ…» ТЕМА СИНКВЕЙНА ЗАКЛЮЧАЕТ В СЕБЕ ОДНО СЛОВО (ОБЫЧНО СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ ИЛИ МЕСТОИМЕНИЕ), КОТОРОЕ ОБОЗНАЧАЕТ ОБЪЕКТ ИЛИ ПРЕДМЕТ, О КОМ ПОЙДЕТ РЕЧЬ.ДВА ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ ИЛИ ПРИЧАСТИЯ, ОНИ ДАЮТ ОПИСАНИЕ ПРИЗНАКОВ И СВОЙСТВ ВЫБРАННОГО ПРЕДМЕТА ИЛИ ОБЪЕКТА.ТРИ ГЛАГОЛА ИЛИ ДЕЕПРИЧАСТИЯ, ОПИСЫВАЮЩИЕ ХАРАКТЕРНЫЕ ДЕЙСТВИЯ ПРЕДМЕТА ИЛИ ОБЪЕКТА.ФРАЗА ИЗ ЧЕТЫРЕХ СЛОВ, ВЫРАЖАЮЩАЯ ЛИЧНОЕ ОТНОШЕНИЕ К ОПИСЫВАЕМОМУ ПРЕДМЕТУ ИЛИ ОБЪЕКТУ.АССОЦИАЦИЯ ИЛИ СИНОНИМ, КОТОРЫЙ ПОВТОРЯЕТ СУТЬ ПРЕДМЕТА ИЛИ ОБЪЕКТА (ОБЫЧНО СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ). РОДНИКСТУДЕНЫЙ, ХРУСТАЛЬНЫЙКИПИТ, ИГРАЕТ, СПЕШИТРОДНИК – ЭТО СИМВОЛ РОССИИ.РОДИНА КЛЮЧ РОДНИК ИСТОЧНИК ОТКРЫТИЕ Родина ИСТОК родина ПОРЫВ РОДИТЕЛЬСКИЙ ДОМ ВДОХНОВЛЯЮЩЕЕ НАЧАЛО ПОЗНАНИЕ ГОРОДСЕЛО СТИМУЛ КРЫЛЬЦО ТВОРЧЕСТВО ДЕЙСТВИЕ САД,ОГОНЕК В ОКНЕ ОСОЗНАНИЕ РОДИТЕЛИ (МАМА, ЕЕ РУКИ, ГЛАЗА…) ГАРМОНИЯ МИРА, ЭНЕРГИИ, СИЛЫ Язык – исторически сложившаяся система звуковых, словарных и грамматических средств, объективирующая работу мышления и являющаяся орудием общения, обмена мыслями и взаимного понимания людей в обществе (Ожегов)Речь – способность говорить, говорение (Ожегов)ЭТИ ПОНЯТИЯ СВЯЗАНЫ МЕЖДУ СОБОЙ, ОНИ МОГУТ ВЫСТУПАТЬ КАК СИНОНИМЫ:ОДНО ИЗ ЗНАЧЕНИЙ СЛОВА ЯЗЫК - РЕЧЬ, СПОСОБНОСТЬ ГОВОРИТЬ (ОЖЕГОВ)ОДНО ИЗ ЗАЧЕНИЙ СЛОВА РЕЧЬ – ЭТО ЗВУЧАЩИЙ ЯЗЫК (ОЖЕГОВ) ЯЗЫК СЛУЖИТ ДЛЯ ОБЩЕНИЯ ДРУГ С ДРУГОМ, ЯВЛЯЕТСЯ СРЕДСТВОМ СВЯЗИ МЕЖДУ ЛЮДЬМИ, ТО ЕСТЬ ВЫПОЛНЯЕТ КОММУНИКАТИВНУЮ ФУНКЦИЮ.ЭТИМОЛОГИЯ СЛОВА КОММУНИКАЦИЯ – ОТ ФРАНЦУЗСКОГО COMMUNICATION (< ЛАТИНСКОГО COMMUNICATIO «СООБЩЕНИЕ, ПЕРЕДАЧА»).КОММУНИКАЦИЯ - АКТ ОБЩЕНИЯ, СВЯЗЬ МЕЖДУ ДВУМЯ ИЛИ БОЛЕЕ ИНДИВИДУАМИ, ОСНОВАННЫЕ НА ВЗАИМОПОНИМАНИИ; СООБЩЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ ОДНИМ ЛИЦОМ ДРУГОМУ. (СЛОВАРЬ ИНОСТРАННЫХ СЛОВ).2. ЯЗЫК ТАКЖЕ ЯВЛЯЕТСЯ СРЕДСТВОМ СООБЩЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ, ПОЭТОМУ ЯЗЫК ВЫПОЛНЯЕТ ИНФОРМАТИВНУЮ ФУНКЦИЮ. ИВАН АЛЕКСЕЕВИЧ БУНИН СТИХОТВОРЕНИЕ «СЛОВО» (1915)МОЛЧАТ ГРОБНИЦЫ, МУМИИ И КОСТИ,-ЛИШЬ СЛОВУ ЖИЗНЬ ДАНА:ИЗ ДРЕВНЕЙ ТЬМЫ, НА МИРОВОМ ПОГОСТЕ, ЗВУЧАТ ЛИШЬ ПИСЬМЕНА.И НЕТ У НАС ИНОГО ДОСТОЯНЬЯ!УМЕЙТЕ ЖЕ БЕРЕЧЬХОТЬ В МЕРУ СИЛ, В ДНИ ЗЛОБЫ И СТРАДАНЬЯ,НАШ ДАР БЕССМЕРТНЫЙ – РЕЧЬ. МЫ ЗНАЕМ, ЧТО НЫНЕ ЛЕЖИТ НА ВЕСАХИ ЧТО СОВЕРШАЕТСЯ НЫНЕ.ЧАС МУЖЕСТВА ПРОБИЛ НА НАШИХ ЧАСАХ,И МУЖЕСТВО НАС НЕ ПОКИНЕТ.НЕ СТРАШНО ПОД ПУЛЯМИ МЕРТВЫМИ ЛЕЧЬ, НЕ ГОРЬКО ОСТАТЬСЯ БЕЗ КРОВА,И МЫ СОХРАНИМ ТЕБЯ, РУССКАЯ РЕЧЬ,ВЕЛИКОЕ РУССКОЕ СЛОВО.СВОБОДНЫМ И ЧИСТЫМ ТЕБЯ ПРОНЕСЕМ,И ВНУКАМ ДАДИМ, И ОТ ПЛЕНА СПАСЕМНАВЕКИ. Я ПРИШЕЛ К ТЕБЕ С ПРИВЕТОМ,РАССКАЗАТЬ, ЧТО СОЛНЦЕ ВСТАЛО, ЧТО ОНО ГОРЯЧИМ СВЕТОМПО ЛИСТАМ ЗАТРЕПЕТАЛО;РАССКАЗАТЬ, ЧТО ЛЕС ПРОСНУЛСЯ,ВЕСЬ ПРОСНУЛСЯ, ВЕТКОЙ КАЖДОЙ,КАЖДОЙ ПТИЦЕЙ ВСТРЕПЕНУЛСЯИ ВЕСЕННЕЙ ПОЛОН ЖАЖДЛЙ;РАССКАЗАТЬ, ЧТО С ТОЙ ЖЕ СТРАСТЬЮ,КАК ВЧЕРА, ПРИШЕЛ Я СНОВА,ЧТО ДУША ВСЕ ТАК ЖЕ СЧАСТЬЮИ ТЕБЕ СЛУЖИТЬ ГОТОВА;РАССКАЗАТЬ,ЧТО ОТВСЮДУНА МЕНЯ ВЕСЕЛЬЕМ ВЕЕТ,ЧТО НЕ ЗНАЮ САМ, ЧТО БУДУПЕТЬ, - НО ТОЛЬКО ПЕСНЯ ЗРЕЕТ. Неужели в то время я мог бы думать, что останусь жив после всех несчастий, постигших меня, и что придет время, когда я спокойно буду вспоминать о них?..Припоминая то, что я сделал, я не мог вообразить себе, что со мной будет; но смутно предчувствовал, что пропал безвозвратно…Я не плакал, но что-то тяжелое, как камень, лежало у меня на сердце. Мысли и представления с усиленной быстротой проходили в моем расстроенном воображении; но воспоминание о несчастии, постигшем меня, беспрестанно прерывало их причудливую цепь, и я снова входил в безвыходный лабиринт неизвестности о предстоящей мне участи, отчаяния и страха.То мне приходит в голову, что должна существовать какая-нибудь неизвестная причина общей ко мне любви и даже ненависти. ( В то время я был твердо убежден, что все, начиная от бабушки и до Филиппа-кучера, ненавидят меня и находят наслаждение в моих страданиях). «Я должен быть не сын моей матери и моего отца, не брат Володи, а несчастный сирота, подкидыш, взятый из милости», - говорю я сам себе, и нелепая мысль эта не только доставляет мне какое-то грустное утешение, но даже кажется совершенно правдоподобною. Мне отрадно думать, что я несчастен не потому, что виноват, но потому, что такова моя судьба с самого рождения и что участь моя похожа на участь несчастного Карла Иваныча. 1. КОММУНИКАТИВНАЯ ФУНКЦИЯ ЯЗЫК – СРЕДСТВО ОБЩЕНИЯ МЕЖДУ ЛЮДЬМИ 2. ИНФОРМАТИВНАЯ ФУНКЦИЯ ЯЗЫК – СРЕДСТВО СООБЩЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ 3. КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ ЯЗЫК – ХРАНИТЕЛЬ ИСТОРИЧЕСКОЙ ПАМЯТИ НАРОДА 4. ЭТНИЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ ЯЗЫК ДЛЯ ЭТНОСА (НАРОДА) – ОБЪЕДИНЯЮЩИЙ ФАКТОР, ЗНАК НАЦИОНАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ 5. ЭКСПРЕССИВНАЯ ФУНКЦИЯ ЯЗЫК СЛУЖИТ ДЛЯ ПЕРЕДАЧИ ЧУВСТВ И ЭМОЦИЙ 6. РЕФЛЕКСИВНАЯ ФУНКЦИЯ РЕЧЬ ДЛЯ ЧЕЛОВЕКА – ЭТО СРЕДСТВО РАЗГОВОРА С САМИМ СОБОЙ, ИНСТРУМЕНТ РЕФЛЕКСИИ СЕГОДНЯ НА УРОКЕ Я УЗНАЛ(А)…САМЫМ ИНТЕРЕСНЫМ ДЛЯ МЕНЯ БЫЛО…ДЛЯ СЕБЯ Я ВОЗЬМУ… НАПИСАТЬ МИНИ-СОЧИНЕНИЕ «РУССКИЕ ПОЭТЫ И ПИСАТЕЛИ О СЛОВЕ»Н. ГОГОЛЬИ. ТУРГЕНЕВК. ЧУКОВСКИЙЛ. УСПЕНСКИЙ