Исследовательская работа на тему: Профилактика школьной дезадаптации в среднем звене школы


Исследовательская работапо теме: «Профилактика школьной дезадаптации в среднем звене школы»Выполнила:Ложкина Елена Николаевна, учитель МБОУ СОШ №13 г.Кунгура2014 год Актуальность темы. Анализируя проблемы адаптации пятиклассников, необходимо начинать профилактическую работу с детьми ещё в начальной школе (в 4 классе). Требует научного осмысления опыт профилактики дезадаптации школьников, что может послужить толчком к разработке рекомендаций для комплексного подхода к предупреждению дезадаптации в среднем звене. Объект исследования: адаптивные возможности учеников 4 класса.Предмет исследования: профилактика школьной дезадаптации.Гипотеза исследования: профилактическая работа с детьми 4 класса обеспечит профилактику школьной дезадаптации в среднем звене. Цель исследования: Приобретение системы навыков психолого-педагогического сопровождения учебного и внеучебного процессов.Выявление адаптивных возможностей учащихся 4 класса.Проведение профилактической работы с детьми по предупреждению школьной дезадаптации.Задачи:Изучить теоретические основы школьной дезадаптации.Определить уровень адаптации детей 4 класса МБОУ СОШ №13 г.Кунгура на основе диагностических исследований с целью выявления дезадаптивных учеников.Создать и частично реализовать коррекционно-развивающую программу по предупреждению школьной дезадаптации.Приобрести навыки работы по ведению и учёту необходимой профессиональной документации.Формировать навыки профессиональной рефлексии и самоанализа. Психологическое содержание ФГОС Приоритетным является профилактическая работа с детьми по предупреждению проблем:социально-психологических (проблемы социальной дезадаптации), личностных (неуверенность в себе, высокая тревожность, неадекватная самооценка, низкая учебная мотивация и т.д.), познавательных (недоразвитие отдельных психических процессов – восприятия, внимания, памяти, мышления, трудностей в обучении). Школьная дезадаптация - невозможность обучения и адекватного взаимодействия ребенка с окружением в условиях той индивидуальной среды, в которой он существует. Ранние признаки школьной дезадаптации проявляются в виде:утраты интереса к учебе; страха перед ситуациями, контролирующими уровень знаний; отказа отвечать у доски, прогулы, отгороженность; антидисциплинарные поступки;повышенная тревожность; отстранение от взрослых. Виды школьной дезадаптации пятиклассников 1. Интеллектуальная - низкий уровень развития мышления, несформированность познавательной мотивации, несформированность учебных умений и навыков.2. Поведенческая - несоответствие поведения ребенка правовым, и моральным нормам (конфликтность, агрессивность, недисциплинированность асоциалъность).3. Коммуникативная - затруднения в общении со сверстниками и взрослыми (тревожность замкнутость, чрезмерная зависимость).4. Эмоциональная - тревога и переживание по поводу проблем в школе, страх перед учителем нежелание посещать школу. Система работы МБОУ СОШ №13по формированию адаптационно-развивающей среды. 1. Психолого-педагогическое сопровождение учащихся включает три взаимосвязанных компонента: изучение личности учащегося; создание благоприятных социально-педагогических условий для развития личности, успешности обучения; непосредственную психолого-педагогическую помощь ребенку. Работа осуществляется по следующим направлениям: психологическое просвещение, диагностика, консультирование, коррекционно-развивающая работа, профилактика. Система работы МБОУ СОШ №13по формированию адаптационно-развивающей среды. 2. Создание в школе педагогической среды, учитывающей особенности дезадаптивных детей. Наиболее благоприятные организационно-педагогические условия, созданы в специальных (коррекционных) классах 7 вида:вариативные учебные планы, образовательные и коррекционно-развивающие программы; наполняемость классов 9-12 человек; щадящий санитарно-гигиенический, психологический и дидактический режим, с дополнительными услугами коррекционно-развивающего характера;групповые и индивидуальные коррекционно-развивающие занятия с педагогами и специалистами (психологом, логопедом, социальным педагогом), направленные на развитие и коррекцию школьно-значимых функций, умений и навыков. Система работы МБОУ СОШ №13по формированию адаптационно-развивающей среды. 3. Освоение и внедрение в образовательный процесс инновационных технологий: здоровьесберегающая; коррекционно-развивающее обучение; проектно-исследовательская деятельность; информационно–коммуникационная технология. Система работы МБОУ СОШ №13по формированию адаптационно-развивающей среды. 4. На уровне организации учебно-воспитательного процесса: построение образовательной деятельности с учетом уровня актуального и зоны ближайшего развития ребенка, а также сферы преобладающего недоразвития; включение в обучение в качестве обязательного его компонента различных форм фронтальной и индивидуальной помощи учащимся; существенная переориентация оценочной деятельности педагога с оценки результатов учебной деятельности детей на оценку процесса деятельности;оценка процесса и результатов учебной деятельности школьников по критерию относительной успешности. Методика диагностики школьной мотивации (Н.Г.Лусканова) Мотивация — побуждение, вызывающее активность организма и осознаваемые или неосознаваемые психические факторы, побуждающие к совершению действий.  В тесте 10 вопросов. В каждом из вопросов теста необходимо выбрать один ответ. Каждый ответ, совпадающий с ключом в строке «высокий уровень», оценивается в 2 балла; «средний уровень» - в 1 балл; «низкий уровень» - 0 баллов. Затем подсчитывается общая сумма баллов. Уровни школьной мотивации у учащихся определяются по следующим диапазонам: 4-20 баллов - высокий уровень; 7-13 баллов - средний уровень; 1-6 баллов - низкий уровень. Анализ результатов исследования школьной мотивации учащихся 4 класса МБОУ СОШ №13 В данном исследовании участвовали 17 человек 4 класса. Исследование было проведено в марте 2013 года. Вывод: Высокий уровень мотивации показали 8 чел. (47%) Средний уровень показали 9 чел. (53%) Низкого уровня мотивации не выявлено. Методика диагностики уровня тревожности (Ч.Филлипс) Цель методики (опросника) состоит в изучении уровня и характера тревожности, связанной со школой. Тест состоит из 58 вопросов. На каждый вопрос требуется однозначно ответить «Да» или «Нет». Обработка и интерпретация результатов. При обработке результатов выделяют вопросы, ответы, на которые не совпадают с ключом теста. Например, на 24-й вопрос ребенок ответил «Да», в то время как в ключе этому вопросу соответствует «-», то есть ответ «нет». Ответы, не совпадающие с ключом - это проявления тревожности. Содержательная характеристика каждого синдрома (фактора). Общая тревожность в школе;Переживания социального стресса;Фрустрация потребности в достижении успеха;Страх самовыражения;Страх ситуации проверки знаний;Страх несоответствовать ожиданиям окружающих;Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу;Проблемы и страхи в отношениях с учителями. Анализ результатов исследования уровня тревожности учащихся 4 класса Исследование проводилось в марте 2013г. Участвовали 15 человек 4 класса.Испытывают общую тревожность, связанную со школой (общее эмоциональное состояние ребёнка, связанное с различными формами его включения в жизнь школы) – 3 чел.(20%);переживания социального стресса (эмоциональное состояние ребёнка, на фоне которого развиваются его социальные контакты, прежде всего со сверстниками) – испытывают 2 чел. (13%);фрустрацию потребности в достижении успеха (неблагоприятный психический фон, не позволяющий ребёнку развивать свои потребности в успехе, достижении высокого результата и т.д.) – испытывают 7 чел. (47%);страх самовыражения (негативные эмоциональные переживания ситуаций, сопряжённой с необходимостью самораскрытия, предъявления себя другим, демонстрации своих возможностей) – 5 чел. (33%);5) страх ситуации проверки знаний (негативное отношение и переживание тревоги в ситуации проверки знаний, особенно публичной, достижений, возможностей) – испытывают 3 чел. (20%); Анализ результатов исследования уровня тревожности учащихся 4 класса страх не соответствовать ожиданиям окружающих (ориентация на значимость других в оценке своих результатов, поступков, мыслей, тревога по поводу оценок, даваемых окружающими, ожидание негативных оценок) – испытывают 7 чел. (47%);низкая физиологическая сопротивляемость стрессу (особенности психофизиологической организации, снижающей приспособляемость ребёнка к ситуациям стрессогенного характера, повышающие вероятность неадекватного, деструктивного реагирования на тревожный фактор среды) – 2 чел. (13%);проблемы и страхи в отношениях с учителями (общий негативный эмоциональный фон отношений со взрослыми в школе, снижающий успешность обучения ребёнка) – 5 чел. (33%). Если число несовпадений больше 50%, то можно говорить о повышенной тревожности ребёнка, если больше 75% - о высокой тревожности. Вывод: Повышенную тревожность испытывают 5 учеников (33%). Детей с высокой тревожностью в классе нет. Результаты диагностики уровня тревожности учащихся 4 класса Общие выводы по результатам исследования учащихся 4 класса МБОУ СОШ №13 г.Кунгура Выводы: 1. Высокий уровень мотивации показали 8 чел. (47%) Средний уровень показали 9 чел. (53%) Низкого уровня мотивации не выявлено. Большинство детей учатся на «4 и 5», с одной-двумя «3» - 3 человека, неуспевающих – нет. Данный класс работает по направлению «Юный инспектор дорожного движения» (по желанию родителей и детей класса). 2. Детей с высокой тревожностью в классе не выявлено. Повышенную тревожность испытывают 5 человек, что составляет (33%). 3. В результате диагностики определена группа детей (5 человек), нуждающаяся в коррекции выделенных параметров тревожности, именно для них составлена программа коррекционно-развивающей работы.. Коррекционно-развивающая программа Цель программы: Психологическая профилактика дезадаптации и поддержка детей, имеющих тревожность и страхи при переходе из начального в среднее звено. Задачи программы: Снизить тревожность.Усилить «Я» ребёнка.Повысить психический тонус ребёнка.Осуществить контроль над объектом страха. Повысить уверенность в себе. Критерии эффективности программы: повышение уверенности в себе;снижение тревожности;снижение количества страхов;улучшение взаимоотношений ребёнка с окружающими людьми.   Методы и техники, используемые в программе: Релаксация.Подготовка тела и психики к деятельности, сосредоточение на своём внутреннем мире, освобождение от излишнего и нервного напряжения.Концентрация.Сосредоточение на своих зрительных, звуковых и телесных ощущениях, на эмоциях, чувствах и переживаниях.Функциональная музыка.Успокаивающая и восстанавливающая музыка способствует уменьшению эмоциональной напряжённости, переключает внимание.Игротерапия.Используется для снижения напряженности, мышечных зажимов, тревожности, повышения уверенности в себе, снижения страхов.Телесная терапия.Способствует снижению мышечных зажимов, напряжения, тревожности.Арт-терапия. Актуализация страхов, повышение уверенности, развитие мелкой моторики, снижение тревожности. Разработка и реализация мероприятий 1. Классный час на тему: «Что значит быть настоящим другом?» Цель: помочь детям разобраться в том, каким должен быть настоящий друг. 2. Мастер-класс: «Формула решения конфликтов в классе» Цель: формирование бесконфликтных отношений в классе через воспитание уважительного отношения друг к другу. 3. Педагогический совет на тему: «Тревожный ребёнок» Цель: выявление критериев тревожного ребенка и оказание профилактической помощи. 4. Игры на развитие навыков общения. Цель игры: развитие коммуникативных навыков у детей, создание возможности для самовыражения. 5. Кружок «Школа вежливых наук»  Цель: формирование навыков общения и  культуры поведения детей, развитие и совершенствование их нравственных качеств, ориентация на общечеловеческие ценности. 6. Беседа: «Уважайте в себе и других человеческую личность». Результаты исследования с помощью U-критерия Манна-УитниРезультаты сравнения групп респондентов до проведения программы (n=5) и после проведения программы (n=5) в таблице. Страх не соответствовать ожиданиям окружающих Страх самовыражения Проблемы и страхи в отношениях с учителями Фрустрация потребности в достижении успеха Анализ эффективности формирующего эксперимента. 1. Диагностика школьной мотивации учащихся 4 класса показала высокий и средний уровень. Низкого уровня мотивации не выявлено. 2. Диагностика тревожности помогла выявить детей, имеющих повышенный уровень школьной тревожности. Эти дети, перейдя в 5 класс, могут оказаться «в группе риска» (дезадаптированы). Из их числа была сформирована экспериментальная группа в количестве 5 человек. 3. У вышеперечисленных детей преобладают показатели фрустрации потребности в достижении успеха, страх не соответствовать ожиданиям окружающих, страх самовыражения, проблемы и страхи в отношениях с учителями. 4. Проанализирована работа в МБОУ СОШ №13 г.Кунгура, направленная на профилактику школьной дезадаптации, обобщён имеющийся опыт в работе с детьми. 5. Разработана и частично реализована программа, направленная на снижение уровня тревожности детей, разработаны и проведены мероприятия для детей, учителей и родителей.6. По результатам контрольного эксперимента выявлена положительная динамика и снижение уровня тревожности детей. 7. Разработаны памятки и рекомендации для учителей и родителей по работе с тревожными детьми. СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!