Цель мастер-класса – осмыслить возможности использования технологии развития критического мышления (ТРКМ) для реализации деятельностного подхода на уроке. Методические задачи: приобрести практический опыт использования некоторых приемов ТРКМ определить пу


Автор: Труфанова Е.А.учитель истории и обществознания, I категория, МОУ СОШ № 14 п. Краснозоринский Новоалександровский р., Ставропольский край Технология развития критического мышления как средство реализации деятельностного подхода на уроках истории и обществознания Цель мастер-класса – осмыслить возможности использования технологии развития критического мышления (ТРКМ) для реализации деятельностного подхода на уроке. Методические задачи:приобрести практический опыт использования некоторых приемов ТРКМ определить пути использования ТРКМ в собственной педагогической деятельности при реализации деятельностного подхода Критическое мышление – это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему его информационному полю.Технология развития критического мышления через чтение и письмо разработана в конце XX века в США (Ч. Темпл, Д. Стил, К. Мередит). В ней синтезированы идеи и методы отечественных технологий, коллективных и групповых способов обучения, а также сотрудничества, развивающего обучения; она является общепедагогической, надпредметной.Деятельностный подход через реализацию ТРКМ: - учащиеся сами конструируют процесс обучения (ставят цели, сами отслеживают направления деятельности и определяют результат формирование критического мышлениянавыки работы с информацией в процессе работы с текстом Развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни (умение принимать решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений) Какие задачи ставит данная технология? Развитие коммуникативности Развитие аналитического, критического мышления. Формирование культуры чтения, умения ориентироваться в источниках информации Стимулирование самостоятельной поисковой творческой деятельности Высокая мотивация учащихся к образовательному процессуВозрастание мыслительных возможностей учащихся, гибкости мышления, его переключения с одного типа на другой.Развитие способности самостоятельно конструировать, строить понятия и оперировать имиРазвитие способности передавать другим авторскую информацию, подвергать ее коррекции, понимать и принимать точку зрения другого человека.Развитие умения анализировать полученную информацию. 1– я стадия 2– я стадия 3– я стадия Вызов:– актуализация имеющихся знаний; – пробуждение интереса к получению новой информации; – постановка учеником собственных целей обучения. Реализация смысла:– получение новой информации; – учащиеся соотносят старые знания с новыми. Рефлексия:– размышление, рождение нового знания; – постановка учеником новых целей обучения. СТАДИЯ ВЫЗОВА: Ассоциативная карта - подбор слов, по данному слову, предложению.Приём «Аквариум» - из класса выходят 3-4 человека, которые будут «золотыми рыбками» в аквариуме. Садятся в круг. Их задача ответить на вопросы, предложенные учителем.Стратегия «Ключевые слова» - по опорным словам составить небольшой рассказ.Стратегия «Интервью» - ученик «берёт интервью» у других учащихся по определённой теме, при это составляет вопросы сам.  СТАДИЯ ОСМЫСЛЕНИЯ: Чтение с остановками.Групповое прогнозирование.Цветовые ассоциации - дети с помощью цвета, показывают ассоциацию к данному слову, предложению.Приём «Авторское кресло» - ребёнок выступает в роли автора и придумывает продолжение рассказа, сидя на стуле.ДДЗ (дневник двойной записи) - записывается фраза, которая удивила, привлекла внимание и т.д. в виде таблицы.  СТАДИЯ РЕФЛЕКСИИ: ЭССЕ - это свободное письмо на заданную тему. Если работа проходит на уроке, заранее оговариваются временные границы ее выполнения: 5, 10, 15, 20 минут Приём «Толстые и тонкие вопросы» - демонстрация понимания пройденного. Тонкие вопросы требуют для ответа 1 слово или предложение (где? Как? Когда? Как звали? ...), а толстые вопросы—2-3 предложения (Почему? Как ты думаешь? Что если...? Объясни...).Приём «Дерево предсказаний»- этот прием помогает строить предположения по поводу развития сюжетной линии в рассказе, повести. Синквейн – в переводе “синквейн” означает стихотворение, состоящее из пяти строк, которое пишется по определенным правилам. 1—существительное, 2—2 прилагательных, 3—3глагола, 4—моё отношение, 5—слово-ассоциация. Ассоциативная карта  Стадия/Приемы ТРКМ Формируемые УУД Стадия вызова:Составление списка «известной информации», рассказ (предположение) по ключевым словам; верные и неверные утверждения;систематизация материала (графическая): кластеры, таблицы. Регулятивные УУД:целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно; оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения.Познавательные (Логические) УУД: анализ объектов с целью выделения признаков. Стадия осмысления содержания:Методы активного чтения (инсерт): - маркировка с использованием значков "v", "+", "-", "?" (по мере чтения ставятся на полях справа); - поиск ответов на поставленные в первой части урока вопросы и т.д. Познавательные (Общеучебные) УУД:поиск и выделение необходимой информации; - знаково-символические действия; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из текстов; определение основной и второстепенной информации. Стадия рефлексии:- Заполнение кластеров, таблиц, установление причинно-следственных связей между блоками информации; - возврат к ключевым словам, верным и неверным утверждениям; - ответы на поставленные вопросы; - написание творческих работ (пятистишия - синквейны). Познавательные (Общеучебные) УУД:умение структурировать знания; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме.Познавательные (Логические) УУД:синтез – составление целого из частей; выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов; установление причинно-следственных связей, представление цепочек объектов и явлений; построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений; доказательство.Коммуникативные УУД:планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение речью.Регулятивные УУД:целеполагание; оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения; волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии. Высокая мотивация учащихся к образовательному процессу(«Методика диагностики направленности учебной мотивации» (Дубовицкая Т.Д.) Направленность мотивации Возрастание мыслительных возможностей учащихся, гибкости мышления, его переключения с одного типа на другой(тест Гилфорда на определение дивергентности (конвергентности) мышления) Результаты диагностики ( учащихся 5-х классов):Внутренние мотивы связаны с познавательной потребностью субъекта, удовольствием, получаемым от процесса познания. Овладение учебным материалом служит целью учения, которое в этом случае начинает носить характер учебной деятельности. Учащийся непосредственно включен в процесс познания, и это доставляет ему эмоциональное удовлетворение. Доминирование внутренней мотивации характеризуется проявлением собственной активности учащегося в процессе учебной деятельности. Развитие способности самостоятельно конструировать, строить понятия и оперировать имиРазвитие способности передавать другим авторскую информацию, подвергать ее коррекции, понимать и принимать точку зрения другого человека.Развитие умения анализировать полученную информацию. Использование технологии развития критического мышления на уроках позволяет сформировать умения и навыки работы с информацией:находить, осмысливать, использовать нужную информацию;анализировать, систематизировать, представлять информацию в виде схем, таблиц, графиков.сравнивать исторические явления и объекты, при этом самостоятельно выявлять признаки или линии сравнения; выявлять проблемы, содержащиеся в тексте, определять возможные пути решения, вести поиск необходимых сведений, используя различные источники информации «Учение без мысли - напрасный труд». Конфуций СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ! Н.В. Богатенкова Технология развития критического мышления на уроках истории и краеведения Н.В.Богатенкова // Пособие для учителей – СПб.: СПбГУПМ, 2001Применение приемов и методов технологии развития критического мышления учащихся на уроках истории // Школьное историческое образование: творческий опыт и профессиональные размышления. – СПб.: СПбГУПМ, 1999.О. Загашев, С.И. Заир – Бек, И.В. Муштавинская, «Учим детей мыслить критически», СПб, 2003г., с.156Технология развития критического мышления на уроке истории http://history-helpmy.blogspot.com/2010/04/blog-post_5385.html http://psychology.careeredublogs.com/files/2010/02/school.jpg http://www.grafamania.net/uploads/posts/2008-08/1219611582_7.jpg http://88.198.21.149/images/photoframes/2010/6/02/17/55/g2IP8mW0czgiqFNweb.jpg