Презентация к выступлению на методическом объединении Организация эффективной контрольно-оценочной деятельности в начальной школе в условиях ФГОС


Организация эффективной контрольно-оценочной деятельности в начальной школе в условиях ФГОС». Оценивание – очень объемное понятие: оно включает в себя и процесс, и результат работы. Существует несколько трактовок этого понятия.Оценивание – это определение позитивных и негативных моментов деятельности.Оценивание – это контроль качества образования.Оценивание – это инструмент, позволяющий определять развитие, прогресс в преподавательской деятельности.Оценивание – это способ коррекции деятельности обучаемых, с помощью которого учитель определяет уровень подготовленности ученика.Оценивание – это взгляд на свои действия и поступки, результаты своей деятельности. Что такое оценивание? Оценивание может осуществляться по-разному: В виде количественного показателя (чаще всего связанного с объемом усвоенной информации):– отметка;– результаты теста в баллах.В виде качественного показателя:– словесные высказывания о процессе и результате работы;– эмоциональная реакция. Оценивается любое, особенно успешное действие, а фиксируется отметкой только решение полноценной задачи, т.е. умения по использованию знаний.Учитель и ученик по возможности определяют оценку в диалоге (внешняя оценка +самооценка).За каждую учебную задачу или группу заданий, показывающих овладение отдельным умением, ставится отдельная отметка.За задачи, решенные при изучении новой темы, отметка ставится только по желанию ученика, так как в процессе овладения умениями и знаниями по теме он имеет право на ошибку. За каждую задачу проверочной (контрольной) работы по итогам темы отметки ставятся всем ученикам, так как каждый должен показать, как он овладел умениями и знаниями по теме. Ученик не может отказаться от выставления этой отметки, но имеет право пересдать.Оценка ученика предлагает следующие уровни достижения планируемых результатов: базовый, повышенный, высокий.В чем суть правил новой технологии оценивания? «Лесенка» -  ученики на ступеньках лесенки отмечают как усвоили материал: нижняя ступенька - не понял, вторая ступенька - требуется небольшая помощь или коррекция, верхняя ступенька – ребёнок хорошо усвоил материал и работу может выполнить самостоятельно.Приемы оценочной деятельности, используемые на уроке при безотметочном обучении: « Волшебные линеечки»- на  шкале воображаемой линейки отмечены уровни выполнения задания.Учащиеся  отмечают крестиком, на каком уровне, по их мнению, выполнена работа. При проверке учитель, если согласен с оценкой ученика, обводит крестик, если   нет, то чертит свой крестик ниже или выше. Дать свою оценку данному виду работы могут и родители.Прием позволяет:Увидеть свои успехиСоотносить свою оценку с оценкой учителя, родителяУдерживает учебную функцию оценкиПомогает избежать сравнения детей между собой «Светофор» -  оценивание  выполнения  заданий с помощью цветовых сигналов: красный – нужна помощь., жёлтый – я умею, но не уверен, зелёный –  я умею сам.Допускается словесное оценивание - устным ответам учитель даёт словесную оценку: если очень хорошо - «Умница!», «Молодец!», «Отлично!»,   если есть маленькие недочёты – «Хорошо» и т.д.  Цель: отследить динамику продвижения учащихся в достижении предметных и метапредметных результатов.   При создании данных листов учитываются программа и требования к обязательному минимуму содержания образования. Заполняются такие листы  после проведения самостоятельных и контрольных работ.Лист индивидуальных достижений {5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Навыки1 четверть2 четверть3 четверть4 четвертьУмение читать, записывать, сравнивать, упорядочивать числа от нуля до двадцати, стаЗнание таблицы сложения и вычитания в пределах 10Знание таблицы сложения и вычитания в пределах 20Письменные случаи  выполнения арифметических действийУмение  решать  простые  уравненияУмение анализировать и решать задачи в 1 действиеУмение анализировать и решать задачи в 2 действияУмение чертить прямую, луч, отрезок, ломаные линии, многоугольники и обозначать ихУмение чертить  отрезки, определять длинуУмение выделять неизвестный компонент арифметического действия и находить его значениеУмение вычислять значение числового выраженияЛИСТ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ (математика) К письменным приемам можно отнести дневник или журнал добрых дел. В именной тетради каждому школьнику пишут благодарности, поздравления, “ теплые слова”, комплименты. К комплексным можно отнести игру  “Мы оба похожи…”. Сидящие в парах молча и внимательно смотрят друг на друга, после чего в своей тетради (или на листочке) пишут пять признаков, которые присущи и тому, кто пишет и партнеру по игре. Признаки могут быть о внешности, чертах характера, учебных успехах и др. После этого партнеры обмениваются записями. В случае совпадения признаков – возможно установление понимания или принятия партнера (эмоциональная связь), в случае несовпадений – каждый получает по 10 комплиментов, так как в записях чаще всего отмечаются именно положительные качества и свойства.Приемы формирования самооценки делятся на письменные, комплексные, вербальные. Вербальные оценки могут играть доминирующую роль в формировании самооценки ученика. Это связано с тем, что эти оценки  эмоционально окрашены, более доходчивы до учащихся. Можно проводить такие игры: “Горячий стул” (на стул приглашается один человек из класса, каждый из присутствующих говорит ему одним или двумя словами комплимент); “Я хороший потому, что…” (Ребята в парах по очереди называют друг другу 10 своих положительных качеств. Правила: сначала один говорит о себе, а другой считает, затем наоборот. Второй не должен повторяться.) 1.В начале урока совместно с  детьми выясняется, какие важные проблемы  предстоит решить;2.При подведении итогов урока задаются следующие вопросы:Выполнение этой работы мне понравилось (не понравилось) потому, что…Наиболее трудным мне показалось…Я думаю, это потому, что…Самым интересным было…Насколько успешно мы выполнили намеченный план?Какие возникли проблемы?Если бы я еще раз выполнял эту работу, то я бы по-другому сделал следующее…Я бы хотел попросить своего учителя…В процессе  диалога “Учитель – ученик” можно  использовать следующие методические приемы формирования оценочной деятельности:  Оценивание является постоянным процессом Оценивание может быть только критериальным Оцениваться с помощью отметки могут только результаты деятельности ученика и процесс их формирования, но не личные качества ребенка.  Оценивать можно только то, чему учат. В оценочной деятельности должен реализоваться заложенный в стандарте принцип распределения ответственности между различными участниками образовательного процесса. В оценочной деятельности отдаётся приоритет самооценке школьника;  Соблюдение принципа объективности оценки;-  Соблюдение принципа открытости процедуры и результатов оценки;- Комплексный подход к оценке результатов образования (оценка предметных, метапредметных и личностных результатов общего образования); - Оценка динамики образовательных достижений младших школьников;Основные принципы контрольно-оценочной  деятельности Упорству, старанию, труду;Достигнутому успеху;Личной позиции ученика;Возможностям ребенка достичь большего результата.При оценке работы ребенка особое значение придается: Смелость ума, умение сомневаться, способность идти на разумный риск;Готовность защищать свою точку зрения;Творческий подход; пытливость, любознательность;Самоконтроль, способность оценить свою работу;Стремление находить и исправлять свои ошибки.Следует поощрять  в ребенке: • четко сформулировать образовательный результат, подлежащий формированию и оценке в каждом конкретном случае, и организовать в соответствии с этим свою работу;• сделать учащегося субъектом образовательной и оценочной деятельности. Формирующее оценивание позволяет учителю: • может помогать учиться на ошибках;• может помогать понять, что важно;• может помогать понять, что у них получается;• может помогать обнаруживать, что они не знают;• может помогать обнаруживать, что они не умеют делать.Формирующее оценивание для учащихся: Оценка – это правильное кровообращение,без нее неизбежны застой и болезненные явления. Н. Островский СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!