Использование музыкально-дидактических игр в работе по развитию музыкальных способностей дошкольников


Использование музыкально- дидактических игр в работе по развитию музыкальных способностей дошкольников Болоченкова Ольга Анатольевна19.07.1980г.р.музыкальный руководитель высшей квалификационной категории МАДОУ ДС КВ «Светлячок» п. Любохна Дятьковского районаОбразование: высшее педагогическоеЗакончила:Брянский Государственный педагогический университет имени академика И. Г. Петровского 2002 г.Присуждена квалификация: учитель начальных классов и учитель музыкиПо специальности:«Педагогика и методика начального образования»Общий педагогический стаж: 9 лет Только тогда музыка может выполнить свою эстетическую, познавательную и воспитательную роль, когда дети научатся по- настоящему слышать её и размышлять о ней Д. Б. КабалевскийИгра – это огромное светлое окно, через которое в мир ребёнка вливается поток представлений, понятий об окружающем мире В.А.Сухомлинский Цель работы: определить эффективную систему работы по развитию музыкальных способностей средствами музыкально – дидактических игр.Задачи: 1. Изучение и анализ научно-методической литературы по использованию музыкально-дидактических игр в дошкольном возрасте.2. Разработка системы игр, обеспечивающих последовательное развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста в условиях музыкальных занятий и самостоятельной деятельности.3. Определение наиболее эффективных путей и методов формирования сенсорных способностей в процессе освоения детьми настольных музыкально-дидактических игр.4. Разработка методических рекомендаций по использованию музыкально – дидактических игр для родителей, воспитателей, музыкальных руководителей. Музыкально-дидактические игрысюжетно-ролевыенастольно-печатныеподвижныена занятияхво время праздников и развлечений самостоятельная музыкальной деятельностипениеслушаниемузыкально-ритмические движения Музыкально-дидактические игры развивают музыкальные способностимузыкально-сенсорныеисполнительскиетворческиевысотадинамикадлительностьтембрпевческиетанцевальныеигра на муз. инструментах Эффективное средство формирования: - звуковысотного - ритмического - тембрового -динамического слуха Помогают закреплять знакомые песниСпособствуют развитию слуховой сосредоточенности перед исполнением песниМузыкально-дидактические игры в пении Способствуют лучшему восприятию музыкальных произведений, их осмыслению и запоминаниюПомогают сопоставить музыкальные образы с реальнымиИспользуются для закрепления пройденного материалаМузыкально-дидактические игры в слушании Музыкально-дидактические игры в музыкально-ритмических движенияхПомогают научить ускорять и замедлять движения, непринуждённо двигаться в соответствии с музыкальным образом, разнообразным характером, динамикой музыкиДают возможность детям самостоятельно импровизировать движения, составлять несложные композиции танцев Система работы по ознакомлению детей с музыкально-дидактическими играмиФормы работыС педагог. коллективомС родителямиС детьмиАнкетированиеСовместное планированиеКонсультации, семинары – практикумы, рекомендации, мастер -классыПроведение: занятий, праздников, развлеченийДиагностика музык. способностейПодготовка теорет. практич. материалаСамост. муз.деятельностьРабота с подгруппамиПродуктивная деятельность: изготовление, ремонт карточек, придумывание нов. игрКружковая работаИндивидуальная работаСобранияСовместное проведение праздников, развлечений Этапы усвоения музыкально-дидактических игр Методические рекомендации по использованию музыкально-дидактических игр 1. Знакомство с музыкально-дидактическими играми следует начинать с раннего возраста. 2. Работу по использованию музыкально – дидактических игр нужно вести в системе, поэтапно, от простого к сложному.3. Широко использовать наглядность: музыкально–дидактические пособия, увеличенные иллюстрации из музыкального букваря, настольно–печатные игры (карточки на каждого ребёнка), кубики, лесенки, ритмические коробочки, музыкальные игрушки, музыкальные инструменты, дидактические игрушки: зайчик, лиса, волк, медведь, птичка и др. 4. Включать музыкально – дидактические игры и упражнения во все разделы занятия (пение, слушание, музыкально – ритмические движения), а также в программу праздников и развлечений. 5. Знакомить с играми во время занятий, затем, переносить их в самостоятельную музыкальную деятельности детей. 6.Проводить систематическую работу с воспитателями и родителями. 8. Пополнять игротеку. Помимо имеющихся музыкально – дидактических игр изготавливать новые, опираясь на методические новинки, которые появляются в журналах, методической литературе, интернет ресурсах.9. Привлекать родителей, воспитателей, детей к изготовлению дидактического материала для проведения игр. Диагностика музыкальных способностей дошкольников при работе с музыкально-дидактическими играми Авторские музыкально- дидактические игры«Музыкальный волчок»Развивает музыкальную память и слух, творческие способности Для всех возрастных групп с разными сюжетными картинками Музыкальный цветик-семицветикЦель: развивать музыкальную память и слух Музыкальный кубик Развивает у детей интерес к игре на музыкальных инструментах, воспитывает коммуникативные навыки, доброжелательное отношение друг к другуВозможно применение различных сюжетных картинок, в группах детей разного дошкольного возраста Спасибо за внимание !