Презентация на тему «Интерактивные формы и методы обучения»


«Теоретические аспекты интерактивных методов обучения» Интерактивные методы – это система правил организации продуктивного взаимодействия обучающихся между собой и педагогом в форме учебных, деловых , ролевых игр , дискуссий , при котором происходит освоение нового опыта , получение новых знаний. - обучение ,построенное на общении с компьютером и посредством компьютера.- обучение , построенное на общении между людьми , специально организованное учебное взаимодействие. - запрещена критика выдвинутых идей и промежуточные критические оценки высказываний ;- не допускаются суждения о неразрешимости проблем ;- чем больше выдвинуто предложений , тем больше вероятность появления новой и ценной идеи ;- в ходе «мозгового штурма» приветствуется усовершенствование и развитие предложенных идей ; - наличие ролей ;- доброжелательная , творческая атмосфера проведения ;- активное взаимодействие всех участников игры ;- имитация в игре реального процесса с помощью модели ;- использование гибкого масштаба времени ;- применение системы оценки результатов деятельности каждого участника и коллектива в целом , а также система стимулирования. 1.Принятие участниками определённых ролей, выполнение которых требует от них дополнительных знаний , относящихся к принятой роли.2.Предполагает подражание её участников действительности в речевом и неречевом поведении.3.Наличие сотрудничества и партнёрства между участниками. Деловая игра – это моделирование определённой управленческой, экономической ,психологической, педагогической ситуации ,умение сформулировать , анализировать и принимать оптимальные решения. имитации в игре реального процесса с помощью модели,распределение ролей между участниками игры, их взаимодействие друг с другом,появление конфликтных ситуаций ,наличие общей игровой цели всех участников, реализация «цепочки решений» , каждая из которых зависит от предыдущего , а также от решений , принимаемых другими участниками игр,использование гибкого масштаба времени,применение системы оценки результатов. используется только одна роль , которая тиражирована. В переводе с латинского языка «discussion» - это исследование или разбор . Учебная дискуссия – это целенаправленное ,коллективное обсуждение конкретной проблемы , сопровождающееся обменом идеями, суждениями ,мнениями в группе. I.Ориентация:- адаптация участников дискуссии к самой проблеме ; - адаптация участников дискуссии друг к другу ; - формирование проблемы , цели дискуссии;- определение правил и регламента дискуссии. II. Оценка : - выступление участников дискуссии , - ответы на возникающие вопросы , - сбор максимального объёма идей, предложений. III. Консолидация :- анализ результатов дискуссий,- согласование мнений и позиций,- совместное формирование решений,- совместное принятие решений. 1.Тематическая – обсуждаемые вопросы связаны с темой урока.2. Биографическая – ориентирована на индивидуальный прошлый опыт участника.3. Интеракционная - обсуждение идёт «здесь и теперь», т.е. в условиях взаимодействия групп. - моделирование реальной жизненной проблемы;- выработка у обучающихся умения слушать и взаимодействовать с другими;- умение продемонстрировать для большинства значимости проблемы;- умение анализировать реальные ситуации, отделять главное от второстепенного. это ситуация , связанная с учебным материалом по данной теме , требующая принятия решения по определённой системе поведения в данных условиях. ситуации – иллюстрации,ситуации – упражнения,оценочные ситуации,проблемные ситуации,прогностические ситуации. интерактивные формы и методы обучения относятся к числу инновационных и способствуют познавательной деятельности обучающихся,интерактивные методы обучения являются условием для самореализации личности обучающихся в учебной деятельности, интерактивные методы обучения способствуют организации такой стратегии в педагогике , как сотрудничество. «Игра как средство интерактивного обучения» «Ребёнок не устаёт от работы ,которая отвечает его функциональным жизненным потребностям».С.Френе повышает интерес обучающихся,стимулирует рост познавательной активности обучающихся,способствует приобретению навыков принятия естественных решений в разнообразных ситуациях, формирует опыт нравственного выбора,формирует неформальное общение между педагогами и обучающимися , что позволяет раскрыть и тем и другим свои личностные качества,повышает самооценку участников игры, является психологическим эквивалентом творческой деятельности, является средством развития умений и навыков коллективной мыслительной деятельности, снимает напряжённость учебных занятий, 20 % учебного материала усваивается при лекционной подаче, 90 % учебного материала усваивается в деловой игре. 1) Стимулирование мотивации и интереса:- в области предмета изучения,- в общеобразовательном плане,- в продолжении изучения темы. 2) Поддержание и усиление значения , полученной ранее информации в другой форме:- фактов , образа или системного понимания ,- расширенного осознания различных возможностей и проблем,- последствия в осуществлении конкретных планов или возможностей. 3) Развитие навыков:- критического мышления и анализа,- принятия решений,- взаимодействия , коммуникации,- конкретных умений (обобщение информации , подготовка рефератов),- готовности к специальной работе в будущем (поиск работы , руководство группой , работа в непредвиденных условиях). 4) Изменение установок:- социальных ценностей (конкуренция и сотрудничество),- восприятие интересов других участников, социальных ролей. 5) Саморазвитие или развитие благодаря другим участникам:- оценка преподавателем тех же умений участника,- осознание уровня собственной образованности, приобретение навыков, потребовавшихся в игре ,лидерских качеств. 1. По игровой методике: предметные, сюжетные, ролевые, деловые, драматизация.2. По характеру педагогического процесса: обучающие, познавательные, репродуктивные, коммуникативные, тренинговые , воспитательные, продуктивные, диагностические, контролирующие, развивающие, творческие, психотехнические, обобщающие. 3. По области деятельности: интеллектуальные, социальные, психологические, физические, трудовые.4. По игровой среде: без предметов, с предметами, компьютерные, технические, настольные, телевизионные и т.д. подготовительныйосновнойзаключительный 1. Структурные схемы: цели - задачи - содержание – этапы.2. Сценарий – в виде «генерирования событий».3. Предметная сфера:- сведения из различных учебных предметов,- факты из реального личного опыта,- сам процесс составления проекта и прогнозирования развития проблемных ситуаций, обсуждаемых в ходе игры. 4. Комплект ролей – описание функциональных прав и обязанностей.5. Правила игры.6. Методическое обеспечение игры:- проспект игры,- конкретные рекомендации,- описание методик оценивания результатов игры.7.Система критериев оценивания. Игровые формы и методы обучения приносят удовольствие, доказывая, что образование – не всегда нудное занятие. «Использование интерактивных форм и методов обучения для повышения эффективности обучения учащихся на уроках математики» «Скажи мне – и я забуду,покажи мне – и я запомню,дай сделать – и я пойму». Стимулирование мотивации и интереса в области изучаемых предметов.Повышение уровня активности и самостоятельности обучающихся.Развитие навыков анализа критичности мышления, взаимодействия, коммуникации.Саморазвитие и развитие. Объяснительно – иллюстративный,программированный,проблемный,модельный.Эти методы принято сегодня называть интерактивными. «Хороших методов существует ровно столько, сколько существует хороших учителей.» Применение нетрадиционных форм уроков.Использование нетрадиционных форм учебных занятий.Применение игровых форм, методов и приёмов обучения.Применение проблемно – задачного подхода (системы познавательных и практических задач, проблемных вопросов, ситуаций). Использование всех форм учебной работы обучающихся.Повышение удельного веса интерактивных методов обучения (самостоятельность в приобретении знаний, уровень исследовательской деятельности, что помогает оценить степень активности обучающихся).Использование всех методов мотивации и стимулирования обучающихся. эмоциональные,познавательные,волевые,социальные.Мотивация является основным условием интерактивного обучения. Направления информатизации образования:как объект обучения,как средство организации учебного процесса,как средство обучения. использовании некоторых формализованных моделей содержания;деятельности преподавателя;повышении мотивации и активности обучающихся , вызываемой интерактивными свойствами компьютера. полная (частичная) замена деятельности преподавателя.фрагментарное, выборочное использование дополнительного материала;использование тренинговых программ;использование диагностических и контролирующих материалов; выполнение домашних самостоятельных и творческих заданий;использование компьютера для вычислений, построения графиков;использование программ, имитирующих опыты и лабораторные работы;использование игровых и занимательных программ. Интерактивное обучение - способ познания, основанный на диалоговых формах взаимодействия участников образовательного процесса; обучение, погруженное в общение, в ходе которого у обучающихся формируются навыки совместной деятельности. Это метод, при котором «все обучают каждого и каждый обучает всех» (по В.С.Дьяченко) «Чрезвычайно важно, что в такой системе обучения изменяются подходы к допущенным учащимися ошибкам. Фокус внимания преподавателя смещается от получения правильного ответа к пониманию того, каким образом этот ответ получен. Ошибки учащихся преподаватель использует как часть учебного процесса, вместе с ними анализирует логику мышления, приведенную к просчетам, и тем самым совершенствует мыслительный процесс» «Главный принцип разбора ошибок совместной работы: разбирать не содержательную ошибку, а ход взаимодействия!!!» «При оценке работы группы подчеркиваются не столько ученические, сколько человеческие добродетели: терпеливость, доброжелательность, дружелюбие, вежливость, приветливость. Оценивать можно лишь общую работу группы, ни в коем случае не давать детям, работавшим вместе, разных оценок!!!» Конкретному ученику: - осознание включенности в общую работу; - развитие личностной рефлексии; - становление активной, субъектной позиции в учебной (и иной) деятельности; - оценка работы каждого ученика учителем или другими учениками. Учебной микрогруппе: - развитие навыков общения и взаимодействия в малой группе; - формирование ценностно-ориентационного единства группы; - поощрение к гибкой смене социальных ролей в зависимости от ситуации; - принятие нравственных норм и правил совместной деятельности. Ученическому классу: - формирование класса как групповой общности; - повышение познавательной активности класса; - развитие навыков анализа и самоанализа в процессе групповой рефлексии Связке «класс-учитель»: - нестандартное отношение к организации образовательного процесса; - многомерное освоение учебного материала; - формирование мотивационной готовности к межличностному взаимодействию не только в учебных, но и иных ситуациях. Интерактивные формы и методы относятся к числу инновационных и способствуют активизации познавательной деятельности учащихся, самостоятельному осмыслению учебного материала.Являются условием для самореализации личности учащихся в учебной деятельности.