Презентация методического доклада Интерактивные и проблемно — ориентированные методы обучения


Интерактивные и проблемно- ориентированные методы обучения Модели обученияПассивная модель (монолог) – это форма взаимодействия преподавателя и студента, в которой преподаватель является основным действующим лицом и управляющим ходом занятия, а студенты выступают в роли пассивных слушателей, подчиненных директивам преподавателя. Связь преподавателя со студентами на пассивных занятиях осуществляется посредством опросов, самостоятельных, контрольных работ, тестов и т. д. С точки зрения современных педагогических технологий и эффективности усвоения студентами учебного материала пассивная модель мало эффективена, но, несмотря на это, он имеет и некоторые плюсы. Это относительно легкая подготовка к занятию со стороны преподавателя и возможность преподнести сравнительно большее количество учебного материала в ограниченных временных рамках занятия. преподавательстудентстудентстудент Активная модель (диалог) Это форма взаимодействия студентов и преподавателя, при которой они взаимодействуют друг с другом в ходе занятия и студенты здесь не пассивные слушатели, а активные участники, студенты и преподаватель находятся на равных правах. Если пассивная модель предполагает авторитарный стиль взаимодействия, то активная больше предполагают демократический стиль. преподавательстудентстудентстудент Интерактивная модель (полилог)Интерактивный («Inter» - это взаимный, «act» - действовать) – означает взаимодействовать, находиться в режиме беседы, диалога с кем-либо. Другими словами, в отличие от активной модели, интерактивные ориентированы на более широкое взаимодействие студентов не только с преподавателем, но и друг с другом и на доминирование активности студентов в процессе обучения. Место преподавателя на интерактивных занятиях сводится к направлению деятельности студентов на достижение целей занятия. Преподаватель также разрабатывает план занятия (обычно, это интерактивные упражнения и задания, в ходе выполнения которых студент изучает материал).преподавательстудентстудентстудент Задачами интерактивных форм обучения являются: пробуждение у обучающихся интереса; эффективное усвоение учебного материала; самостоятельный поиск учащимися путей и вариантов решения поставленной учебной задачи (выбор одного из предложенных вариантов или нахождение собственного варианта и обоснование решения); установление воздействия между студентами, обучение работать в команде, проявлять терпимость к любой точке зрения, уважать право каждого на свободу слова, уважать его достоинства; формирование у обучающихся мнения и отношения; формирование жизненных и профессиональных навыков;выход на уровень осознанной компетентности студента. Принципы работы на интерактивном занятии: занятие – не лекция, а общая работа. все участники равны независимо от возраста, социального статуса, опыта, места работы. каждый участник имеет право на собственное мнение по любому вопросу. нет места прямой критике личности (подвергнуться критике может только идея). все сказанное на занятии – не руководство к действию, а информация к размышлению. Проведение интерактивного занятия включает следующие правила поведения студентов:студенты должны способствовать тщательному анализу разнообразных проблем, признавая, что уважение к каждому человеку и терпимость – это основные ценности, которые должны быть дороги всем людям; способствовать и воодушевлять на поиск истины, нежели чем простому упражнению в риторике; распространять идеал терпимости к точкам зрения других людей, способствуя поиску общих ценностей, принимая различия, которые существуют между людьми. соревнование и желание победить не должны преобладать над готовностью к пониманию и исследованию обсуждаемых проблем. при обсуждении сторон воздержаться от личных нападок на своих оппонентов; спорить в дружественной манере; быть честными и точными в полную меру своих познаний, представляя поддержки и информацию. Студенты никогда не должны умышленно искажать факты, примеры или мнения; внимательно слушать своих оппонентов и постараться сделать все, чтобы не искажать их слова во время дебатов. язык и жесты, используемые обучающимися, должны отражать их уважение к другим. Этика преподавателя:преподаватель должен способствовать личному вкладу студентов и свободному обмену мнениями при подготовке к интерактивному обучению; преподаватель должен обеспечить дружескую атмосферу для студентов и проявлять положительную и стимулирующую ответную реакцию; преподаватель должен облегчать подготовку занятиям, но не должен сам придумывать аргументы при дискуссиях; преподаватель должен подчеркивать образовательные, а не соревновательные цели студентов; преподаватель должен провоцировать интерес, затрагивая значимые для студентов проблемы; заранее подготовить вопросы, которые можно было бы ставить на обсуждение по ходу занятия, чтобы не дать погаснуть дискуссии, обсуждению; обеспечить широкое вовлечение в разговор как можно больше­го количества студентов, а лучше — всех; не оставлять без внимания ни одного неверного суждения, но не давать сразу же правильный ответ; к этому следует подключать учащихся, своевременно организуя их критическую оценку; следить за тем, чтобы объектом критики являлось мнение, а не участник, выразивший его; помочь участникам занятия прийти к согласованному мнению, чего можно достичь путем внимательного выслушивания различных толкований, поиска общих тенденций для принятия решений;принять групповое решение совместно с участниками;в заключительном слове подвести группу к конструктивным выводам, имеющим познавательное и практическое значение.добиться чувства удовлетворения у большинства участников, т.е. поблагодарить всех студентов за активную работу, выделить тех, кто помог в решении проблемы.показать высокий профессионализм, хорошее знание материала в рамках учебной программы;обладать речевой культурой и, в частности, свободным и грамотным владением профессиональной терминологией;проявлять коммуникабельность, а точнее — коммуникативные умения, позволяющие преподавателю найти подход к каждому студенту, заинтересованно и внимательно выслушать каждого, быть естественным, найти необходимые методы воздействия на учащихся, проявить требовательность, соблюдая при этом педагогический такт;умение вести диалог;иметь прогностические способности;умение быть объективным. Проблемно- ориентированный метод обученияКлючевым понятием проблемного обучения является «проблемная ситуация», которая создается преподавателем с учебной целью. Она включает сложный теоретический или практический вопрос, требующий изучения, расширения, исследования в сочетании с определенными условиями и обстоятельствами, создающими ту или иную обстановку (ситуацию).Проблемная ситуация имеет две стороны:1)предметно-содержательную, связанную с вычислением противоречия опорных знаний, нехваткой какой-то существенной информации;2)мотивационную, направленную на осознание противоречия и пробуждение желание его устранить при условии приобретения студентами каких-то новых знаний. Основные методы проблемного обученияРассуждающий методв монолог преподавателя вводятся элементы рассуждения, логика выхода из вытекающих в силу особенностей построения материала затруднений;преподаватель, отмечает наличие проблемной ситуации, показывает, как выдвигались и сталкивались разные гипотезы;метод требует уже большей перестройки учебного материала по сравнению с традиционным;порядок следования сообщаемых факторов выбирается таким образом, чтобы объективные противоречия содержания были представлены особенно подчеркнуто и возбуждали познавательный интерес студентов и желание их разрешить;ведется не столько диалог, сколько монолог: вопросы могут задаваться и преподавателем, но они не требуют ответа и используются только для того, чтобы привлечь студентов.


Диалогический методструктура учебного материала остается такой же, как в рассуждающем методе;задаются информационные вопросы и к обсуждению широкого привлечения студентов;студенты активно участвуют в постановке проблемы, выдвигают предположения, пытаются самостоятельно их доказать; учебный процесс при этом происходит под контролем преподавателя, им самостоятельно ставится учебная проблема и осуществляется не столько помощь студентам по нахождению ответов, сколько самостоятельная их констатация (точно установленный факт);характеризуется возможность студентов реализовать свою поисковую активность. Эвристический метод состоит в том, что студента путем ряда вопросов наводят на решение проблемы, подлежащей рассмотрению. Этот метод применим во всех случаях, когда преподаватель имеет в виду не только выспросить студента относительно затверженного, но и возбудить в студенте способность комбинировать известные данные. Исследовательский методметод обучения, заключающийся в постановке педагогом познавательных и практических задач, требующих самостоятельного творческого решения. Уровни проблемного обученияПроблемное изложение, при котором преподаватель строит свое сообщение в форме воспроизведения логики поиска, выдвижение гипотезы, их обоснования и проверки, а также оценки полученных результатов (уровень, обуславливающий репродуктивную деятельность). Создание преподавателем проблемной ситуации, а проблема формируется и разрешается студентами с помощью преподавателя (уровень, обеспечивающий применение прежних знаний в новой ситуации). Проблема формируется и решается самостоятельно студентами (репродуктивно-поисковый уровень). Студент сам усматривает проблему и решает ее (творческий уровень). 

Общие функции проблемного обучения1Усвоение системы знаний и способов мыслительной деятельности2Развитие познавательной самостоятельности и творческих способностей
Специальные функции проблемного обучения1Воспитание навыков творческого усвоения знаний (применение отдельных логических приемов и способов творческой деятельности)2Воспитание навыков применения усвоенных знаний в новой ситуации и умение решать учебные проблемы3Формирование и накопление опыта творческой деятельности (овладение методами научного исследования, решение практических проблем)

Развитиеобразования В прошломВ настоящем В будущемРепродуктивные методы передачи знанийИнновации педагогов по улучшению репродуктивных методовИнновации педагогов по развитию инноваций студентовНе творят ни преподаватели, ни студентыПедагог творит, а студенты зубрятСотворчество преподавателя и студентовНетворческое общество. Развитие через потрясения и конфликтыТворческое общество. Устойчивое развитие общества