Презентация по логопедии на тему Заикание, как одна из острых проблем в логопедии


ЗАИКАНИЕ,как одна из острых проблем в логопедии.Подготовила:Учитель-логопедМБОУ СОШ №8Петрова Н.Г.
ppt_xppt_y

Устная речь характеризуется многими физическими параметрами. Большое значение имеет просодическая сторона речи (интонация): -тон голоса -тембр -сила звучания -пауза -логическое ударение -темп -ритм -плавность речи (т.е.произнесение фразы на одном речевом выдохе).




Органическое сочетание данных параметров определяют ритмико-мелодическую сторону интонации.Заикание- это нарушение темпа, ритма и плавности устной речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата. Причины заикания-предрасполагающие -производящиеК предрасполагающим относятся:*невропатическая отягощенность родителей(нервные, инфекционные и соматические заболевания, ослабляющие функции ЦНС);*невропатические особенности самого заикающегося(ночные страхи, энурез, повышенная раздражительность, эмоциональная напряженность);*конституциональная предрасположенность(повышенная ранимость, подверженность психическим травмам);*наследственная отягченность;*поражение головного мозга(внутриутробные и родовые травмы, асфиксия, инфекционные нарушения).





Неблагоприятные условия: -физическая ослабленность детей; -возрастные особенности деятельности мозга (формирование связной речи 2-6 лет, ); -ускоренное развитие речи; -скрытая психическая ущемленность ребенка; -недостаточность положительных эмоциональных контактов между взрослым и ребенком, эмоциональная напряженность; -недостаточность развития моторики, чувства ритма, мимико-артикуляторных движений.
При наличии неблагоприятных условий достаточно какого-либо чрезвычайного раздражителя, чтобы вызвать нервный срыв и заикание. Производящие причины анатомо-физиологические (травмы, органические нарушения мозга, истощение НС в результате интоксикаций и заболеваний, таких как корь, рахит, глисты. коклюш)психические причины (испуг, длительно действующая психическая травма, конфликтные переживания, длительные отрицательные эмоции, неожиданно возникающие потрясения)социальные причины перегрузка речевым материалом, переучивание леворукости, подражание заикающимся, быстрая нервная речь родителей)

Симптоматика заиканияСудороги мышц речевого аппарата в процессе речи являются основным симптомом заикания.Типы речевых судорогтоническиеклонические Насильственное резкое повышение тонуса мышц обычно нескольких мышечных групп (языка, губ, щек). Наблюдается скованность, большое напряжение. Проявляется в виде длительной паузы в речи, либо в виде длительной вокализации: «Т-ООПОЛЬ»Характеризуется насильственным многократным ритмичным сокращением мышц речевого аппарата. Проявляется в повторении отдельных звуков либо слогов. « ТО-ТО-ТОПОЛЬ»Чаще смешанные




Локализация судорогРазличают дыхательные голосовыеартикуляционные Судороги дыхательного аппарата-Инспираторные – внезапный резкий вдох, возникающий на разных этапах речевого высказывания, что приводит к необоснованной паузе, сопровождаются чувством напряжения в груди.-Экспираторные – внезапный резкий выдох в процессе речевого высказывания. Характерны сильные сокращения мускулатуры брюшного пресса. Возникает чувство нехватки воздуха.

Судороги голосового аппарата-смыкательная-возникает в середине речевого высказывания или при попытке начать речь, что внезапно прекращает голосоподачу, голосовые складки резко смыкаются, препятствуя прохождению воздуха, полное отсутствие звука.-вокальная возникает в виде повышения тонуса голосовых мышц, возникает на гласных звуках, которые продолжительнее , чем обычно, часто встречается на начальной стадии заикания у детей.-дрожащий гортанный спазмвозникает при произнесении гласных звуков, речь прерывается, возникает дрожащий звук, что сопровождается полным отсутствием артикуляции.

Судороги артикуляционного аппарата лицевые (губы, нижняя челюсть)Проявляется в виде спазма круговой мышцы рта, губы сильно сжимаются, нарушается произнесение губных звуков : п, б, м, в, ф. язычные(кончик языка, корень языка, подъязычная, выталкивание языка наружу.) Проявляется при произнесении взрывных звуков: г, к, х, т, д. мягкого небаВход в носовую полость то открывается, то закрывается, что придает звукам назализованный оттенок. Выражается в повторении звуков пм - пм, тн - тн, кн - кн.

Нарушения речевой и общей моторикиНасильственныесудороги, тики, миоклонусы в мышцах лица и шеиПроизвольные уловкив общей моторике (движения руками, ногами, корпусом, головой и др.)в речевой моторике (покусывание языка, нижней губы, причмокивание)в виде вспомогательных звуков (э, и, ну, вот)

Фиксированность на дефекте1)Нулевая степень болезненной фиксацииДети не испытывают ущемления от сознания дефекта, отсутствуют элементы стеснения, какие-либо попытки к преодолению дефекта.2)Умеренная степень.Переживают свой дефект, стесняются его, прибегают к различным уловкам, стараются меньше общаться.3)Выраженная степеньПостоянное чувство неполноценности, глубоко переживают свой дефект, страх перед речью и людьми. Чаще это подростки.
Задачи речевого обследования-Определить место возникновения и форму речевых судорог;-Частоту их проявлений и сохранные речевые возможности;-Сопутствующие нарушения речи; двигательные нарушения;-Отношение заикающегося к своему речевому дефекту, психологические особенности.


Комплексный подход к устранению заикания Лечебно-оздоровительные мероприятияКоррекционно-педагогическая работаУкрепление и оздоровление нервной системы и физического здоровья заикающегося;ослабление или снятие речевых судорог, растройств вегетативной нервной системы; нарушений моторики (медикаментозное лечение, ЛФК, режим дня, закаливание, физио- и психотерапия.)Устранение речевых дефектов и психологических особенностей заикающихся.
ppt_xppt_y
ppt_xppt_y
Коррекционно-педагогическая работа1. Мышечная релаксация по контрасту с напряжением 2. Обучение состоянию покоя и расслабленности.3. Развитие координации и ритмизации движений.4. Формирование речевого дыхания.5.Формирование навыков рациональной голосоподачи.6.Развитие просодической стороны речи7. Развитие планирующей функции речи.8. Воспитание личности заикающегося, аутогенные тренировки.