Презентация по литературе на тему А.Грин. Алые паруса Игра. 7 класс.


Чудеса Есть ли в жизни чудеса? Урок – игра. Презентацию подготовила учитель литературы Келеш Надежда Викторовна ( МКОУ СОШ№2 р.п. Бисерть Свердловской области). Александр Степанович Гриневский Первый агон. Зелёная дорожка Узнай героя. «… матрос «Ориона», крепкого трёхсоттонного брига, на котором он прослужил десять лет и к которому был привязан сильнее, чем иной сын к родной матери…» Лонгрен – матрос «Ориона», крепкого трёхсоттонного брига. Вопрос № 1. Лонгрен. Почему Вы были вынуждены покинуть службу на родном бриге? Ответ к вопросу № 1. Жена Мери умерла от воспаления лёгких, поэтому надо было растить восьмимесячную дочь, оставшуюся без материнской заботы. Вопрос № 2. Лонгрен. Каким ремеслом Вы занялись, чтобы прокормить семью? Ответ на вопрос № 2. В городских лавках появились мои игрушки – модели лодок, катеров, парусников, крейсеров, пароходов. Вопрос № 3. Лонгрен. Малообщительный по натуре, после смерти жены Вы стали ещё замкнутее и нелюдимее. Какой Ваш проступок окончательно испортил отношения с жителями деревни? Ответ на вопрос № 3. Лонгрен. Однажды я вышел полюбоваться на штормовое море. Лодка лавочника Миннерса билась под мостками о сваи, ломая борта. На моих глазах Миннерс спустился в лодку и стал пробираться по сваям к берегу, но сильный удар ветра швырнул лодку в сторону океана. Он стал просить о помощи, я не сдвинулся с места, напомнив ему о смерти жены, о том, что он также оставил её без помощи. Вопрос № 4. Лонгрен. Какая Ваша игрушка вызвала особый восторг у Ассоль? Ответ на вопрос № 4. Лонгрен. Это была миниатюрная гоночная яхта:белое судёнышко несло алые паруса, сделанные из обрезков шёлка, употреблявшегося для оклейки пароходных кают – игрушек богатого покупателя. Ассоль пришла в восхищение. Жёлтая дорожка. Узнай героя. «знатная дама напоминала паву, высидевшую яйцо из лебедя. Её лицо и фигура, казалось, могли отвечать лишь ледяным молчанием огненным голосам жизни; тонкая красота скорее отталкивала, чем привлекала, так как в ней чувствовалось надменное усилие воли, лишённое женственного притяжения. Но оставаясь наедине с мальчиком, она делалась просто мамой…» Лилиан Грэй. Детство Грэя. Вопрос № 1. Лилиан Г. Чем детские годы Грэя, Вашего сына, напоминали детство Ассоль? Ответ на вопрос № 1. Лилиан Г. Грэй, как и Ассоль, жил окружённый нашим родительским вниманием, любовью. Ему прощалось всё: пребывание на кухне, отвращение к урокам, непослушание и многочисленные причуды. Грэй и Ассоль были лишены детского общества и играли в одиночестве. Тонко чувствовали природу и умели сочувствовать другим людям. Вопрос № 2. Лилиан Г. Расскажите, как 20- летняя служанка Бетси и 10-летний сын Грэй стали друзьями? Ответ на вопрос № 2. Лилиан Г. Однажды на кухне маленький Грэй увидел, как служанка Бетси обварила руку. Слёзы катились у неё по лицу, и Грэй пережил ощущение острого чужого страдания. Чтобы понять, как больно Бетси, он обварил себе руку. А потом отвёл девушку к врачу. С тех пор они стали друзьями. Вопрос № 3. Лилиан Грэй. Что заставило Вас смириться с выбором профессии сына? Ответ на вопрос № 3. Лилиан Грэй. Я получила письмо от сына, где он пишет: «Если бы ты видела, как я; посмотри моими глазами. Если бы ты слышала, как я; приложи к уху раковину: в ней шум вечной волны; если бы ты любила, как я, то в твоём письме я нашёл бы улыбку».Поэтому я постаралась увидеть и услышать мир его глазами и ушами. Пусть он будет счастлив, тогда счастлива буду я.» Красная дорожка Узнай героя. «…родился с живой душой, совершенно не склонной продолжать линию фамильного начертания». Артур Грэй. Служанка Бетси. Вопрос № 1. Артур Грэй. Какие сокровища Вашей жизни, Грэй, сплавила воедино профессия капитана корабля? Ответ на вопрос №1. Артур Грэй. Опасность, риск, власть природы, свет далёкой страны, чудесная неизвестность, любовь, разнообразие жизни. Вопрос № 2. Артур Грэй. Какие две девушки, две Ассоль, были перемешаны в замечательной одной юной особе? Ответ на вопрос № 2. Артур Грэй. Одна была дочь матроса, ремесленника, мастерившая игрушки, шьющая одежду; другая – живое стихотворение, романтик, мечтательница, которая жила в сказке, в воображаемом прекрасном мире. Второй агон. Зелёная дорожка Узнай героя. « Стиранное много раз ситцевое платье едва прикрывало до колен худенькие, загорелые ноги девочки. Её тёмные густые волосы, забранные в кружевную косынку, сбились, касаясь, плеч. Каждая черта… была выразительна легка и чиста, как полёт ласточки. Тёмные, с оттенком грустного вопроса глаза казались несколько старше лица…» Ассоль и Лонгрен. Ассоль Вопрос № 1.Ассоль. Расскажите о своём любимом детском развлечении. Ответ на вопрос № 1. Ассоль. Любимым развлечением было по вечерам забраться на колени к отцу и трогать различные части игрушек, спрашивая об их назначении. Так начиналась фантастическая лекция о жизни и о людях. Вопрос № 2.Ассоль. Какой увидела ты себя в зеркале на кануне счастливого дня через семь лет после предсказания Эгля? Ответ на вопрос № 2. Ассоль. «…Стояла тоненькая невысокая девушка, одетая в дешёвый белый муслин с розовыми цветочками. На её плечах лежала шёлковая косынка. Полудетское, в светлом загаре, лицо было подвижно и выразительно; прекрасные несколько серьёзные для её возраста глаза посматривали с робкой сосредоточенностью глубоких душ.» Вопрос № 3. Ассоль. Почему в минуты душевного волнения ты отправлялась в лес? Ответ к вопросу № 3. Ассоль. Здесь я чувствовала себя как дома; здоровалась с деревьями, как с людьми, пожимая их широкие листья. Здесь я чувствовала себя в окружении друзей, добрых и понимающих. Вопрос № 4. Ассоль. Какие чувства переполняли тебя, когда ты увидела,что появился на морском просторе корабль твоей мечты? Ответ на вопрос № 4. Ассоль. Я вздрогнула, замерла, потом резко вскочила, для меня это было потрясением. Не помня себя, я бежала к морю, ноги подкашивались, дыхание срывалось, сознание держалось на волоске. Счастливая и растерянная, беспомощно протянув руки к высокому кораблю, стояла я на берегу среди народа. Жёлтая дорожка Узнай героя. « Седые кудри складками выпадали из-под его соломенной шляпы; серая блуза, заправленная в синие брюки, и высокие сапоги придавали ему вид охотника; белый воротничок, галстук, пояс, унизанный серебром блях, трость и сумка с новеньким никелевым замочком – выказывали горожанина…» Предсказание сказочника Эгля. Вопрос № 1. Эгль. Чем Вы занимаетесь? Ответ на вопрос № 1. Эгль. Собираю песни, легенды, предания и сказки. Вопрос № 2. Эгль. При каких обстоятельствах произошла Ваша встреча с Ассоль? Ответ на вопрос № 2. Эгль. Я сидел в лесу у небольшого ручья и занимался сравнительным изучением финских и японских сюжетов, как вдруг ручей выплеснул прелестную яхточку с алыми парусами, а вслед за ней появилась милая девочка Ассоль, которая сразу очаровала меня. Вопрос № 3. Эгль. Какую сказку-предсказание Вы рассказали Ассоль? Ответ на вопрос № 3. Эгль. Невольное ожидание прекрасного поразило меня в девочке, и я рассказал ей сказку, которая станет её судьбой. Однажды сияющая громада алых парусов белого корабля двинется прямо к Ассоль. Храбрый красивый юноша увезёт её с собой в розовую страну, где много счастья и света. Красная дорожка Узнай героя. « Миннерса перебил неожиданный дикий рёв сзади. Страшно ворочая глазами, ….., стряхнув хмельное оцепенение, вдруг рявкнул пением так свирепо, что все вздрогнули». Угольщик Филипп. Вопрос № 1.Угольщик Филипп. Какую роль Вы сыграли в судьбе Ассоль? Ответ на вопрос № 1.Угольщик. В трактире Миннерс распускал лживые сплетни о девушке Ассоль перед капитаном Грэем, а я вступился за неё и рассказал о том, какая она необыкновенная и замечательная. Вопрос № 2.Угольщик. Почему Вы считаете речь Ассоль причудливой? Ответ на вопрос № 2. Угольщик. Эта необыкновенная девушка заставила силой воображения увидеть, как цветёт пустая корзина из-под угля. Я на самом деле увидел, будто из прутьев поползли почки, лопнули и брызнули по корзине листом. От удивления я даже протрезвел! Н. Матвеева. «Предсказание Эгля». Подойди ко мне, я в твоих глазах вижу капли слёз.В мире много зла, но не надо всё принимать всерьёз.Ты не верь земле, чёрствой и сухой, - верь волне морей.Пусть она скользит, дразнит и грозит – правды больше в ней. Н. Матвеева. «Предсказание Эгля». Пробегут года быстрой чередой, как в ручье вода.Видишь тот обрыв и простор морской – посмотри туда.Там, в дали морской, ты увидишь блеск алых парусов.С берегов крутых ровно в пять часов ты завидишь их.Это будет бриг из далёких стран, из других широт.Ровно в пять часов от его бортов шлюпка отойдёт,И прекрасный принц, сказочный герой, наречённый твой,Весел и умён, строен и высок, ступит на песок. Н. Матвеева. «Предсказание Эгля». Слушай, он за тем только приплывёт, чтоб тебя спасти.Если он тебя сразу не найдёт, ты его прости!Ступит на песок – радость на лице сильная, как боль, -Скажет: «Добрый день!» Спросит он: «А где тут живёт Ассоль?»Не грусти, не плачь. Ясных глаз не прячь, слёзы с них сотри.Верь моим словам, чаще по утрам на море смотри.Верь волне морей. Верь судьбе своей, час наступит твой.Ты увидишь блеск алых парусов – это за тобой. Третий агон. Узнай героя. «… юнга с маленькими руками и внешностью переодетой девочки…понемногу он потерял всё, кроме главного – по своей странной летящей души… став широк костью и крепок мускулами, бледность заменил загаром, изысканную беспечность отдал за уверенную меткость работающей руки, а в его думающих глазах отразился блеск..» Грэй в детстве. Капитан Грэй. Вопрос № 1. Артур Грэй. Чем Вам не понравилась картина известного художника, изображавшего распятие Христа? Ответ на вопрос № 1. Артур Грэй. На картине мне не понравились гвозди, торчащие из окровавленных рук и ног Христа, и я решил их закрасить краской. Я не мог допустить, чтобы при мне текла кровь и торчали из рук гвозди. Вопрос № 2. Артур Грэй. Что повлияло на выбор Вашей профессии? Ответ на вопрос № 2. Артур Грэй. В библиотеке в двенадцать лет я увидел огромную картину, на которой был корабль, вздымающийся на гребень морского вала. Струя пены стекала по его склону. Но всего замечательнее была в этой картине фигура человека, стоящего на баке спиной к зрителю. Он был судьбой, душой и разумом корабля. С этого момента я знал своё предназначение – я решил стать капитаном. Вопрос № 3. Артур Грэй. Какое впечатление произвела на Вас «опасная находка», обнаруженная в лесу? Ответ на вопрос № 3. Артур Грэй. В пяти шагах, свернувшись, подобрав одну ножку и вытянув другую, лежала утомившаяся девушка. Я присел на корточки, заглядывая девушке в лицо. Всё спало на девушке: спали тёмные волосы, спало платье и складки платья… Девушка поразила меня своей необычностью, детской непосредственностью и тронула мою душу. Вопрос № 4. Артур Грэй. Почему так тщательно Вы выбирали нужный оттенок цвета для новых парусов? Ответ на вопрос № 4. Артур Грэй. Я долго искал нужный оттенок для парусов. Этот совершенно чистый, как алая утренняя струя, полная благородного веселья и царственности цвет являлся именно тем гордым цветом, который рдел, как улыбка, прелестью духовного отражения… Этот цвет исполнения мечты и цвет глубокой радости. Жёлтая дорожка Узнай героя. «… был добрый человек, но суровый моряк, взявший пятнадцатилетнего мальчика юнгой на свой корабль из некоего злорадства. В отчаянном желании Грэя он видел лишь эксцентрическую прихоть». Капитан Гоп. Вопрос № 1. Капитан Гоп. Опишите юнгу, которого Вы приняли на борт «Ансельмана» в порту Дубельт. Ответ на вопрос № 1. Гоп. Это был юнга с маленькими руками и внешностью переодетой девочки, обладатель изящного саквояжа, тонких, как перчатка, лакированных сапожков и батистового белья с вытканными коронами. Часть своего имущества он промотал на пирожном, часть проиграл в карты, так как хотел быть «дьявольским» моряком. Вопрос № 2. Капитан Гоп. Какой внушительный диалог приходил к Вам на ум, когда Вы наблюдали за своим юнгой? Ответ на вопрос № 2. Капитан Гоп. Я заранее торжествовал, представляя, как месяца через два Грэй скажет мне, избегая смотреть в глаза: «Капитан Гоп, я ободрал локти, ползая по снастям; у меня болят бока и спина, пальцы не разгибаются, голова трещит, а ноги трясутся…Я хочу к маме»….я держал, мысленно же, такую речь: «Отправляйтесь, куда хотите, мой птенчик…смолу… вы можете отмыть…одеколоном «Роза-мимоза». Вопрос № 3. Капитан Гоп. Почему Вы решили сделать из юнги Грэя настоящего капитана? Ответ на вопрос № 3. Капитан Гоп. Я видел, с каким упорством он старался овладевать морским делом, и это ему удавалось отлично. Однажды я заметил, как он мастерски вяжет на рею парус, и понял, что из этого парня может получиться толковый капитан. Я стал давать ему уроки навигации, кораблестроения, морского права, лоции и бухгалтерии. Краснаядорожка Узнай героя. «… матрос «Секрета», проворный, жуликоватый парень». Матрос Летика. Вопрос № 1. Летика. Почему ты считал Грэя «дельным, но непохожим, загвоздистым» капитаном? Ответ на вопрос № 1. Летика. Грэй в течение нескольких лет плавал с одним составом команды. Он удивлял матросов капризами неожиданных рейсов, остановок в не торговых и безлюдных местах, но постепенно они прониклись романтизмом капитана. Он часто плавал с одним балластом, отказываясь брать выгодный груз…Он охотно грузил фрукты, кофе, фарфор, чай… Это всё говорило о его аристократическом воображении. Вопрос № 2. Летика. С какой целью капитан Грэй оставил тебя в Каперне? Ответ на вопрос № 2. Летика. Мне было поручено собирать сведения жителей об Ассоль, причём делать это надо было незаметно, ни в коем случае не называя имя капитана Грэя. Дом-музей А.С.Грина. Александр Грин. Стихотворение В. Некипелова «Памяти Грина». Мне встречу с ним судьба не подарилаИ лишь недавно поздние цветыЯ положил на узкую могилуПрославленного рыцаря Мечты.Но с детских лет, с тех пор, когда впервыеЯ в мир чудес, им созданных, проник,Идут со мною рядом, как живые,Весёлые герои его книг. Стихотворение В. Некипелова «Памяти Грина». Они живут в равнинах Зурбагана,Где молодая щедрая земляРаспахнута ветрам и ураганам, Как палуба большого корабля.Где жизнь кипит во всём своём расцвете…Они живут вольны, как альбатросы,Невинны и бесхитростны, как дети,-Поэты, птицеловы и матросы. Стихотворение В. Некипелова «Памяти Грина». Пускай тот мир, нездешний и старинный, От нашей современности далёк;Читаешь удивительного Грина –И душу греет тёплый огонёк. А он идёт, весёлый, добрый спутник,Повсюду с нами в дружеском строюИ вносит в наши творческие будниРомантики певучую струну. Финал. Зелёная дорожка Узнайте героя. « Внешность… говорила лучше слов о характере его жизни: это был необычайно худой, высокий и сутулый человек, с лицом, иссечённым тысячами морщин и шрамов, с усталыми глазами, загоравшимися прекрасным блеском только в минуты чтения или выдумывания необычайных рассказов. Он был некрасив, но полон скрытого обаяния». Александр Грин. Вопрос № 1. Участник № 1. Назовите имя писателя, который работал под псевдонимом Александр Грин? Ответ на вопрос № 1. Первый участник. Александр Гриневский. Вопрос № 2. Участник №1. Какие две страсти владели писателем с юных лет? Ответ на вопрос № 2. Участник № 1. Любовь к чтению и мечта о жизни, полной приключений. Вопрос № 3. Участник № 1. В каком городе произошла первая встреча Грина с морем? Ответ на вопрос № 3. Участник № 1. В Одессе. Вопрос № 4. Участник № 1. Грин очень хотел стать моряком. Исполнилась ли его мечта? «Только два раза мне улыбнулось моряцкое счастье: меня взяли матросом на пароход, совершающий рейс Одесса-Батум-Одесса, а затем в – Египет. Это был единственный случай ознакомления с африканской экзотикой. А вернувшись в Одессу, я понял, что карьера моряка не удалась, и отправился в город детства Вятку». Ответ на вопрос № 4. Участник № 1. Жёлтаядорожка Вопрос № 1. Участник № 2. Как возник замысел повести «Алые паруса»? Ответ на вопрос № 1. Участник № 2. Замысел повести «Алые паруса» возник в 1916 году в Петрограде. Однажды в магазине игрушек на витрине Грин увидел потрясающий красоты белый парусник. «Эта игрушка мне что-то сказала, но я не знал что.Тогда я прикинул,не скажет ли больше парус красного, а лучше того алого цвета, потому что в алом есть ликование. И вот развёртывая из этого, беря волны и корабль с алыми парусами, я увидел цель его бытия». Вопрос № 2. Участник № 2. Что значит «феерия»? Ответ на вопрос № 2. Участник № 2. У слова два значения:1) театральное или цирковое представление сказочного содержания, отличающего пышной постановкой и сценическими эффектами;2)переносное –волшебное, сказочное зрелище.Грин назвал свою повесть феерией, так как создал страну отроческого воображения. Вопрос № 3.Участник № 2. Когда вышла в свет знаменитая повесть-феерия «Алые паруса»? Ответ на вопрос № 3. Участник № 2. В 1923 году. Красная дорожка Вопрос № 1. Участник № 3. «Я понял одну нехитрую истину..», -говорит Александр Грин устами капитана Грэя. Что за истина? Какова главная мысль повести – феерии? Ответ на вопрос №1. Участник №3. Истина в том, чтобы делать чудеса своим руками. Писатель хотел показать, что любая мечта способна воплотиться в жизнь, если прилагать все необходимые усилия для достижения цели. Мечту нельзя остановить, пока человек живёт, он мечтает, так как рождён для счастья и свободы. Вопрос № 2. Участник № 3. Герои книг писателя населяют страну Гринландию. Где эта страна? Ответ на вопрос № 2. Участник № 3. Эта страна создана творческим воображением писателя. Мир многоцветен, как радуга. Только от человека зависит, расцветёт ли его мир праздничными красками. В. Ланцберг Ребята, надо верить в чудеса!Когда-нибудь весенним утром раннимНад океаном алые взметнутся паруса И скрипка пропоет над океаном.Не три глаза, ведь это же не сон,И алый парус правда гордо реет,В той бухте, где отважный Грей нашел свою Ассоль, В той бухте, где Ассоль дождалась Грея В. Ланцберг С друзьями легче море переплыть И есть морскую соль, что нам досталась.А без друзей на свете было б очень трудно жить,И серым стал бы даже алый парус.Ребята, надо верить в чудеса!Когда-нибудь весенним утром раннимНад океаном алые взметнутся парусаИ скрипка пропоет над океаном. Эпиграфы к завершению урока. «…благодаря ей я понял одну нехитрую истину. Она в том, чтобы делать так называемые чудеса своими руками» (А.Грин).«Стараясь о счастье других, мы находим свое собственное» (Платон). Чудеса в самих нас Делайте чудеса своими руками! Спасибо! Спасибо всем за проделанную работу!Спасибо за внимание!