Пропаганда отечественной культуры «мирискуссниками»: в 1906г. в Париже были организованы художественные выставки, на которых экспонировались коллекции русской живописи от иконописи до современности следующая задача – ознакомление с наиболее значительным


Русские сезоны – детище С.Дягилева ПРИОБЩЕНИЕ ЕВРОПЕЙСКОЙ ПУБЛИКИ К РУССКОМУ ИСКУССТВУПропаганда отечественной культуры «мирискуссниками»: в 1906г. в Париже были организованы художественные выставки, на которых экспонировались коллекции русской живописи от иконописи до современностиследующая задача – ознакомление с наиболее значительными отечественными музыкальными произведениями В 1907 г. в помещении Гранд-опера состоялось 5 концертов, на которых русская музыка была представлена произведениями Глинки, Мусоргского, Бородина, Римского-Корсакова, ЧайковскогоМолодой Рахманинов играл свои произведения, пел Шаляпин С.Рахманинов Фёдор Шаляпин История дягилевской антрепризыСловарь понятий:Антреприза – частное зрелищное предприятиеИмпресарио- частный предприниматель, организатор зрелищных предприятий или агент артистаАнгажировать – предлагать ангажемент (устар.) – приглашение артиста или театрального коллектива на определённый срок для участия в спектаклях, концертах Талантливый и энергичный импресарио, Дягилев давал свои Сезоны до 1924гСамые блестящие – самые ранние 1909-1912гг.Для реализации своей идеи он ангажировал лучших исполнителей Мариинского и Большого театров: Нижинского, Карсавину, Анну Павлову и др. ТамараКарсавина Анна Павлова Главный хореограф дягилевской антрепризыМихаил Михайлович Фокин (1880-1942) Страницы жизни и творчестваОкончил Петербургское балетное училищеПрекрасный балетмейстер, он к тому же хорошо рисовал, играл на различных музыкальных инструментахМировое признание пришло к нему во время гастролей русского балета в ПарижеВ то время европейский балет переживал кризис, вырождаясь в развлекательные танцы для кабаре Русские балеты, поставленные Фокиным, доказали, что это искусство может быть современным и высокохудожественным зрелищем В рамках Русских сезонов в Париже были показаны в постановке Фокина балеты: «Половецкие пляски»из оперы Бородина «Князь Игорь»«Сильфиды»(1909г.) на музыку Шопена«Шехерезада» (1910г.)- Римского-Корсакова«Жар-птица» и «Петрушка»(1911г.)- Стравинского«Павильон Артемиды»и «Нарцисс»- Черепнина Долгожданный русский колорит С успехом прошли на французской сцене балеты «Сильфиды»(1909г.) «Шехерезада» (1910г.) , но публика ожидала в новом сезоне от русской труппы национального колорита, и это желание было удовлетворено в 1911г. постановкой балета «Петрушка», который стал эмблемой Русских сезонов Балет «Петрушка»- веха в творчестве каждого из его создателей Для Стравинского-начало пути в музыке авангарда Для Фокина – вершина творчества в дягилевской антрепризе Для Бенуа – программное произве-дение как художника-декоратора Сюжет балета «Петрушка»Балет создан по сценарию А.Бенуа. Петрушка- кукла-марионетка, которая должна развлекать мещанскую толпу. Он запуган и бесправен, боится своего хозяина Фокусника и воинственного Арапа- другой марионетки театра. Петрушка влюблён в балерину Коломбину, но она предпочитает самоуверенного Арапа. Петрушка не может постоять ни за себя, ни за свою любовь, и толпа смеётся над его поруганными чувствами. Финал балета трагичен – Петрушка сражён саблей Арапа и Фокусник уносит безжизненную куклу в балаган. Для Нижинского- одна из лучших ролей Вацлав ФомичНижинский (1890-1950) Страницы жизни и творчестваСын танцовщика, выпускник Петербургского балетного училищаЕго творческая жизнь была короткой, но яркойМировое признание ему принесли уже первые выступления в русских сезонахОн танцевал во всех постановках Фокина дягилевской антрепризы: «Сильфиды», «Шехерезада», «Карнавал», «Видение розы», «Петрушка», «Нарцисс», «Синий бог», «Дафнис и Хлоя» Поставил 3 балета на музыку Стравинского как хореограф В 1914г. порывает с дягилевской антрепризой, и вскоре наступает чёрная полоса в его жизни, приведшая к трагической развязкеДушевная болезнь –шизофрения- год за годом погружала его разум в темноту, пока не привела в дом для душевнобольныхТам Нижинский провёл последние 30лет жизни Образ несчастного ПетрушкиУдивительно близок Нижинскому: несмотря на мировую известность и толпы великосветских поклонников, в жизни оставался тихим и замкнутым человеком, чуждым светской мишуры. Лишь на сцене этот неуверенный юноша преображался Петрушка Нижинского был словно сшит из тряпок и набит опилками; он двигался как марионетка, ведомая невидимой нитью, его руки болтаются, как у куклы, голова запрокидывалась, ноги неуверенно семенили.Ограниченный такой заданностью движений, он умудрялся передать все оттенки чувств – от робкой надежды до полного отчаяния Образ Петрушки – один из важнейших дра-матических образов русского балета XX в. Место действия Действие балета разворачивалось на фоне масленичного гулянья. В глубине сцены крутилась настоящая карусель с катающимися детьми, цыган водил медведя, квартальный разгонял подвыпивших гуляк, ходили ряженые, плясала уличная танцовщица. Атмосфера народного массового гуляния была близка оформителю спектакля – А. Бенуа, который ещё мальчиком посещал ярмарки и балаганы, устраивавшиеся на Марсовом поле и Адмиралтейском бульваре в Петербурге. Эти детские впечатления и легли в основу оформления спектакля. А.Бенуа. Эскиз декорации к сцене «Ярмарка в Петербурге» ЭСКИЗЫ КОСТЮМОВ БЕНУА К «ПЕТРУШКЕ»Коломбина (Карсавина), затянутая в алый лиф, напоминала фарфоровую куклу с нежно-розовым личиком. Хрупкое создание было очаровательно, но ограниченно и бездушно. Костюм Арапа (Орлов) поражал нелепой роскошью – страусиное перо на чалме, зелёно-голубые шаровары и камзол с обилием позолоты ПЕТРУШКАНад образом Петрушки, как наиболее сложным, Бенуа работал дольше всего. В итоге этот персонаж получил яркую национальную окраску – пёстрый колпак с кисточкой, широкая рубаха с пояском, с зубчатым подолом, коротковатые штаны с такими же зубчиками, яркие сапоги ДОСТОИНСТВА БАЛЕТАОбладал высшими художественными достоинствами во всех видах искусстваКроме того, он отводил главное место роли танцовщика – мужчины, ранее находившегося в тени прима-балерины В России «Петрушка» впервые увидел свет уже после 1917г. и знал несколько редакцийВ 2000г. этот балет восстановлен на сцене Мариинского театра в Петербурге по эскизам А.Бенуа Оценка Русских сезонов французским критиком«Самые молодые в Европе, которая… цивилизованна по горло, русские находятся теперь в самом прекрасном и плодотворном моменте внутреннего развития. Нетронутые, любопытные и искренние, как дети, они всему отдаются всецело…Неверие ещё не расслабило их. Им не знакома западная пресыщенность. Они ещё ничего не растратили, но всё, что имеется у нас утончённого и сложного, доходит до этих новых людей. Они всё это постоянно перенимают и обновляют своим молодым пылом. То обстоятельство, что одна и та же труппа могла представить «Жар птицу» и «Петрушку», «Жизель» и «Шехерезаду», служит достаточным примером этого восхитительного сочетания культуры и примитивности. Условия редкие, быть может единственные, в истории народа»