Презентация-урок на тему Использование приемов технологии развития критического мышления на уроках литературы


Тихонова Ольга Викторовна,учитель русского языка и литературы Мастер-класс Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательное школа № 32 «Ассоциированная школа ЮНЕСКО «Эврика-развитие» г. Волжского Волгоградской области «Результат обучения оценивается не количеством сообщенной информации, а качеством усвоения и развития способностей к обучению и самообразованию».Кудрявцев Д. Это американская технология, в России она начала развиваться с 1997 года. Она основана на обобщении мирового опыта и на достижениях российской педагогики и психологии (идеи Л.С.Выготского, П.Я.Гальперина, В.В.Давыдова, Д.Б.Эльконина, Л. В.Занкова). Технология «Развитие критического мышления» - это целостная система, которая развивает продуктивное творческое мышление, формирует интеллектуальные умения, навыки работы с информацией, учит учиться. Это интерактивная технология, то есть учебный процесс организован на основе взаимодействия учащихся друг с другом, с педагогом. Цель технологии РКМ - обеспечение развитие критического мышления посредством интерактивного включения учащихся в образовательный процесс Задачи: повысить качество образовательного процесса, мотивацию;повысить интерес к процессу обучения и активному восприятию учебного материала по предмету;формировать информационную грамотность: развитие способности к самостоятельной аналитической и оценочной работе с информацией любого вида и разного типа сложности;повысить социальную компетентность;формировать навыки анализа и синтеза предметных текстов. Три стадии ВызовОсмыслениеРефлексия ВЫЗОВ Мотивационная (побуждение к работе с новой информацией, пробуждение интереса к теме)Информационная (вызов «на поверхность» имеющихся знаний по теме)Коммуникационная(бесконфликтный обмен мнениями) ОСМЫСЛЕНИЕ Информационная (получение новой информации по теме)Систематизационная (классификация полученной информации) РЕФЛЕКCИЯ Коммуникационная (обмен мнениями о новой информации)Информационная (приобретение нового знания)Мотивационная (побуждение к дальнейшему расширению информационного поля)Оценочная (соотнесение новой информации и имеющихся знаний, оценка процесса) Кластеры -это способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему. Иногда такой способ называют «наглядным мозговым штурмом». ? Критический ум, интеллект ? Смелый, собранный (???) Не испытывает сильных чувств (???) Не любит светское общество Князь, офицер, мечтающий о славе Андрей Болконский Кластер Антоний Погорельский Домаш-нее образование Отечествен-ная война 1812 года Алексей Константи-нович Толстой Алексей Алексеевич Перовский «Лафертовская маковница» «Черная курица» Доктор философских и словесных наук АлександрСергеевичПушкин Коллаж Метод Инсерт (insert) I – interactive: самоактивизирующая "У" – уже знал;N – noting: системная разметка "+" – новое;S – system: для эффективного "–" – думал иначе;E – effective: чтение и размышление "?" – думал иначе.R – readingT – thinking Инсерт - прием маркировки текста. "V" - то, что известно; "- -" то, что противоречит представлениям читающих; "+" - то, что является новым; "?" - ставится тогда, если у читателя возникло желание узнать о том, что описано, более подробно. Перепутанные логические цепочки         Мнемотехника - система специальных приемов, служащих для облегчения запоминания, сохранения и воспроизведения информации. Любит трудится Храбрый Задиристый Добрый Мужичок-в-мешочке Упрямится Хвалится Оказался на Блудовом болоте Бесконечен учительский труд,И пути его бесконечны.Пусть успех, вдохновение ждут,Ведь мы сеем разумное, доброе, вечное!