«Методические аспекты реализации метода проектов при обучении математике на примере темы «Функция»


«Методические аспекты реализации метода проектовпри обучении математике на примере темы «Функция»Автор работы: Яценко Елена АлександровнаГБОУ СОШ № 4642014 год Технологии обучения Общие(несовременные) Локальные (современные, точечные) Техники (малые методики) Традиционное обучение;Дифференцированное обучение;Индивидуализированное обучениеКоллективный способ обученияРазвивающее обучениеОбучение на основе модели полного усвоения знанийКонцентрированное обучение ….. и др. Модульное обучение;Проблемное обучение;Исследовательские технологии;Игра и ее разновидность;Проектное обучение;Новые информационные технологии;Технологии дистанционного обучения;Технологии открытого образования;Технологии «Здоровье созидания» Большинство авторов А.Н. Бренчугина-Романова , Е.С. Полат , В. Рохлов, Л.О. Филатова[68] и другие считают, что теория и практика проектного обучения начала активно развиваться в конце XIX - начале XX веков. По их мнению метод проектов зародился во второй половине Х1Х века в сельскохозяйственных школах США и основывался на теоретических концепциях «прагматической педагогики», основоположником которой был американский философ-идеалист Джон Дьюи (1859-1952гг), который рассматривал детство как самостоятельный и самоценный период человеческого бытия.В педагогической энциклопедии у И.А. Колесниковой, [33] М.П. Горчаковой-Сибирской и у Б.Валясэк считается, что в широкий педагогический контекст проектная деятельность была введена последователем Джона Дьюи В.Х. Килпатриком (1871-1965), который обозначил его, как от всего сердца проведенную целесообразную деятельность, производящуюся в известных общественных условиях, взятая, как типичная черта школьного обихода.В работах Н. Ю. Пахомовой, Е. С. Полат, И. Д. Чечель, И.К. Баталиной. М.А. Барсуковой, С. Шишова раскрыт педагогический потенциал проектной деятельности школьников; Г.В. Нарыковой, Е.А.Гилевой, Ю.С. Егоровым, Е.В. Клоковым Н.Мансуров охарактеризованы этапы учебного проекта, роль учителя на каждом из них; И.Д. Чечель, С. Лернер предложили различные подходы в оценивании проектной деятельности. Наконец, Е.С. Полат, М.В. Игнатьевым, М.А. Барсуковой, Н.И. Заикиной, Е.А. Адаричевой рассмотрены особенности проектной деятельности на уроках математики. Говоря о методе проектов, следует понимать способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию). Разработка должна завершиться реальным практическим результатом, оформленным тем или иным образом. В основу метода проектов положены: идея, составляющая суть понятия «проект», его прагматическая направленность на результат, который можно получить при решении той или иной практически значимой проблемы. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Чтобы добиться такого результата, необходимо научить детей самостоятельно мыслить; находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из различных областей; прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения.Метод проектов предполагает по сути своей использование различных проблемных, исследовательских, поисковых методов, ориентированных четко на реальный практический результат, значимый для ученика, с одной стороны, а с другой, разработку проблемы целостно с учетом различных факторов и условий ее решения и реализации результатов. Основные цели метода проектов:научить проблематизации (рассмотрению проблемного поля и выделению подпроблем, формулированию ведущей проблемы и постановке задач, вытекающих из этой проблемы); целеполаганию и планированию содержательной деятельности ученика;самоанализу и рефлексии (результативности и успешности решения проблемы проекта); представлению результатов своей деятельности и хода работы; презентации в различных формах, с использованием специально подготовленный продукт проектирования (макета, плаката, компьютерной презентации, чертежей, моделей, театрализации, видео, аудио и сценических представлений и др.); поиску и отбору актуальной информации и усвоению необходимого знания; практическому применению школьных знаний в различных, в том числе и нетиповых, ситуациях; выбору, освоению и использованию подходящей технологии изготовления продукта проектирования; проведению исследования (анализу, синтезу, выдвижению гипотезы, детализации и обобщению). Очевидно, что метод проектов отличается от традиционных методов обучения, Б. Валясэк представляет точку зрения Мирослава С. Шиманськи, который выделил категории, по которым можно отличить метод проектов от других методов обучения:1. Прогрессивная роль учителя, который руководит деятельностью учеников, оказывает им помощь и вмешивается лишь только в том случае, если в этом есть необходимость;2. Субъективность учащегося. В проектах, над которыми он работает, важен не его результат (конечный продукт), а сам процесс работы над проектом, когда ученики осваивают новые знания, умения, учатся самостоятельности, ответственности, сотрудничеству;3. Сведение на нет границы между школьной и внешкольной жизнью. Проекты, которые учащиеся решают в социальной среде, учат целостному видению мира, поскольку ученики в процессе выполнения проекта должны самостоятельно овладеть содержанием различных областей знаний с помощью умственной и физической работы, а также с помощью эмоций;4. Отсутствие традиционной оценки. Само участие в осуществлении проекта свидетельствует о прогрессе учащегося, и оценка становится лишней Типы проектов:Исследовательские, творческие, ролево – игровые, информационные, практико-ориентированные2. Моно проекты, межпредметные проекты3. С открытой, явной координацией и со скрытой координацией (главным образом, телекоммуникационные проекты) 4. Внутренние или региональные, международные проекты5. Личностные, парные, групповые 6 Краткосрочные, средней продолжительности, долгосрочные Критерии оценки защиты проекта:§ качество доклада: композиция, полнота представления работы, подходов, результатов; его объём;§ объём и глубина знаний по теме, эрудиция, межпредметные связи;§ культура речи;§ чувство времени;§ использование наглядных средств;§ умение удерживать внимание аудитории;§ умение отвечать на вопросы: полнота, аргументированность, корректность в дискуссии;§ готовность к дискуссии;§ доброжелательность, контактность. Проектная методика обучения математике в основной школе в условиях ФГОС. Результаты обучения Универсальные учебные действия Предметные результаты Метапредметные результаты Личностные результаты Регулятивные Коммуникативные Познавательные Под универсальными учебными действиями понимают обобщенные способы действий, открывающие широкую ориентацию учащихся в различных предметных областях, в строении самой учебной деятельности. Это те самые способы деятельности, которые формируются и в отдельном учебном предмете, и всей их совокупностью. Овладение учащимися универсальными учебными действиями характеризует способность к саморазвитию и самосовершенствованию через сознательное присвоение нового социального опыта.Основным средством формирования УУД в курсе математики являются вариативные по формулировке учебные задания(объясни, проверь, оцени, наблюдай, выбери, сравни, найди закономерность, догадайся, сделай вывод, докажи, проанализируй), которые нацеливают учащихся на выполнение различных видов деятельности, формируя тем самым умение действовать в соответствии с поставленной целью. Тема урока Деятельность учащихся Геометрические конструкторы из бумаги Знакомство с конструкторами из бумаги (на примере «Тангра-ма» и «Колумбовой игры»). Создание собственного конструктора. Треугольник. Пирамида Изготовление моделей пирамид из разверток. Выполнение макета комплекса «Египетские пирамиды». Прямоугольник. Параллелепипед Изготовление бумажных моделей параллелепипедов. Разработка и строительство из них макета Древнего Вавилона. Геометрические тела Разработка плана строительства и изготовление из моделей геометрических тел (пирамид, цилиндров и др.) макета детского городка. Зеркальная симметрия Конструирование и изготовление из зеркал, скотча и пуговиц детской игрушки калейдоскоп. Симметрия Разработка рисунков орнаментов, изготовление из бумаги бордюров. Нахождение им различных применений. Темы уроков, на материале которых можно осуществить проектную деятельность Этап работы над проектом Содержание работы Деятельность учащихся Деятельность учителя 1. Подготовка а) Определение темы и целей проекта, его исходного положения;б) Подбор рабочей группы Обсуждают тему проекта с учителем и получают при необходимости дополнительную информацию. Определяют цели проекта. Знакомят со смыслом проектного подхода и мотивирует учащихся. Помогает в определении цели проекта. Наблюдает за работой учеников. 2. Планирование а) Определение источников необходимой информации;б) Определение способов сбора и анализа информации;в) Определение способа представления результатов (Формы проекта);г) Установление процедур и критериев оценки результатов проекта;д) Распределение задач (обязанностей) между членами рабочей группы Формулируют задачи проекта. Вырабатывают план действий. Выбирают и обосновывают критерии успеха проектной деятельности. Предлагает идеи, высказывает предложения. Наблюдает за работой учащихся. 3. Исследование а) Сбор и уточнение информации (основные инструменты: интервью, опросы, наблюдения, эксперименты и т.д.);б) Выявление («мозговой штурм») и обсуждение альтернатив, возникающих в ходе выполнения проекта;в) Выбор оптимального варианта хода проекта;г) поэтапное выполнение исследовательских задач Поэтапно выполняют задачи проекта. Наблюдает, советует, руководит деятельностью учащихся. 4. Выводы а) Анализ информации;б) Формулирование выводов Выполняют исследование и работают над проектом. Анализируя информацию. Оформляют проект. Наблюдает, советует (по просьбе учащихся). 5. Представление (защита) проекта и оценка его результатов а) Подготовка отчета о ходе выполнения проекта с объяснением полученных результатов (возможные формы отчета: устный отчет с демонстрацией материалов, письменный отчет);б) Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успехов и неудач) и причин этого Представляют проект, участвуют в его коллективном анализе и оценке. Слушает, задает вопросы в роли рядового участника. При необходимости направляет процесс анализа. Оценивает усилия учащихся, качество отчета, креативность, качество использования источников, потенциал продолжения проекта. Тема проекта: «Функция» Творческое название проекта:«Вся жизнь по функциям.».Автор проекта: Яценко Елена Александровна Место работы:ГБОУ школа №464 г. ПавловскаПушкинского района Санкт -Петербурга. Аннотация Проект проводится в ходе итогового повторения темы «Функция» в 9классе. Данный проект позволяет развивать творческое мышление , умение получать знания из дополнительных источников. Ученики учатся обобщать изученное, учатся выбирать из большого потока информации нужную , учатся планировать свою работу , анализировать и рассуждать. Участники проекта Ученики 9 класса. Основополагающий вопрос: Что такое функция? Предмет изучения или средство познания мира? Каковы проявления понятия «функция» в окружающей жизни? Темы исследований учащихся: История возникновения понятия «функция». Линейная функция.Квадратичная функция.Обратная пропорциональность.Степенная функция.Функция в пословицах .Можно ли рисовать с помощью графиков? Сроки проведения проекта Время , необходимое для проведения проекта:8уроков.Проект предполагает повторение и обобщение всего изученного материала по теме «Функция» в 7-9классах. Во время выполнения проекта в течении 8 уроков ученики работают самостоятельно пользуясь консультацией учителя , если это необходимо. На уроках в это время отрабатываются задания по данной теме из«Сборника для подготовки к экзаменам». Методы исследования: Изучение дополнительной литературы (справочники, словари, энциклопедии).Анализ полученной информации (обобщение, сравнение, сопоставление с имеющимися знаниями по данной теме).Опрос учащихся и учителей с целью вы- явления мнения о роли функции в жизни. Формы предоставления результатов исследования: Электронные презентации, буклеты: 1группа:Создание презентации.2группа: Создание презентации. 3группа: Создание презентации. 4группа: Создание презентации. 5группа: Создание презентации. Материалы учителя для поддержки учебного процесса: Кроссворд по теме «Функция».Тест по теме «Линейная функция».Тест по теме «Нелинейные функции».Математический диктант по теме «Квадратичная функция».Тест по теме «Свойства функций»Критерии оценивания проектаКритерии оценивания буклета. Этапы проведения проекта 1этап:Мотивационный(постановка проблемы, формулирование тем исследований)-1урок,15мин.2этап:Формирование творческих групп(выбор творческого названия проекта , обсуждение возможных источников информации , обсуждение плана работы)-2урок,15 минут. Этапы проведения проекта 3 этап: Проектная деятельность учащихся (самостоятельная внеклассная работа в течении 2 недель по выбранной теме: поиск дополнительной литературы, использование возможностей Интернет-ресурсов; обобщение полученных материалов, оформление полученных результатов, сочетающаяся с работой на уроках по данной теме, консультацией учителя на уроках и во внеурочное время). Этапы проведения проекта 4этап:Подготовка отчёта о проделанной работе(внутригрупповая защита)(во внеурочное время). На этом этапе все собранные и оформленные результаты ещё раз уточняются, проверяются, корректируются, вносятся изменения в презентацию .Возможна репетиция предстоящего выступления, чтобы ученики чувствовали себя на уроке «Защиты проектов» более уверенно и свободно, и укладывались в отведённое для защиты проекта время. 5этап:Защита проектов-(8урок).Группы представляют результаты своей работы, отвечают на основополагающий вопрос, делают выводы по теме исследования, отвечают на вопросы других учеников, жюри, присутствующих гостей. Работа каждой группы оценивается в соответствии с разработанными критериями. Урок «Защиты проектов» яркий, насыщенный, это настоящий праздник и для учеников и для учителя. Заканчивается урок награждением групп и вручением грамот. Этапы проведения проекта Информационные ресурсы: Литературные:З.Н.Альхова , «Внеклассная работа по математике»-М, «Просвещение»,1989 г.Д. И. Глейзер, «История математики в школе».Я.И.Депман «За страницами учебника математики», М., «Просвещение»,1989г.Я.И.Перельман, «Занимательная алгебра» М., «Наука»,1976г.Энциклопедия для детей «Математика»,-М., «Мир энциклопе- дий Аванта плюс». Спасибо за внимание.