Реализация требований ФГОС второго поколения через активные методы обучения на уроках истории и обществознания


«Реализация требований ФГОС второго поколения через активные методы обучения на уроках истории и обществознания».  Учитель истории и обществознанияКолинько Т.Е.2016 г Ученик - послушныйПроблема современной школыУчитель –контролирущий органНизкое качество обучения Стандарты второго поколенияwww.themegallery.com4«Знания только тогда становятся знаниями, когда они приобретены усилиями мысли, а не памяти».Л. Н. Толстой Изменение роли ученикаУченик – архитектор и строительУченик – послушный исполнительАМО (активные методы обучения) Изменение роли учителяМодератор, консультант, наставник, старший партнер«контролирующий орган» Высокое качество обучения Что такое АМО?Активные методы обучения – это система методов, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности учащихся в процессе освоения учебного материала. АМО строятся на:использовании знаний и опыта обучающихся, вовлечении в процесс всех органов чувств,групповой форме организации их работы, деятельностном подходе к обучению, разнообразных коммуникациях, творческом характере обучения,практической направленности, интерактивности, игровом действе,рефлексии,движении. Задачи учителя: Сделать урок интересным; Активизировать деятельность учащихся на уроке; Не только передать ребятам определенную сумму знаний, но и дать им  возможность ощутить радость открытий; Воспитать потребность узнавать все больше и больше. Развитие высокой мотивированности, интерес и желание заниматься АМО для ученикаигровая форма разбора и презентации материала, возможность двигаться и разговаривать в процессе обсуждения заданий, подключение творчества при подготовке презентации, соревнование команд, азарт, значительная доля самостоятельности на уроке, ответственность за правильность представления материала и усвоения его другими Умение самостоятельно ориентироваться в массе исторических сведений Находить причинно-следственные связи между историческими явлениями,отделять существенное в историческом процессе от второстепенного. МотивацияПростые игры, Примеры демонстрации, Опросники,Классическая дискуссия,Притчи,Отрывки из письма,Фрагмент фильма ит.д. Примеры демонстрацииКарточки с описанием «обстоятельств жизни».Девочка. Отец – военный, офицер. Мать – безработная. Живут в Мурманске. Мальчик. Отец – журналист. Мать – редактор журнала. Живут в Москве. Мальчик. Родители – беженцы из Афганистана. Живут в общежитии под Москвой. Девочка. Умственно отсталая. Отец оставил семью, мать – учительница в сельской школе. Дискуссии Дискуссии – это упорядоченный обмен мнениями. Часто помним только о второй части этого определения («обмен мнениями»), но забываем о первой («упорядоченный»). Что́ нам предлагает дискуссия как форма работы на уроке:ознакомление каждого участника со сведениями, имеющимися у других участников дискуссии; поощрение разных подходов к одному явлению; сосуществование различных, даже противоположных мнений; вместе с тем возможность оспаривать и отвергать любое высказываемое мнение; побуждение участников к поиску общего решения поставленных проблем. Кроме того, ребята должны думать над тем:как убедительно изложить информацию; как обосновать и аргументировать свою точку зрения; как рассмотреть все подходы к проблеме; как попробовать решить ее. Опасности:Дискуссия вырождается в диалог учителя с отдельными учениками Дискуссия не складывается из-за пассивности учащихся Дискуссия перестает быть упорядоченной Учитель не успевает фиксировать высказывания всех детей Кто-нибудь уводит дискуссию в сторону от основной проблемы; В ходе дискуссии разгораются страсти, спор переходит на личности. Правила, предложенные американским педагогом Ф.Тибитс:Слушать того, кто говорит; Говорит только один человек; Если хочешь что-то сказать, покажи это, подняв руку; Нельзя прерывать того, кто говорит; Когда ты с кем-то не согласен, убедись, что ты критикуешь идею, а не человека;Нельзя смеяться над человеком (можно над шуткой, но не злой);Надо вовлекать в обсуждение всех. «Голоса»Этот прием подходит для классов, где есть несколько очень активных ребят, которые обычно подавляют остальных. Каждому участнику дискуссии выдается несколько карточек-«голосов». Одна карточка – одно высказывание. Высказался – отдал карточку ведущему. Когда закончатся карточки у самых говорливых, смогут сказать более тихие. «Карточки-сигналы»Для каждого участника дискуссии готовится целый набор карточек-сигналов: зеленая карточка покажет согласие с говорящим, красная – несогласие, карточка со знаком вопроса – желание задать вопрос, с восклицательным знаком – высказаться самому. Можно придумать карточку – призыв к тишине, если участники дискуссии говорят все сразу и не слушают друг друга. «Микрофон, или жезл оратора»Маленькая игрушка, мячик, палочка – все это может стать «жезлом оратора». Говорить может только тот, у кого «жезл». Сказал – и передал следующему. Соответственно нужно стараться, чтобы голос звучал громче, как в настоящем микрофоне. Оценка учащимися проведенной дискуссии:1. Довольны ли вы дискуссией?2. Что было в ней удачно?3. Что, по вашему мнению, не удалось в обсуждении? Почему?4. Какие разногласия и конфликты возникли? Как их решили?5.Все ли имели шанс принять участие в обсуждении? Если нет, пытались ли их вовлечь в дискуссию? Работа в микрогруппахРаспределение ролей в группах:- организатор работы – руководит обсуждением, следит за тем, чтобы группа не отвлекалась от выполнения задания, вовлекает в работу всех членов группы;- протоколист – записывает идеи и результаты работы; - «хранитель времени» – следит за временем, отведенным на выполнение задания, сообщает через определенные промежутки, сколько еще осталось;- оратор (докладчик) – рассказывает о результатах работы группы всему классу;- наблюдатель («хранитель правил») – следит за соблюдением правил работы в группе, может останавливать работу, если кто-то нарушает правила, делает анализ работы в группе;- «хранитель материалов» – получает от учителя материалы для работы, выдает их по мере надобности, после окончания работы собирает материалы и возвращает учителю;- контролер – проверяет, все ли члены группы освоили новые знания, поняли результаты обсуждения;- связист («хранитель связей») – устанавливает связи с другими группами и учителем. «Градусник»Для нее нужно выбрать вопрос, на который можно дать два противоположных ответа.Например: «Согласны ли вы с утверждением, что жестокость наказаний не способствует уменьшению количества преступлений?». Каждому ученику предлагается определиться и занять свое место на шкале гигантского «градусника» – от полюса «положительный» к полюсу «отрицательный». По тому, как встанут ребята, можно будет примерно разбить их на несколько групп и предложить новое задание.«Градусник» можно модифицировать, подобрав вопрос с несколькими однозначными вариантами ответа. Школьникам предлагается разойтись по разным концам класса, соответствующим разным вариантам ответа. Чтобы ребятам было проще ориентироваться, ответы можно заранее написать на листах А4 и разложить их в нужных местах.Холокост- это путь к экстремизму, насилию, или это путь к толерантности?Современная семья – кризис или поиск счастья? «Проблемы по кругу»1. Учитель выбирает несколько проблем, относящихся к изучаемой теме. Каждая проблема записывается на отдельном листе бумаги.2. Класс делится на несколько групп. Число проблем должно быть равно числу групп.3. Каждая группа получает лист с формулировкой одной из проблем. В группе проходит ее обсуждение, и возможные решения записываются на другом листе.4. По сигналу учителя листы с названиями проблем передаются по кругу следующим группам.5. Группы ищут решения для вновь полученных проблем. Решения записываются на чистых листах.6. Второй сигнал – листы с проблемами и их возможными решениями (два листа от двух групп) передаются третьим группам. Они знакомятся с вариантами решений и выбирают два самых, с их точки зрения, удачных.7. Ораторы групп кратко докладывают о результатах работы и обосновывают свой выбор.  Приемы активизации внимания при слушании лекции«Выборочное конспектирование»Вначале занятия преподаватель объявляет, что предстоящая лекция будет состоять из пяти смысловых частей. Он разбивает слушателей на пять групп и дает каждой группе порядковый номер – от одного до пяти. Задача каждой группы – слушая всю лекцию, уделить особое внимание той части, которая соответствует ее порядковому номеру. Первая группа концентрируется на первой части лекции, вторая – на второй и т.д. Однако лектор не говорит, когда закончилась одна часть и началась другая, – задача слушателей определить это самостоятельно.После окончания лекции члены каждой группы собираются вместе и обобщают знания по своей части. Представители групп кратко отчитываются перед остальными слушателями. Конспект «по следам»Учитель делит лекцию на несколько небольших частей и просит ребят ничего не записывать во время объяснения. После каждой части он останавливается и просит составить конспект (сделать записи) по памяти. После этого можно попросить кого-то из добровольцев прочитать свои записи и обсудить их с классом. Как вариант, можно попросить участвующих быстро соединиться в четверки (по две парты), обсудить свои конспекты и составить лучший вариант на основе имеющихся записей. Затем какая-то из групп показывает результат своей работы, и его комментируют учитель и остальные ученики. Проектный методПлан:ПодготовкаПланированиеИсследование. Сбор и уточнение информации.Формулирование результатов или выводовЗащита проектаОценка результатов и процесса проектной деятельности Классификация проектов:1. По содержанию проекта. Монопредметные . Межпредметные (интегрируется смежная тематика нескольких предметов); Надпредметные (выполняются на основе изучения сведений, не входящих в школьную программу).2. По методу, доминирующему в проекте. Творческие, исследовательские.3. По включенности проектов в учебные планы. Текущие . Итоговые.4.По характеру контактов. внутренние (региональные), международные5. По продолжительности выполнения проекта. Мини-проекты, (несколько недель); Средней продолжительности (несколько месяцев); Долгосрочные (в течение года)6. По количеству участников проекта. Коллективные, индивидуальные, групповые «Кластер»Кластер – графический прием систематизации материала. Наши мысли уже не громоздятся, а «гроздятся», т.е. располагаются в определенном порядке. Суть этого приема :выделение смысловых единиц темы и их графическое оформление в определенном порядке в виде «грозди» - схемы. Важно:выделить главную смысловую единицу (тема);выделить связанные с ключевым словом смысловые единицы (категории информации);Конкретизировать фактами и мнениями.