Интерактивные технологии, применяемые педагогами-психологами для предупреждения школьной дезадаптации у обучающихся с тяжелыми нарушениями речи


Составитель: Гражданкина Марина Викторовна, зам директора по УВР, руководитель КДОЕкатеринбург, 2015Государственное бюджетное образовательное учреждение Свердловской области для детей, нуждающихся в психолого- педагогической и медико-социальной помощи «Центр психолого-медико-социального сопровождения «Речевой центр»»Интерактивные технологии, применяемые педагогами-психологами для предупреждения школьной дезадаптации у обучающихся с тяжелыми нарушениями речи Адаптация в первом классе – сложный период в жизни любого ребенка, ведь у него изменяется ведущая деятельность, и появляется новая социальная роль ученика. В целом, адаптация - характеристика психологического здоровья личности, то есть гармонии с самим собой и окружающим миром [Битянова М.Р. Работа психолога в начальной школе / М.Р. Битянова, Т.В. Азарова, Е.И. Афанасьева, Н.Л. Васильева – М.: Совершенство, 1998. – 352 с.] Обучающиеся с ТНР имеют особенности психофизического развития:позднее развитие речи,утомляемость, сниженная работоспособность,эмоциональная нестабильность,физиологическая незрелость,низкий самоконтроль,сниженная критичность,неустойчивое внимание,неумение организовать свою деятельность,неумение работать в определенном темпе. Школьная дезадаптация Состояние, которое проявляется в нарушении приспособления ребенка к школе: нарушения учебы и поведения, конфликтные отношения со сверстниками, психогенные заболевания и реакции, повышенный уровень тревожности, искажения в личностном развитии. Причинами дезадаптации у детей с проблемами в развитии выступают как первичные, так и вторичные отклонения, а также неблагоприятные социальные факторы (нарушение детско-родительских отношений, неправильный стиль воспитания и другое). Программа психолого-педагогического сопровождения «Адаптация первоклассников с тяжелыми нарушениями речи»Задачи: создание условий для социально-психологической адаптации детей к школе; развитие у детей когнитивных умений и способностей, необходимых для успешного обучения в начальной школе; адаптация учебной программы, нагрузки, образовательных технологий к возрастным и индивидуально личностным возможностям и потребностям учеников; просвещение родителей и педагогов в вопросах психологических особенностей протекания адаптационного периода у первоклассников с ТНР, специфики работы с учащимися, имеющих трудности в школьной адаптации. Интерактивные технологии в работе педагога-психологаСлово «интерактивные» образовано из 2 английских слов - inter (взаимный), act (действовать). Понятие интерактивные технологии можно найти у В.В. Гузеева, он определяет их как: «вид информационного обмена обучающихся с окружающей информационной средой». Преимущества использования интерактивных технологий в образовательном процессе:предъявление информации на мониторе компьютера или на проекционном экране в игровой форме вызывает у обучающихся огромный интерес;несет в себе образный тип информации, понятный младшм школьникам с ТНР;движения, звук, мультипликация надолго привлекают внимание детей;стимулирует познавательную активность;предоставляет возможность индивидуализации обучения;в процессе своей деятельности за компьютером обучающийся приобретает уверенность в себе;позволяет моделировать жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни. ИКТ в работе педагога-психолога:интерактивная учебная система «Opty music»;интерактивный комплекс "Играй и Развивайся«с использованием датчика Kinect;мультимедийный проектор и экран;интерактивная песочница-стол.