Презентация к разработке урока по информатике Решение логических задач с помощью графов


Решение логических задач с помощью таблиц Решение логических задач с помощью рассуждений Задача 4. Решение логической задачи методом рассуждений Пусть в просьбе математика первое высказывание истинно, а второе – ложно. «Желаю иметь первый или второй урок». 10Т.е. первым будет урок математики.Тогда в просьбе учителя истории первое высказывание ложно, а второе истинно, т.е. третьим будет урок истории. «Желаю иметь первый или третий урок».01Значит, в пожелании учителя литературы окажется истинной первая часть, т.е. урок литературы будет вторым. «Желаю иметь второй или третий урок». 10Итак: I урок – математика, II урок – литература, III урок – история. Предположим, что в высказывании учителя математики первое высказывание ложно, а второе истинно. «Желаю иметь первый или второй урок». 01Т.е. вторым будет урок математики.Тогда в просьбе учителя литературы первое высказывание ложно, а второе истинно, т.е. третьим будет урок литературы. «Желаю иметь второй или третий урок».0 1А в пожелании учителя истории окажется истинной первая часть, т.е. урок истории будет первым. «Желаю иметь первый или третий урок».10Итак: I урок - историяII урок - математикаIII урок – литература. Задача 10. Решение логической задачи методом таблиц Три клоуна Бим, Бам и Бом вышли на арену в красной, зеленой и синей рубашках. Их туфли были тех же цветов. У Бима цвета рубашки и туфель совпадали. У Бома ни туфли, ни рубашка не были красными. Бам был в зеленых туфлях, а в рубашке другого цвета. Как были одеты клоуны? Рубашка Туфли Бим Бам Бом К З С К З С Цель урока: Применение метода графа и метода Эйлера для решения логических задач. Задачи урока: -закрепить табличный метод и метод рассуждения;-выяснить особенности способов решения;-научиться применять метода графа и метода Эйлера для решения логических задач. Задача 4. Решение с помощью графов Вершины графа – обозначения уроков и их порядковые номера в расписании.Рёбра графа – высказывания преподавателей:просьба учителя математики – красные линии (М1 и М2);просьба учителя истории – зелёные линии – (И1 и И3);просьба учителя литературы – синие линии (Л2 и Л3). М И Л 1 2 3 М И Л 1 2 3 Задача 7. Решение с помощью графов На соревнованиях по легкой атлетике Андрей, Боря, Сережа и Володя заняли первые четыре места. Мнения девочек разошлись, как места распределились между победителями.Даша. Андрей был первым, Володя – вторымГаля. Андрей был вторым, Борис – третьимЛена. Боря был четвертым, Сережа – вторым.Ася, которая была судьей на этих соревнованиях, сказала, что каждая из девочек сделала одно правильное и одно неправильное заявление. Кто из мальчиков какое место занял? Андрей – 1 место, Сергей – 2 место, Борис – 3 место, Володя – 4 место Исторические сведения Эйлер (Euler) Леонард (1707-1783)крупнейший математик XVIII столетия Эйлер оставил более 850 трудовОколо 150 работ посвятил он теории чисел. Их значение точно определил великий русский математик П. Л. Чебышев:“Эти изыскания требовали новых приемов, открытия новых начал, одним словом, основания новой науки. Это было сделано Эйлером”. Задача 6. Решение с помощью диаграмм Эйлера на основе теории множеств Из сотрудников фирмы 16 побывали во Франции,10-в Италии,6-в Англии; в Англии и Италии-5; в Англии и Франции -6; во всех трех странах - 5 сотрудников. Сколько человек посетили и Италию, и Францию, если всего в фирме работают 19 человек, и каждый из них побывал хотя бы в одной из названных стран? 5 сотрудников – во всех странахВ Англии и Италии тоже 5 , значит в АИ ставим 06-5=1 – в АФ6-5-1=0 – только в Англиипусть в ИФ - х сотрудников , тогда только во Франции побывало 16-х-6 сотрудников, а только в Италии 10-5-х ,то0+0+5+1+х+10-х+5-х=19 , отсюда х=2Ответ: 2 сотрудника . 19 А Ф 16-Х-6 10-х-5 0 5 1 Х 0 И Задача 3. Решение с помощью диаграмм Эйлера на основе теории множеств В классе 36 человек. Ученики посещают математический, физический и химический кружки. Математический посещают 18 человек, физический – 14, химический – 10. Кроме того, 2 человека посещают все 3 кружка, 8 – и математический и физический, 5 – и математический и химический,3 - и физический и химический. Сколько учеников не посещают никаких кружков? 36 М18 Ф14 Х10 2 6 3 1 7 5 4 36-3-2-6-7-5-1-4=8 Задача 3. Решение с помощью графов Марина, Лариса, Жанна и Катя умеют играть на разных инструментах (пианино, виолончели, гитаре, скрипке), но каждая только на одном. Они же знают иностранные языки (английский, французский, немецкий и испанский), но каждая только один. Известно: Девушка, которая играет на гитаре, говорит по-испански. Лариса не играет ни на скрипке, ни на виолончели и не знает английского языка. Марина не играет ни на скрипке, ни на виолончели и не знает ни немецкого, ни английского. Девушка, которая говорит по-немецки, не играет на виолончели. Жанна знает французский язык, но не играет на скрипке.Кто на каком инструменте играет и какой иностранный язык знает? Цель урока: Применение метода графа и метода Эйлера для решения логических задач. Задачи урока: -закрепить табличный метод и метод рассуждения;-выяснить особенности способов решения;-научиться применять метода графа и метода Эйлера для решения логических задач. Оценочный лист Задача 1 Задача 2 Задача 3 Задача 4 оценка 3 4 5 Способ решения логических задач + - Решение задачи (или) Рассуждение (или) Табличный Способ кругов Эйлера Способ графов