Презентация по информатике на тему Использование информационно- компьютерных технологий в образовании


Создатель: студент 24 группыВоткинского Музыкально Педагогического Колледжа имени Петра Ильича ЧайковскогоСаранова Анна Использование компьютера и ИКТ в образовании В начале 2009 года в Кремле состоялось первое заседание совета по развитию информационного общества при президенте России. Указ о его создании был подписан в ноябре 2008 г. Открывая заседание Дмитрий Медведев подчеркнул, что никакой прогресс и модернизация невозможны без ИТ: «это касается и научно-технической сферы, и собственно вопросов управления и даже вопросов укрепления демократии в стране». За последние годы, по словам президента, информационные технологии и информационные услуги стали достаточно существенной статьей российского несырьевого экспорта, достигнув уровня приблизительно в $1 млрдВведение Под информационными технологиями будем понимать процессы накопления, обработки, представления и использования информации с помощью электронных средств. Они характеризуется средой, в которой осуществляются, и компонентами, которые она содержит:• техническая среда (вид используемой техники для решения основных задач);• программная среда (набор программных средств для реализации ИТО);• предметная среда (содержание конкретной предметной области науки, техники, знания);• методическая среда (инструкции, порядок пользования, оценка эффективности и др.).
Информация – все те сведения, которые уменьшают степень неопределенности нашего знания о конкретном объекте. Информатизация — 1) процесс интенсификации производства и распространения знаний и информации, основанный на использовании ИКТ; 2) процесс широкомасштабного использования ИКТ во всех сферах социально-экономической, политической и культурной жизни общества с целью повышения эффективности использования информации и знаний для управления, удовлетворения информационных потребностей граждан, организаций и государства и создания предпосылок перехода России к информационному обществу. Информационная технология (ИТ) – система процедур преобразования информации с целью формирования, организации, обработки, распространения и использования информации. Основу современных ИТ составляют:- компьютерная обработка информации по заданным алгоритмам;- хранение больших объемов информации на машинных носителях;- передача информации на любое расстояние в ограниченное время.Информационные технологии обучения - совокупность методов и технических средств сбора, организации, хранения, обработки, передачи, и представления информации, расширяющей знания людей и развивающих их возможности по управлению техническими и социальными процессами.rrrrr Одной из важнейших задач информатизации образования является формирование информационной культуры специалиста, уровень сформированости которой определяется, во-первых, знаниями об информации, информационных процессах, моделях и технологиях; во-вторых, умениями и навыками применения средств и методов обработки и анализа информации в различных видах деятельности; в-третьих, умением использовать современные информационные технологии в профессиональной (образовательной) деятельности; в-четвертых, мировоззренческим видением окружающего мира как открытой информационной системы.
Важнейшие задачи информатизации образования1) повышение качества подготовки специалистов на основе использования в учебном процессе современных информационных технологий;2) применение активных методов обучения, повышение творческой и интеллектуальной составляющих учебной деятельности;3) интеграция различных видов образовательной деятельности (учебной, исследовательской и т.д.);4) адаптация информационных технологий обучения к индивидуальным особенностям обучаемого;5) разработка новых информационных технологий обучения, способствующих активизации познавательной деятельности обучаемого и повышению мотивации на освоение средств и методов информатики для эффективного применения в профессиональной деятельности;6) обеспечение непрерывности и преемственности в обучении;7) разработка информационных технологий дистанционного обучения;8) совершенствование программно-методического обеспечения учебного процесса;9) внедрение информационных технологий обучения в процесс специальной профессиональной подготовки специалистов различного профиля. Основные направления информатизации образования:• информатизация как техническое оснащение образовательного учреждения;• информатизация как внедрение новых информационных технологий в образование;• информатизация как формирование информационной культуры субъектов образования;• информатизация как создание информационного пространства (информационной среды) учебного заведения. ИКТ обладают следующими дидактическими возможностями:· возможность оперативной передачи на любые расстояния информации любого объема, любой формы представления;· хранение этой информации в памяти компьютера в течение необходимой продолжительности времени, возможность ее редактирования, обработки, вывода на печать и т.д.;· возможность доступа к различным источникам информации, в том числе удаленным и распределенным базам данных, многочисленным конференциям по всему миру через систему Интернет, работы с этой информацией;· возможность организации электронных конференций, в том числе в режиме реального времени, компьютерных аудио-конференций и видеоконференций;· возможность диалога с любым партнером.· возможность перенести полученные материалы на свой носитель, вывести на печать и работать с ними так и тогда, когда и как это наиболее удобно пользователю. К дидактическим функциям ИКТ относятся:· организация различного рода совместных исследовательских работ обучаемых (метод проектов, работу в малых группах и т.д.);· организация оперативных консультаций обучаемых из центров дистанционного обучения;· формирование у обучаемых коммуникативных навыков и культуры общения (что предполагает умение кратко и четко формулировать собственные мысли, терпимо относится к мнению собеседника, аргументировано доказывать свою точку зрения и уметь слушать и уважать мнение партнера);· формирование умения добывать информацию из различных источников и обрабатывать ее с помощью компьютерных технологий. Успешность и эффективность применения ИКТ в преподавании общеобразовательных предметов можно гарантировать только в том случае, · когда учитель в достаточной мере мотивирован на использование ИКТ,· имеет широкий кругозор, · владеет программными средствами, как общего, так и учебного назначения, · способен определить место ИКТ в методической системе преподавания учебного предмета.Поэтому в настоящее время одной из наиболее актуальных задач системы непрерывного педагогического образования является необходимость формировать информационно-коммуникационную компетентность учителя, которая включает в себя:· совокупность знаний, навыков и умений, формируемых в процессе обучения и самообучения информатике и информационным технологиям, · способность к выполнению педагогической деятельности с помощью информационных технологий.и складывается из трех компонентов: • знать, • уметь пользоваться, • уметь применять в учебной деятельности. ИКТ в учебном заведении — это:• обучающие лазерные диски, электронные энциклопедии;• электронный архив школы, архив самых разных мероприятий, проводимых как в школе, так и за ее пределами. Электронный архив выпускников, конкурсов, спектаклей, телевизионных передач, открытых уроков;• фонотека, в которой хранятся музыкальные произведения, фонограммы к различным мероприятиям,радиопрограммы школьного радиоузла, интервью с гостями школы и многое другое;• электронная история школы, фотографии, интервью и видеофрагменты с выпускниками прежних лет;• материалы для информационного телевизора, который, как правило, устанавливается в фойе школы или другом общедоступном для просмотра месте;• лазерные диски, сделанные учащимися в качестве сувениров для других школ или гостей школы;• школьный сайт в Интернете;• часть телевизионных передач школьного телевидения;• интегрированные уроки преподавателей;• оформление спектаклей и концертов, тематических вечеров и встреч;• проектная деятельность учащихся;• выставки работ, ярмарки идей и отчеты об экспедициях и походах;• создание и пополнение медиатеки школы. Средством подготовки и передачи информации обучаемому выступает компьютерная и информационная техника.I. Аппаратные средства: Компьютер - универсальное устройство обработки информации  Принтер - позволяет фиксировать на бумаге информацию найденную и созданную учащимися или учителем для учащихся. Для многих школьных применений необходим или желателен цветной принтер.  Проектор - радикально повышает: o уровень наглядности в работе учителя, o возможность учащимся представлять результаты своей работы всему классу.  Телекоммуникационный блок (для сельских школ - прежде всего, спутниковая связь) - дает доступ к российским и мировым информационным ресурсам, позволяет вести дистанционное обучение, вести переписку с другими школами.  Устройства для ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами - клавиатура и мышь (и разнообразные устройства аналогичного назначения), а также устройства рукописного ввода. Особую роль соответствующие устройства играют для учащихся с проблемами двигательного характера, например, с ДЦП.  Устройства для записи (ввода) визуальной и звуковой информации (сканер, фотоаппарат, видеокамера, аудио и видео магнитофон) - дают возможность непосредственно включать в учебный процесс информационные образы окружающего мира  Устройства регистрации данных (датчики с интерфейсами) - существенно расширяют класс физических, химических, биологических, экологических процессов, включаемых в образование при сокращении учебного времени, затрачиваемого на рутинную обработку данных  Управляемые компьютером устройства - дают возможность учащимся различных уровней способностей освоить принципы и технологии автоматического управления  Внутриклассная и внутришкольная сети - позволяют более эффективно использовать имеющиеся информационные, технические и временные (человеческие) ресурсы, обеспечивают общий доступ к глобальной информационной сети  Аудио-видео средства обеспечивают эффективную коммуникативную среду для воспитательной работы и массовых мероприятий. Роль Интернет-технологий в учебном процессе.ИКТ превратились из праздничного новаторского приема в повседневную необходимостьБольшую роль играет использование интернет-технологий учебном процессе:Интернет-технологии расширяют границы возможностей, дети не только получают широкий, свободный доступ к разного рода информации, но со временем учатся и мыслить шире, тем самым развивают свою фантазию, чувствуют уверенность в своих силах и тягу к освоению новых сфер знаний. Интернет-технологии - это возможность быстрей найти что-то свое, это прежде всего новые возможности для самореализации. С использользованием интернет-технологий у педагога появляется множество возможностей нового общения с учащимися. Он может использовать любой способ общения через интернет - ICQ, электронная почта, чаты и форумы, и даже использовать интернет, находясь непосредственно рядом, в аудитории с учащимися, для нахождения в интернете подходящих примеров, для использования всех ресурсов интернета в обучении. Связь может быть двухсторонняя, а может быть односторонняя, так на письмо можно ответить, а также, педагог может разместить полезную информация у себя в блоге, или на специальном сайте. Интернет-технологии позволяют осуществлять проведение конференций по различным темам между – школами, регионами, городами, странами. Обмен знаниями, получение новой информации, вовлечение в этот процесс учеников. Проведение интерактивных олимпиад, тестов.У нас в школе имеется каталог образовательных ресурсов сети Интернет. • опасность подавления межличностного общения,так как общение с компьютером понижает количествои качество личных контактов;• усиление социального неравенства, так как приобретение дорогостоящей техники доступно не всем;• опасность снижения роли устной и письменнойречи, так как в новых технологиях во многом преобладает звук и изображение;• ослабление способностей к самостоятельному творческому мышлению, так как для компьютерных обучающих программ свойственна так называемая "дигитализация" — приспособление мышления человека к определенным правилам и моделям;• отсутствие прямого исследования действительности, так как ученик получает знания, опосредованныесознанием разработчиков программ;• пассивность усвоения информации, так как у создателей программ есть стремление сделать свой материал простым и нетрудоемким;• опасность снижения социализации человека, т.е.резкое уменьшение времени пребывания среди другихлюдей и общения с ними, посещения общественных икультурных мероприятий, музеев, театров.Проблемы информатизации образования: