Семинар экспериментально-исследовательской деятельности дошкольников.


«Детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребенка» Н.Н.Подьяков, 1995 Экспериментирование – эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мираДОСТОИНСТВА МЕТОДА ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ: даёт реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, побуждает детей сравнивать, сопоставлять, развивает наблюдательность, восприятие и мышление.Обеспечивает интеграцию образовательных областей:Развивает интерес ребенка к окружающему миру, активность , инициативу и самостоятельность в его познании в ходе практической деятельности«Расскажи – и я забуду, покажи - и я запомню, дай попробовать – и я пойму». виды детского экспериментирования (по Н.Н. Поддьякову)Основоположник метода детского экспериментирования - ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ рассматривал как метод,близкий к идеальному.Бескорыстное экспериментирование(активность исходит от ребенка)направлено на выяснение связей и отношений безоотносительно к решению какой-либо практической задачи. В его основе лежит потребность ребенка в получении новых знаний, сведений об объекте. Познание здесь осуществляется ради самого процесса познания.Утилитарное экспериментирование(организуется взрослым)направлено на решение какой-либо практической задачи. В данном случае процесс познания объекта осуществляется ребенком с целью получения новых знаний для и достижения практического результата. Цель: Развитие у детей дошкольного возраста познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлениюЗадачи: Расширение кругозора детей через знакомство с элементами различных областей знаний (представления о химических свойствах веществ, о физических свойствах и явлениях, о свойствах воды, песка, глины, воздуха, математические представления и т.д.) Развитие у детей умения пользоваться приборами-помощниками при проведении игр-экспериментов (микроскоп, лупа, чашечные весы, песочные часы и т.д.) Формирование у детей умственных способностей: развитие анализа, классификации, сравнения, обобщения Формирование способов познания путем сенсорного анализа Социально-личностное развитие: развитие коммуника тивности, самостоятельности, наблюдательности, элементарного самоконтроля и саморегуляцииЦели и задачи экспериментально-исследовательской деятельности Классификация детского экспериментированияПо характеру объектов, используемых в эксперименте: опыты: с растениями; с животными; с объектами неживой природы;По в групповой комнате; на участке; По месту проведения опытов: индивидуальные, групповые, коллективные.По количеству детей: случайные, запланированные, поставленные в ответ на вопрос ребенка.По причине их проведения: По времени протекания опыта: длительное и каккратковременное наблюдение, однократные или циклические (цикл наблюдений за водой, за ростом растений, помещённых в разные условия и т.д.)иллюстративные (детям все известно, и эксперимент только подтверждает знакомые факты), поисковые (дети не знают заранее, каков будет результат), решение познавательных задач; По характеру познавательной деятельности детей:


Классификация детского экспериментирования констатирующие (позволяющие увидеть одно состояние объекта или одно явление вне связи с другими объектами и явлениями), сравнительные (позволяющие увидеть динамику процесса или отметить изменения в состоянии объекта), обобщающие (эксперименты, в которых прослеживаются общие закономерности процесса, изучаемого ранее по отдельным этапам). По характеру мыслительных операций:: первичные, повторные, заключительные и итоговые; По месту в циклеПо способу применения демонстрационные и фронтальныеэпизодические (проводимые от случая к случаю), систематические.По характеру включения в педагогический процесс:

Особенности организации детского экспериментирования в ДООЭксперимент должен быть непродолжителен по времени.Необходимо учитывать то, что дошкольникам трудно работать без речевого сопровождения (поскольку именно в старшем дошкольном возрасте дети проходят стадию проговаривания своих действий вслух).Важно учитывать также индивидуальные различия детей (темп работы, утомляемость).Необходимо учитывать право ребёнка на ошибку и применять адекватные способы вовлечения детей в работу, особенно тех, у которых ещё не сформировались навыки (дробление одной процедуры на несколько мелких действий, поручаемых разным ребятам, совместная работа воспитателя и детей, помощь воспитателя детям, работа воспитателя по указанию детей, сознательное допущение воспитателем неточностей в работе и т.д.). В работе с детьми нужно стараться не проводить чёткой границы между обыденной жизнью и обучением, потому что эксперименты – это не самоцель, а способ ознакомления с миром.Необходимо также учитывать возрастные особенности детей. Умозаключения детей основываются на собственном практическом опыте, а не на словесной информации, которую они получают от педагога. Следовательно, необходимо использовать практические методы.Время в восприятии детей течет гораздо медленнее. Поэтому наблюдение за длительными процессами, например, сезонными изменениями в природе, наталкивается на объективные трудности. Детям трудно сопоставлять факты и устанавливать зависимости между ними, если наблюдения этих фактов разделены большими временными промежутками. Отсюда вытекает задача: исследовать процессы быстротекущие, динамичные в краткосрочных наблюдениях.Дети не умеют выделять существенные признаки, обращают внимание в первую очередь на яркие, необычные детали. Значит, необходимо тщательно подбирать такие объекты для наблюдения, существенные признаки которых очевидны.Методические требования к организации занятий Существенные признаки, которые учитывают дети при общении, ограничиваются одним-двумя. Отсюда вытекает приоритет простых понятий перед сложными.Дети не умеют наблюдать, то есть не могут самостоятельно формулировать и осознавать исследовательский вопрос, задачи и содержание наблюдений. Вот почему педагог должен разрабатывать любое занятие, точно формулируя вопрос, задачи, последовательность действий так, чтобы каждый ребенок мог действовать осмысленно.Дети с трудом устанавливают причинно-следственные связи, часто ошибаются даже в том случае, когда факты сами по себе им известны. Причина в том, что знания отношений - абстрактные понятия, не имеют образного воплощения. Значит, специально обучать детей умению терпеливо, постепенно и последовательно устанавливать причинно-следственные зависимости на основе анализа и обобщения фактов.Возрастные особенности психики ребенка - двигательная активность, низкий уровень произвольного внимания, наглядно-действенная и наглядно-образное мышление, стремление к игровой деятельности, крайне малый личный жизненный опыт и слабое развитие речи диктуют воспитателю необходимость использовать на занятиях адекватные методы и методические приемы: дидактические игры, занимательный материал, сказочность, наглядность. Создание условий для детского экспериментирования (исследовательские центры, центры науки) В уголке экспериментальной деятельности (мини-лаборатория, центр науки) должны быть выделены:- место для постоянной выставки, где размещают музей, различные коллекции, экспонаты, редкие предметы (раковины, камни, кристаллы, перья и т.п.);- место для приборов;- место для хранения материалов - место для проведения опытов; - место для неструктурированных материалов (песок, вода, опилки, стружка, пенопласт и др.); Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря должны обеспечивать:игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами ( в том числе с песком и водой) - эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно- пространственным окружением; - периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей. - возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместно деятельности и общения Оборудование для экспериментовсхемы, таблицы, модели с алгоритмами выполнения опытов; серии картин с изображением природных сообществ; книги познавательного характера, атласы, тематические альбомы;простейшие приборы;коллекции;мини-музей (тематика различна, например, «Часы»); материалы, распределенные по разделам: "Песок, глина, вода", "Звук", "Магниты", "Бумага", "Свет", «Стекло", "Резина" ;природные материалы: камни, ракушки, спил и листья деревьев, мох, семена, почва разных видов и др. бросовые материалы: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, дерева, пробки и т.д.; технические материалы: гайки, скрепки, болты, гвозди, винтики, шурупы, детали конструктора и т.д.; разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и т.д.; красители: пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др.); медицинские материалы: пипетки с закругленными концами, колбы, деревянные палочки, мерные ложки, резиновые груши, шприцы без игл прочие материалы: зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветные, прозрачные стекла, свечи др. сито, воронки половинки мыльниц, формы для льда увеличительные стекла, микроскоп, песочные часы, лупаКарточки-подсказки «Что можно, что нельзя»Личные блокноты детей для фиксации результатов опытаМини-стенд «О чем хочу узнать завтра» Пособия и приборы для определения:веса: разнообразные весы, набор гирьпротяженности: метр, линейки, условные мерки объема: мерные кружки, кувшины, ложки, т.д.времени: песочные часы, секундомерколичества: разнообразные счетынаправления: компас.Для игр с водой, снегом, льдом: фильтры из бумаги, марли, сетки; краски разного цвета, насыщенный солевой раствор для получения кристаллов соли, выращивания кристаллов на веточках; разные формочки для замораживания воды, средства для выдувания мыльных пузырей, разные сосуды с узким и широким горлом, воронки, разные кораблики-самоделки из бумаги, ореховой скорлупыДля игры со светом: зеркальца, фонарики, средства для изменения цвета сигнала фонарика, свечаДля игры с магнитом, стеклом, резиной: магнит, предметы из различных материалов, фигурки-попрыгунчики, мячики технология организации совместной экспериментально-исследовательской деятельности с детьми дошкольного возрастаУточнение плана исследования.Постановка исследовательской задачи в виде проблемной ситуации.Если предположение подтвердилось: формулирование выводов (как получилось)Выбор оборудования, самостоятельное (или с помощью взрослого) его размещение детьми в зоне исследования.Выдвижение гипотез.Если предположение не подтвердилось: возникновение новой гипотезы, реализация ее в действии, подтверждение новой гипотезы, формулировка вывода (как получилось) формулирование выводов (как получилось).Организация исследования.Анализ и обобщение полученных детьми результатов экспериментирования. Распределение детей на подгруппы (по желанию детей), выбор ведущих, помогающих организовать сверстников. технология организации совместной экспериментально-исследовательской деятельности с детьми дошкольного возрастаПостановка исследовательской задачи в виде проблемной ситуации.Выдвижение гипотез.Уточнение плана исследования.Выбор оборудования, самостоятельное (или с помощью взрослого) его размещение детьми в зоне исследования.Распределение детей на подгруппы (по желанию детей), выбор ведущих, помогающих организовать сверстников.Организация исследования.Анализ и обобщение полученных детьми результатов экспериментирования. Если предположение подтвердилось: формулирование выводов (как получилось) . Если предположение не подтвердилось: возникновение новой гипотезы, реализация ее в действии, подтверждение новой гипотезы, формулировка вывода (как получилось) формулирование выводов (как получилось). Методы и приемыВопросы педагога, побуждающие к постановке проблемы; , помогающие прояснить ситуацию, понять смысл эксперимента; стимулирующие самооценку и самоконтроль ребенка, определяющие успех в познании: «Доволен ли ты собой, как исследователь?».Схематическое моделирование опыта; рассматривание схем к опытам, таблиц, упрощенных рисунков.Метод стимулирующий детей к коммуникации «Спроси…, что он думает по этому поводу?».Метод «первой пробы» применения результатов собственной исследовательской деятельности.Проблемные ситуации, например, «Почему снег вчера лепился, а сегодня нет?», «Причина появления пара при дыхании» .Экспериментальные игры.Действия с магнитом, лупой, измерительными приборами, переливание жидкостей.Наблюдение природных явлений.Использование энциклопедий. для Поддержания интереса к познавательному экспериментированию можно использовать:Реальные события: яркие природные явления и общественные события.События, специально «смоделированные» воспитателем: внесение в группу предметов с необычным эффектом или назначением, ранее неизвестных детям, вызывающих неподдельный интерес и исследовательскую активность («Что это такое? Что с этим делать? Как это действует?»). Такими предметами могут быть магнит, коллекция минералов, иллюстрации-вырезки на определенную тему. Воображаемые события, происходящие в художественном произведении, которое воспитатель читает или напоминает детям (например, полет на воздушном шаре персонажей книги Н. Носова «Приключения Незнайки и его друзей »).Стимулом к исследованию могут быть события, происходящие в жизни группы, «заражающие» большую часть детей и приводящие к довольно устойчивым интересам (например, кто-то принес свою коллекцию, и все, вслед за ним, увлеклись динозаврами, марками, сбором красивых камней и т. п.).Организация совместных с детьми опытов и исследований в повседневной жизни. Организация детского экспериментирования и исследований в процессе наблюдений за живыми и неживыми объектами, явлениями природы. Факторы, разрушающие развитие детской познавательной активности:авторитарный стиль взаимодействия взрослого с ребенком;угроза наказания за неуспешное действие;оценочный подход к действиям и личности ребенка;постоянная критика в адрес ребенка;эмоциональное отвержение ребенка;отсутствие творческой атмосферы в педагогическом коллективе (шаблонность) Определение :цели, задач ,алгоритм проведения опыта,вывод эксперимента Спасибо за внимание!