Презентация НОУ М. А. Шолохов: жизнь и творчество. М. А. Шолохов – плагиатор или автор своих произведений?


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №3 г. Бор Нижегородской области«Интеллект – 2015» М. А. Шолохов: жизнь и творчество. М. А. Шолохов – плагиатор или автор своих произведений?Исследовательская работапо литературеучеников 11 классаПономарёва Федора,Мочалова МихаилаУчителя: Шитова М. В., Миронович С. Н.




Содержание:1. Введение2. Основная часть. Тайны секретных архивов. Реабилитация2.1 М. А. Шолохов: жизнь и творчество2.2 История создания романа «Тихий Дон»2.3 М. А Шолохов и его рассказ «Судьба человека»Хронограф3. Критики о творчестве Шолохова4. Заключение5. Список используемой литературы 1. Введение ТЕМА: М А. Шолохов: Жизнь и творчество. М. А. Шолохов - плагиатор или автор своих произведений? Нас заинтересовала эта тема, потому что жизнь и творчество М. А. Шолохова долгие годы были подвержены обсуждению критиков, политиков и общественности.Российскую и мировую известность принесли М. А. Шолохову романы «Тихий Дон», «Поднятая целина», «Они сражались за Родину», рассказ «Судьба человека». Но встала проблема авторства, М. А. Шолохова обвиняли в плагиате. В своей работе мы хотим доказать, что именно М. А. Шолохов был автором этих произведений, ссылаясь на многие источники, архивные документы, экспертизы и работы норвежского учёного - слависта, математика Г. Хьетсо. В своей работе мы исследовали художественные особенности романа «Тихий Дон» и рассказа «Судьба человека».Плагиат - выдача чужого произведения за свое или незаконное опубликование чужого произведения под своим именем, литературное воровство .Плагиатор – человек, занимающийся плагиатом.«Толковый словарь» С.И, Ожегова, с.448.



Цель: Доказать авторство романа М.А. Шолохова «Тихий Дон» и рассказа «Судьба человека».Задачи:1. Изучить жизнь и творчество М. А. Шолохова2. Узнать мнение критиков о Шолохове и его произведениях.3. Произвести сравнительный анализ романа «Тихий Дон» и рассказа «Судьба человека».4. Доказать, что М. Шолохов не плагиатор, а автор своих произведений.



2. Основная часть. Тайны секретных архивов. Реабилитация2.1 М. А. Шолохов: жизнь и творчествоМихаил Шолохов – один из самых популярных и любимых писателей нашей страны. Произведения его известны во всём мире.1905 год – родился М. А. Шолохов. Отец – Александр Шолохов. Мать – Анастасия Даниловна.1912 год – принят в мужское приходское училище.1923 год – первые попытки творчества. Уехал в Москву.1925 год – выход «Донских рассказов».1927 год – публикуется первая книга «Тихого Дона».1928 год – выходит вторая книга «Тихого Дона».1929-1932 годы – публикация третьей книги «Тихого Дона».1933 год – выход в свет «Поднятой целины».1931-1940 годы – работа над четвёртой книгой «Тихого Дона» и «Поднятой целиной».1943-1944 годы – печатаются главы романа «Они сражались за Родину».1956-1957 годы – опубликован рассказ «Судьба человека».1959-1960 – выходит книга «Поднятой целины».1960 год – присуждение Ленинской премии за роман «Поднятая целина».1965 – присуждение Нобелевской премии за роман «Тихий Дон».1967 год – присвоение звания героя Социалистического труда.1969 год – печатаются новые главы романа «Они сражались за Родину».1984 год – кончина М. А. Шолохова.










2.2 История создания романа «Тихий Дон»Российскую и мировую известность Шолохову принёс роман «Тихий Дон» (1928—1-2 тт., 1932 —3 т., 4 т. опубликован в 1940 г.) о донском казачестве в Первой мировой и гражданской войнах; это произведение, объединяющее несколько сюжетных линий. Несмотря на вполне коммунистическую авторскую позицию, высказанную в романе, значительное место занимает белое казачество. Проблема авторства текстов, опубликованных под именем Шолохова, поднималась ещё в 1920-е годы, когда был впервые издан «Тихий Дон». Основной причиной сомнений в авторстве Шолохова стал необычайно молодой возраст автора, создавшего, причём в весьма сжатые сроки, столь грандиозное произведение, и особенно обстоятельства его биографии: роман демонстрирует хорошее знакомство с жизнью донского казачества, знание многих местностей на Дону, событий Первой мировой и гражданской войн.Однако, само обнаружение рукописи романа - не единственный аргумент в пользу авторства Шолохова. Были проведены три экспертизы: графологическая (изучение почерка человека с целью определения его характера), текстологическая (буквально дословный текст), идентификационная (установление тождественности и одинаковости текстов одного лица), при которых было установлено соотношение текста с реалиями места и времени, где разворачивается действие. Анализ текста показал, что действие романа тесно связано с историей жизни автора, с реалиями жизни, прототипами его героев.



2.3 М. Шолохов и его рассказ «Судьба человека»10 лет минуло после победного 1945 года. «Правда» напечатала рассказ «Судьба человека» в 1956 году. Рассказ не смог бы быть создан в любое другое время. Он стал писаться тогда, когда его автор окончательно прозрел и понял: Сталин не икона для народа, сталинизм — это сталинщина.Рассказ Шолохова возносят только за одно: за тему солдатского подвига. Но литературные критики такой трактовкой убивают — безопасно для себя — истинный смысл рассказа. Правда Шолохова шире и не заканчивается победой в схватке с фашисткой машиной плена. Делают вид, что у рассказа нет продолжения, как большое государство, большая власть относятся к маленькому человеку, пусть и великому духом. Шолохов выдирает с кровью из сердца откровение: смотрите, читатели, как власть относится к человеку. Лозунги, лозунги, а какая к черту забота о человеке!.. Плен искромсал человека. Но он там в плену, даже искромсанный, остался верен своей стране, а вернулся?.. Никому не нужен!, Сирота! А с мальцом двое сирот... Песчинки. И ведь не только под военным ураганом. Но Шолохов ве­лик не соблазнился дешевым поворотом темы: не стал вкладывать своему герою ни жалостливых мольб о сочувствии, ни проклятий Сталину. Разглядел в своем Соколове извечную суть русского человека — благородство, терпеливость и стойкостью». Нельзя не согласиться с этим мнением.


ХРОНОГРАФ МЕЛКИМ ШРИФТОМ. Еще год назад и РАПП, и ЦК, и «Правда» дружно выступили против обвинений в плагиате. Горький в Сорренто это заметил и написал: «Читал в «Красной газете» опровержение слухов о Шолохове». В этом году опровергатели почему-то остыли, «Правда» тоже. Слухи продолжались. Шолохов берет их к сердцу. Пишет Серафимовичу: «Я получил ряд писем от ребят из Москвы и от читателей, в которых меня запрашивают и ставят в известность, что вновь ходят слухи о том, что я украл «Тихий Дом» у критика Голоушева — друга Л. Андреева, и будто неоспоримые доказательства тому имеются в книге-реквиеме памяти Л. Андреева, сочиненной его близкими. На днях получаю книгу эту... «Тихим Доном» Голоушев — на мое горе и беду — назвал свои путевые заметки и бытовые очерки, где основное внимание (судя по письму) уделено политическим настроениям донцов в 17 году. Часто упоминаются имена Корнилова и Каледина.Из дневника Серафимовича: «Голоушев — это врач-гинеколог по профессии, литератор и критик по призванию... Увы, посредственный писатель. Самым крупным трудом его был текст к иллюстрированному изданию «Художественная галерея Третьяковых». Менее подходящего «претендента» на шолоховский «Тихий Дон» было трудно придумать».Аппетит на Голдушева иссяк. Но — еще кандидаты. Читаю доклад 1930 года эмигрантского литератора А. Калинского: «Недавно литературная Москва была потрясена историей, связанной с «Тихим Доном», романом молодого Шолохова. В литературных кругах внезапно «обнаружили», что автором того сенсационного романа был вовсе не Шолохов, а неизвестный белый офицер с Кавказа, расстрелянный Чрезвычайной комиссией (ЧК). Говорили, что Шолохов, служивший в ЧК, случайно завладел бумагами убитого, среди которых была и рукопись романа и более того, когда роман был опубликован, государственное издательство якобы получило письмо от пожилой женщины из провинции, в котором она заявляла, что роман принадлежит ее сыну, которого она не видела уже много лет и считала погибшим. Хронограф мелким шрифтом. Не потому ли рассказ о мытарствах солдата снабжен эпиграфом в память и в честь коммуниста с дореволюционным стажем — Е. Г. Левицкой. Это она способствовала появлению в печати «Тихого Дона» и рискнула передать Сталину письмо Шолохова в защиту голодающего Дона. Пока знаю только о двух, на особицу, мнениях: Александра Солженицына и писателя из Алма-Аты Вениамина Ларина. Правда, в Китае в пору «культурной революции» объявляли рассказ «об­разцом ревизионизма». А. И. Солженицын. В «Архипелаге ГУЛАГ» прочитал: «Мы вынуждены отозваться, что в этом вообще очень слабом рассказе, где бледны и неу­бедительны военные страницы...» Дальше шли до­воды:1. Избран самый некриминальный случай пле­на — без памяти, чтобы сделать его «бесспорным», обойти всю остроту проблемы. А если сдался в памяти, как было с большинством,— что и как тогда?2. Главная проблема плена представлена не в том, что родина нас покинула, отреклась, прокляла (об этом у Шолохова вообще ни слова) и именно это создает безвыходность, а в том, что там среди нас выявлялись предатели...3. Сочинен фантастически-детективный побег из плена с кучей натяжек, чтобы не возникла обязательная, неуклонная процедура пришедшего из плена: СМЕРШ — Проверочно-фильтрационный" лагерь...»





3. Критики о творчестве ШолоховаФ. Бирюков: «Михаил Шолохов далёк от идиллии. Допотопная старина, патриархальщина, дикие суеверия, бытовая отсталость, порой ужасная и отвратительная, тоже вошли в роман «Тихий Дон»(Слово о Шолохове. М; 2003 г, с. 97)Йонас Авижюс: «Он писал, не скованный никакими предвзятыми правилами и канонами, писал мощно, широко, с обжигающей жаждой правды»(Мировое значение творчества Михаила Шолохова. Материалы и исследования. М; 2001 г, с. 118)А. Н. Толстой: «Тихий Дон» по языку, сердечности, человечности, пластичности, - произведение общерусское, национальное, народное»(Слово о Шолохове. М; 2006 г, с. 11)Ю. В. Бондарев: «Михаил Шолохов - историк, и куда более основательный, чем те историки, которые нередко больше запутывали, чем проясняли суть. Он определил факторы, занявшись исследованием причин конкретных событий как в романах «Тихий Дон», «Поднятая целина», «Они сражались за Родину», так и в рассказе «Судьба человека» (Слово о Шолохове. М; 2006 г, с. 100 – 101) В. В. Петелин: «Типичность Григория Мелехова именно в том, что судьба его соответствует общему ходу объективного процесса, и это является самым важным признаком трагического героя»(Петелин В. «Тихий Дон – бессмертен. Шолохов на изломе времени.» М; 1997 г. С. 44-45)Ромен Роллан: «Лучшие новые произведения советских писателей, например, Шолохова, связаны с великой реалистической традицией прошлого века, в которой воплотилась сущность русского искусства и которую обессмертила мастерство Толстого и Шолохова» (Слово о Шолохове. М; 2006 г, с. 12)С. Михалков: «Много славных рек проложили свой путь по нашей земле. Но не всем им выпала счастливая доля навечно породниться с именами лучших выразителей дум и чаяний народных: Нева – Пушкин, Днепр – Шевченко, Волга – Горький, Дон – Шолохов»(Слово о Шолохове. М; 2006 г, с. 358)










4. ЗаключениеИтак, опираясь на работы исследователей творчества М. Шолохова, экспертиз (графологической, текстологической, идентификационной), также на работу норвежского ученого - слависта Г. Хьетсо, можно сделать вывод о том, что М.Шолохов – автор своих произведений. Нами тоже были проведены наблюдения над художественными особенностями романа «Тихий Дон» и рассказа «Судьба человека». Реалистическое изображение жизниХудожественные особенности творчества М. ШолоховаИзображение исторических и политических событийСоциально-психологический облик герояПортретная характеристика героевЕдинство композиции (рассказ в рассказе)Авторская речьПейзажная живописьИндивидуализированная речь героевСвободное и естественное сочетание разнообразных элементов: сцены личной жизни, военных эпизодов, документальных материалов, бытовых зарисовок«Говорящие» фамилии

{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}«Тихий Дон»«Судьба человека»Вихрь истории ворвался к ним в курени, сорвал казаков с родных мест и бросил их в самое пекло братоубийственной войны, войны во имя идеалов , малопонятных, а и чуждых большенству простых казаков. И не скрыться казаку от войны ни в доме, ни в лесу, потому что с детства он приучен сидеть в седле и держать шашку, с детства привык быть свободным. Стало быть, лежу я и слышу: танки гремят. Четыре немецких средних танком на полном газу прошли мимо меня туда, откуда я со снарядами выехал…В начале сентября из лагеря под городом Кюстрином перебросили нас, сто сорок два человека советских военнопленных, в лагерь Б-14.Били за то, что ты – русский, за то, что на них, сволочей, работаешь,видели, что майор едет. Хотя эти произведения резко отличаются друг от друга по объему, но именно они отражают разные исторические события в жизни нашей страны: Первую мировую, гражданскую и Великую Отечественную войну. Мы убедились, что художественное своеобразие данных произведений совпадают, заметны одинаковые стилистические приемы, присущие перу одного человека – М.А.Шолохову. Роман «Тихий Дон» и рассказ «Судьба человека» представляют собой выдающиеся произведения социалистического реализма. Шолохову удалось воссоздать глубоко правдивую, исторически конкректную картину гражданской войны на Дону и суровые будни немецкого плена во время второй мировой войны. Главным принципом, которым руководствовался писатель, была правда жизни. Нисколько не идеализируя действительность, Шолохов сумел запечатлить переломные этапы в развитии страны, судьбе героев со всеми противоречиями и трудностями, во всей остроте конфликтов. 
Прежде всего, как нам кажется, необходимо отметить и изображение социально-психологического облика героев. Автор не схематизирует своих героев, а, напротив, дает их во всей сложности, во всем их личном своеобразии.Григорий Мелехов - символ трагических судеб русского казачества, поэтому, проследив весь путь Григория, начиная с истории рода Мелеховых, можно не только вскрыть причины его бед и потерь, но и приблизиться к пониманию сущности той исторической эпохи, чей проникновенный и верный портрет мы находим на страницах «Тихого Дона», можно многое понять в трагической судьбе казачества да и русского народа в целом. В главном герое рассказа «Судьба человека», Андрее Соколове, с любовью воплощены черты русского характера: стойкость, терпение, скромность, чувства человеческого достоинства. «И хотелось бы думать, - пишет Шолохов,- что этот русский человек, человек несгибаемой воли, выдюжит, и отцовского плеча вырастет тот, который, повзрослев, сможет все выдержать все преодолеть на своем пути, если к этому позовет его Родина». Мы также заметили, что мастер слова не ограничивается теми непосредственными действиями и переживаниями, которые даны в произведениях, а рисует предшествующий путь героя, его социальное окружение, его классовые позиции. Это отчетливо видно как в романе «Тихий Дон», так и в рассказе «Судьба человека».Безусловно, сущность того или иного героя проявляется и в характеристике его портрета, и в способе изображения внешности.{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}«Тихий Дон»«Судьба человека»Григорий. Младший в отца попёр: на полголовы выше Петра, хоть на шесть лет моложе, такой же, как у бати, вислый коршунячий нос.Андрей Соколов. Отец выглядел иначе: прожжённый в нескольких местах ватник был небрежно и грубо заштопан, латка на выношенных защитных штанах не пришита как следует, а скорее наживлена широкими мужскими стежками. Видали вы когда-нибудь глаза, словно присыпанные пеплом, наполненные такой неизбывной смертной тоской, что в них трудно смотреть?



Изучая произведения М.Шолохова, мы также выделили, что характеристика героев сочетается с искусством эпической композиции. Труды Шолохова посвящены большим переломным эпохам в жизни народа, его художественные полотна отличаются четким построением, логически стройны, оправданным во всех своих частях, внутренне целостным и гармоничным, с предельной ясностью раскрывающим идейную сущность. Развязка сюжетаЭкспозицияКульминацияЭпилогЗавязка сюжета Оба произведения как роман «Тихий Дон» , так и рассказ «Судьба человека» построены на контрастном сопоставлении двух миров:К о м п о з и ц и я «Тихий Дон»Мирное время: жизнь донского казачества, его устои и традицииПервая мировая война, гражданская война«Судьба человека»Великая отечественная войнаМирное время: счастливая предвоенная жизнь


Действие развивается в двух параллельных сюжетных линиях. Особое внимание привлекло и эпическое повествование автора в сочетании разнообразных элементов: и бытовых зарисовок, и широких исторических отступлений, и документальных материалов. В романе «Тихий Дон» использованы военные сводки , приказы , листовки , статьи на политические темы, и в рассказе «Судьба человека» мы видим то же самое. Рассматривая художественные особенности двух произведений, мы выделили и то, что М.Шолохов – великолепный мастер пейзажной живописи. Описания природы, конечно же, занимают важнейшее место и выполняют разнообразные функции. С большим искусством писатель изображает и зимние метели , и осеннюю непогодь , и радость пробуждающейся весны. Мы убеждены, что, во-первых, характерной чертой шолоховского пейзажа является то, что природа дается им не в тонах грустного, пассивного, она у него всегда в бурном развитии, движении, всегда полна жизненной мощи, олицетворяет творческое начало, зовет к новым преобразованиям. Во-вторых, пейзаж выступает в единстве с человеком, его переживаниями, с его деятельностью.{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}«Тихий Дон»«Судьба человека»Великая благодатная тишина стояла в полуденные часы над степью. Над пашнями солнце, молочно-белый пар, волнующий выщелк раннего жаворонка да манящий клик журавлиной станицы, волнующиеся грудью построенного треугольника в густую синеву безоблачных небес.Первая послевоенная весна была на Верхнем Дону на редкость дружная и напористая. В конце марта из Приазовье подули теплые ветры, и уже через двое суток начисто оголились пески левобережья Дона, в степи вспухли набитые снегом лога и балки, взломав лед, бешено взыграли степные речки, и дороги стали почти совсем непроездны.

В языке самого автора тоже использованы разные элементы и интонации. Иногда его голос как бы сливается с голосом самих героев, тогда у него также появляются элементы разговорной лексики.И, наконец, еще одна, как мы подметили, шолоховская деталь - оба рассматриваемых произведения заканчиваются одинаково: Григорий Мелехов показан автором в окружении своих детей, а Андрей Соколов нашел смысл жизни в усыновлении маленького мальчика Ванюшки.{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}«Тихий Дон»«Судьба человека»Просторечные словаПо гляделкам ему, по гляделкамАксинья крепко сжимала губы и вдруг заплакала – глотошная её душитОстаешься, стал быть, жалмеркой?У ней гутарют, килаНутре его болелоТам мои товарищи, может, гибнут, а я чухаться буду?Я должен проскочить, и баста!Ну, - говорит, дуй! Жми на всю железкуКогда я очухался, один из них шепчет: «Боже тебя, упаси падать»Фразеологические оборотыИть, он, Степан, вязы тебе в одночась свернетИначе ему – труба!Кругом не обнять глазом… степь да поляВезло-везло, да и повезло до самой ручкиТот, который впереди колонны шел, поравнялся со мною, не говоря худого слова, наотмашь хлыстнул меня ручкой автоматаДай думаю зайду, перекурю вместе. Одному-то и курить и помирать тошно Диалектные словаамором - очень быстро, мигом; атаманец - казак-гвардеец; баз - крестьянский двор; бабайка - лодочное весло; блазниться - чудиться, мерещиться, представляться;{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}«Тихий Дон»«Судьба человека»Что ж, вот и сбылось то немногое, о чём бессонными ночами мечтал Григорий. Он стоял у ворот родного дома, держа на руках сына… Это было всё, что осталось у него в жизни, что пока ещё роднило его с землёй и со всем этим огромным, сияющим под холодным солнцем миром.Два осиротевших человека, две песчинки, заброшенные в чужие края военным ураганом невиданной силы… Что-то ждёт их впереди? И хотелось бы думать, что этот русский человек, человек несгибаемой воли, выдюжит, и около отцовского плеча вырастит тот, который, повзрослев, сможет всё вытерпеть, всё преодолеть на своём пути, если к этому позвёт его Родина.


 Таким образом, у каждого писателя – художника свое чувство языка. Стиль – выразитель творческой психики и жизненной философии писателя. Недаром живет старый афоризм: стиль – человек! У Михаила Шолохова, как мы уже говорили выше, свой, удивительный стиль и свой ритм чудесного русского языка во всем его богатстве. Это и есть те качества, которые и создают неповторимость каждого писателя. Именно в этом гениальность М.А.Шолохова, его творческое своеобразие.М.А.Шолохов не плагиатор, а автор, законный и единственный, своих произведений!Мы провели графологическую экспертизу среди своих одноклассников. Мы учитывали:Размер буквНаклон буквНаправление почеркаРазмашистость и силу нажимаХарактер написания словПришли к следующему выводу: почерк женский – чистый, точный, привлекательный, красивый, аккуратный, а мужской – торопливый, неравномерный, некрасивый.  И у всех он свой, неповторимый!





5. Список используемой литературыБирюков Ф. «Художественные открытия Михаила Шолохова» - М, 2000 г.Колодный Л. «Кто написал «Тихий Дон» - М, 1995 г. Семанов С. «Шолохов. Литература и история» - М, 2002 г. Сивоволов Г. «Михаил Шолохов. Страницы биографии» - М, 1995 г.Томашевская И. «Стремя «Тихого Дона» - М, 2003 г.Осипов В. «Михаил Шолохов. Годы, спрятанные в архивах…» - М. 2006 г.Литвинов В. «Осмысливший век» - М, 2001 г.Андриасов М. «Вёшенские были. Воспоминания. Письма» - М, 2010 г. Касьянов В. «С чего всё начиналось»Краткий обзор литературы: Мы обращались к публикациям Валентина Осипова «Михаил Шолохов. Годы, спрятанные в архивах», где автор подробно рассказывает о трудном творческом пути великого мастера слова, о его обвинении в плагиатстве, приводит ряд исторических документов, подтверждающих то, что М. Шолохов не плагиатор, а автор своих произведений. Также наше внимание привлекла книга Владимира Касьянова «О плагиатстве «Тихого Дона», в которой он объясняет нам, читателям, с чего всё началось, и был ли всё-таки плагиат Шолохова, сравнивает с другим предполагаемым автором Фёдором Крюковым. Неизгладимое впечатление оставила книга Льва Колодного «Кто написал «Тихий Дон» и «Судьбу человека». В книге, построенной как полемика с противниками авторства Шолохова, дана наиболее полная и документально засвидетельствованная история создания этих произведений, а так же приведены ранее неизвестные факты биографии писателя. Хочется остановиться и на работе Фёдора Бирюкова «Художественные открытия Михаила Шолохова». Это одно их первых исследований творчества Шолохова, раскрывающее народный взгляд на войну, воплощённый во всех произведениях Шолохова.