Презентация на тему Воспитательная система


Воспитательная система Воспитательная система - это целостный социальный организм, функционирующий при условии взаимодействия основных компонентов воспитания (субъекты, цели, содержание и способы деятельности, отношения) и обладающий такими интегративными характеристиками, как образ жизни коллектива, его психологический климат  Цель воспитательной системы – подготовка образованных, физически развитых молодых людей, способных к самоопределению, саморазвитию, самосовершенствованию в меняющейся социо - культурной и экономической среде, создание условий для развития и реализации задатков и способностей личности ребенка.  Задачи воспитательной системы: 1. Создание благоприятных психолого – педагогических условий для развития личности, самоутверждения каждого обучающегося, сохранения неповторимости и раскрытия его потенциальных способностей. 2.     Формирование у детей целостной и научно обоснованной картины мира; 3.     Формирование гражданского самосознания; 4.     Приобщение к общечеловеческим ценностям, формирование у учащихся адекватного этим ценностям поведения; 5.     Развитие творческих способностей;        6.   Формирование самосознания, самоопределения, осознания собственного «Я», помощь ребёнку в самореализации и социализации. Воспитательная система школы создается усилиями всех участников педагогического процесса: учителями, детьми, родителями и др. Воспитательная система школы не статичное, а динамичное явление, поэтому для того, чтобы успешно управлять ею, надо знать механизмы и специфику ее развития.  Интеграция проявляется в сплочении коллектива, в стандартизации ситуаций, установлении устойчивых межличностных отношений, создании и преобразовании материальных элементов системы. Дезинтеграция проявляется в нарушении стабильности, нарастании индивидуальных и групповых различий, проявлении ситуаций, не соответствующих принятым нормам и ценностям, разрушении материальных элементов системы.  Управление воспитательной системой это: «искусство ставить цель, чётко определять пути её дости- жения, организация дела, контроль и оценка результатов». К основным функциям относятся: диагностика воспитательного процесса и деятельности его участников; обеспечение целостности учебно-воспитательного процесса (единства его целей, содержания, форм и методов); организация совместной развивающей, творческой деятельности участников учебно-воспитательного процесса; организация сотрудничества школы, семьи и общественности; гуманизация отношений между взрослыми и детьми Содержание воспитательной системы включает два аспекта: совокупность научных знаний, представлений, ценностных ориентиров и др. компонентов, входящих в содержание воспитания; различная деятельность по усвоению содержание воспитания, приобретению опыта, развитию личности. Организация воспитательной системы – это упорядочение всех частей системы и деятельности всех её участников для придания ей целеустремлённости. Сама воспитательная система способна к самоорганизации. Способность к самоорганизации воспитательная система приобретает благодаря принятию включёнными в неё людьми некоторых общих ценностей, а также совместной деятельности по реализации этих ценностей. Общение представляет собой единство трёх элементов: ИнформационногоПерцептивного интерактивного Первый этап - становление системы. В качестве важной составляющей этого этапа следует выделить прогностическую стадию. Именно здесь осуществляется разработка теоретической концепции будущей воспитательной системы, моделируется ее структура и связи между ее элементами.  Второй этап - отработка системы. На этом этапе происходит развитие школьного коллектива, органов само- и со управления, определяются ведущие виды деятельности, приоритетные направления функционирования системы, идет отработка наиболее эффективных педагогических технологий. Третий этап - окончательное оформление системы. На данном этапе школьный коллектив - это содружество детей и взрослых, объединенных общей целью, общей деятельностью, отношениями сотрудничества, творчества. В центре внимания - воспитание свободной, гуманной, духовной, творческой, практичной личности, развитие демократического стиля руководства и отношений.  Четвертый этап - перестройка воспитательной системы, которая может осуществляться либо революционным, либо эволюционным путем. Могут возникнуть недовольство состоянием основных видов деятельности, сбои в установившемся порядке жизни школы и т.д. Интеллектуальная деятельность.   Данное направление предполагает формирование у детей целостной и научно обоснованной картины мира, развитие познавательных способностей учащихся. Задачи. 1 ступень обучения  (1-4 классы): формировать  потребность в сознательном и творческом отношении к учёбе, научить детей правильной организации учебной деятельности.2 ступень (5-8 классы): воспитывать сознательное отношение к учению, развивать познавательную активность.3 ступень (9-11 классы): формировать  позитивное отношение к своему интеллектуальному развитию. Спортивно-оздоровительная деятельность. Формирование у детей стремления к здоровому образу жизни, представления о нравственном и физическом здоровье, их тесной взаимосвязи, осознание здоровья как одной из главных жизненных ценностей.Задачи.1 ступень обучения  (1-4 классы): помочь ребёнку осознать ценность здоровья.2 ступень (5-8 классы): укрепить представление о необходимости здорового образа жизни. Научить управлять своими эмоциями.3 ступень (9-11 классы): научить планировать свою деятельность без перегрузок, контролировать свои эмоции, поступки. Формировать представление о нравственном и физическом здоровье, их тесной взаимосвязи. Ценностно-ориентированная деятельностьНаправление предполагает формирование гуманистического отношения к окружающему миру, приобщение к общечеловеческим ценностям.Формы работы: Тематические классные часы: «Толерантная личность», «Знаю ли я себя», «Уроки милосердия и доброты». Творческие конкурсы «Лучшему учителю на свете», Конкурс социальных проектов «Я- гражданин», проведение Недели памяти. Проектно-творческая  деятельность Данное направление воспитательной работы способствует развитию творческих способностей учащихся, предоставляет возможность реализоваться в соответствии со своими возможностями, интересами. Кроме того, выявляются и поддерживаются дети с нетрадиционным, нестандартным мышлением.Формы работы: викторины, театрально-музыкальные конкурсы, конкурсы фотогазет, выставки детского творчества Коммуникативная деятельность  Школа должна помочь ребенку на каждом возрастном этапе решить четыре задачи: самосознания, самоопределения, самореализации, саморегуляции.Формы работы: психологический практикум, тренинг, тематический классный час. Заключение Воспитательная система является неотъемлемой часть образования. С ее помощью воспитатели обучают и воспитывают, дают правильные наставления и передают свой опыт воспитанникам.