презентаціі до уроків російської мови 7 клас


дать учащимся понятие культура речи, поговорить с ними о важности защиты языка от засорения; развивать у них навыки понимания и комментирования текста на лингвистическую тему, выразительного чтения; обогащать словарный запас школьников  учащиеся понимают значение понятия культура речи, понимают важность защиты языка от засорения, совершенствуют навык выразительно чтения, умеют доказать свою точку зрения, употребляя понятия и слова, усвоенные на уроке В речи человека, как в зеркале, отражается его культура, воспитанность. Эстетика речи состоит в её подчинении определённым нормам; в ясности, эмоциональности и доступности; в чистоте; в яркости, образности, выразительности. Большое значение имеют темп речи, интонация, владение мимикой и жестами, которые помогают передать эмоциональную окраску, смысл сказанного. Прослушайте стихотворение, ответьте на вопросы. Вопросы к тексту.— Какое качество хорошей речи нарушил гражданин?— Какие составляющие хорошей речи вы знаете? Видит как-то гражданин,Что сарай пылает.Он звонит по «01»,Срочно сообщает:Я не знаю, как начать…Но, как говорится,Я звоню, так сказать,Чтобы поделиться…В общем, значит, стало быть,Тут такое дело…Можно трубку положить:Все уже сгорело!(Из «Веселых уроков передачи “Радионяня”») Знакомьтесь: Петя, мой сосед.Ему уже двенадцать лет,Но говорит он до сих порНе «коридор», а «колидор»,«Дилектор входит в кабинет…»«Закрой магазин на обед…»«Хозяйка моет стаканы…»«Секёт свеклу… Пекёт блины…»И до меня дошел черед:Портфель он «портфелем» зовёт…  (Ю.Тимянский) Километр, квартал, аргумент, случай, введенный, ввезенный, углубленный, рожденный, осужденный, поднял, подняла, дефис, балую, некролог, алфавит, щавель, шофер, украинский, ремень, средства, красивее, мельком, не балуйся, принят, принята, принялась, шинель, одновременно, свекла, маневры, гололед, гололедица, кухонный, намерение, обеспечение, призыв, свободнее, случай, упрочение, медикаменты. Километр, квартал, аргумент, случай, введённый, ввезённый, углублённый, рождённый, осуждённый, поднял, подняла, дефис, балую, некролог, алфавит, щавель, шофер, украинский, ремень, средства, красивее, мельком, не балуйся, принят, принята, принялась, шинель, одновременно, свёкла, манёвры, гололёд, гололедица, кухонный, намерение, обеспечение, призыв, свободнее, случай, упрочение, медикаменты. хорошо Классносупер Обалденноофигенно кульно Сленг в речи школьника имеет право на существование. Его главные достоинства – выразительность и краткость. Но любой культурный человек может и обязан выразить любую мысль на литературном языке. Двойка – пара;одежда – прикид, шмотки;выражать своё недовольство - гнать волну;обманывать кого-либо – лечить… Учащиеся зачитывают выдержки из словарика молодежных жаргонизмов. Стрёмно — страшно.Тормоз — глупый.Клевый — хороший.Супер, потрясно — великолепно.Прикинь — представь себе.Хавчик — еда в столовой или буфете.О’кей — хорошо, сделаю, приду и т. д.Втыкать — бездельничать. Сленг - это вариант разговорной речи, не совпадающие с нормой литературного языка.Сленг - речь какой-либо объединенной общими интересами группы, содержащая много отличающихся от общего языка слов и выражений, не вполне понятных окружающим, предназначенных для выражения усиленной экспрессии и особой оценочной окраски (обычно негативной). Молодёжный сленг — социальный диалект людей в возрасте 13 — 30 лет, возникший из противопоставления себя старшему поколению и официальной системе, и отличающийся разговорной, а иногда и грубо-фамильярной окраской 10-12 лет13-14 лет15-16 лет Сленг нельзя назвать отдельным языком, потому что: 1) в нем нет своих правил фонетики, грамматики; 2) он отличается от общеупотребительного языка, главным образом, в лексике; 3) сленг можно употреблять только в разговорной речи, в других случаях происходит засорение общепонятного литературного языка; 4) все нужные значения человек может передать словами литературного языка. Прочитайте данный ниже материал. Классифицируйте ошибки. Исправьте их.Дуйте на распродажу, сникерсни; поба5луйте себя, изготавливаем жа5люзи; ливтинг-крем, товар сертивицирован, грейпфрукт, свинной фарш, согласно графика. Товарищи жильцы! Будем штрафовать за нарушение о недопущении загрязнения лестницы собаками и кошками. «Э… ну вот, понимаешь, сегодня, значит, меня по этой самой, по истории вызвали. Я, это самое, вопрос, значит, о строительстве, так сказать, Петербурга… Ну вот, я и говорю. Э… строительство, значит, затеял, типа, король… тьфу! блин!… царь. Ну как его…, э… да, вспомнил: Петр I . Строительство, так сказать, длилось, э… семь лет, да нет, много лет. Ну и раз удумал строить Петр I, то, значит, ясное дело, потом город стал называться, типа, Петербургом...» Прочтите рассказ без слов-паразитов. Мудра голова - короткий язык. Болтуна видать по слову, а рыбака по улову. Языком не спеши, а делом не ленись…  1. Старайся говорить правильно, не употребляй в разговоре грубых выражений.2. Говори только о том, что знаешь. 3. Не будь многословен. Подбирай в беседе те слова, которые лучше других выражают твою мысль.4. При разговоре не размахивай руками.5. Не говори быстро, не проглатывай слова.6. Не старайся перекричать собеседника, если он говорит слишком громко. Начни говорить тихо – собеседник тоже перестанет кричать.7. Не засоряй речь словами - паразитами. Текст 1Говорил он, между прочим:«Красиве5е», «Мы так хо5чем»,«До5суг, шо5фер, про5цент, за5ем,Ква5ртал, по5ртфель, билюте5нь»,«По5верх плана выполняем»,«А5гент зво5нит целый день».(В. Масс) Текст 2ТвОрог — творОгМой дядя выяснял лет сорокИ все же выяснить не мог,Как говорить вернее: тво5рог,А может, правильней — творо5г?!И как-то он в молочной лавкеЕго увидел на прилавке,—Лицо, как роза, расцвело,Решил купить он полкило.Но тотчас, на прилавок глядя,Опять задумался мой дядя:«Ведь, вероятно, он не дорог,Пойдет в ватрушку и в пирог.А как спросить: «Почем творо5г?А может, правильнее тво5рог?»Задачу эту смог решитьМой дядя, лишь дойдя до кассы,—«За полкило творожной массы».Кассирша мало разбираласьВ местоименьях, в падежеИ так сказала: «Не осталось!Она распродата уже!»(В. Громов) Дайте оценку чьей-либо речи, которой вам хотелось бы подражать. Обоснуйте свою точку зрения. 1)Выучить теоретический материал2)Выполнить упражнения3)Повторить сведения о глаголе, изученные в младших классах.