Презентация по русскому языку Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными и изъяснительными


Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными и изъяснительными .Цели урока: Совершенствовать знания о структурных особенностях сложноподчиненных предложений с придаточными определительными и изъяснительными ;Развивать умения определять вид и создавать схемы данных предложений;Углубить знания по синтаксической стилистике. Определительные придаточные предложенияОтвечают на вопрос: КАКОЙ? КОТОРЫЙ? ЧЕЙ?Определяют существительное в главной части предложенияПрисоединяются союзными словами: КАКОЙ,КОТОРЫЙ, ЧТО, ГДЕ, КТО и др.Местоименно-определительные придаточные относятся к местоимению ТОТ, КАЖДЫЙ и др.


Изъяснительные придаточные предложенияОтвечают на падежные вопросыОтносятся к членам предложения со значением речи, мысли, чувства в главной части предложения (глаголы)Присоединяются Союзами: ЧТО, ЧТОБЫ, БУДТОСоюзными словами: ЧТО, КТО, ГДЕ, ЧЕЙ и др.Частицей ЛИ



1.Воспитание которое получают представители фамусовского общества делает их чуждыми своему народу.2. Фамусов не занимается делами по существу а только подписывает бумаги которые представляет ему его «деловой» секретарь Молчалин. Словарная работа1. Дополните предложение, определив лексическое значение указанного слова.…- человек, который исполнен уныния, безнадежности, видит во всем дурное, неприятное. А) оптимист Б) пессимист В) флегматик 2.С какого слова можно начать предложение?…-узкое крытое помещение, соединяющее части здания, а также длинный балкон вдоль здания.А) беседка Б) галерея В)веранда
3. Дополните предложение, определив лексическое значение слова.Известно, что …-это комната для приема гостейА) прихожая Б) спальня В) гостиная4. Дополните предложение, определив лексическое значение слова.Я знаю, что …-это народное празднество с шествием, уличным маскарадом.А) праздник Б) бал В) карнавал5. Укажите из составленных вами предложений номер(а) СПП с придаточным(и) определительным(и)А) 1,2 Б) 3,4 В)1 Г) 2 Ключ:Пессимист ГалереяГостинаяКарнавал{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}№ задания12345ОтветББВВВ Укажите сложноподчиненные предложения, придаточную часть которых нельзя заменить причастным оборотом1. Среди книг не было ни одной, которая не заинтересовала бы меня.2. Ученик, который раскрыл тему сочинения глубоко, получил высокую оценку.3. Грибоедов в комедии «Горе от ума» поднял ту же проблему, которую потом стали разрабатывать писатели-классики.Постройте схемы выбранных вами предложений Я считаю, что …Меня привлекает в нем то, что …Мне кажется, что …Мне нравится, что… Спешите делать добрые дела! (А.Яшин)1. Хороший человек- это тот вблизи которого легче дышится. (П.Павленко).2. любой уголок земли где ты встречаешь друзей становится родным. (Ю Яковлев). 3) Вы должны научиться относиться друг к другу внимательно, должны понять что самое чудесное, самое высокое создание в мире- это человек. (М.Горький) 4. Добро которое мы делаем другим в добро послужит нам самим. (И.Крылов). 5) Кто для себя живет тот умер для других. Ключ:1 столбик определительные: 1, 2, 42 столбик изъяснительные: 3 Изучив в школьные годы «Горе от ума», «Евгения Онегина», мы на всю жизнь утверждаемся во мнении, что эти произведения нам хорошо известны. Очень опасное заблуждение. Ведь оно порой мешает нам еще и еще раз вникнуть в эти величайшие глубины человеческого гения, приблизиться к постижению непостижимого. Интеллект человека не в умении читать, а в умении перечитывать. Как бездумно мы порой лишаем себя этого наслаждения! Бездумное чтение приводит к параличу вкуса и мышления, которые должны быть у каждого из нас самостоятельными. Мне думается, что борьба за самостоятельное творческое мышление есть борьба за истинную духовную культуру. (По И.Доризо). Домашнее задание:Написать небольшое сочинение-рассуждение на тему «Каким должен быть читатель?», употребив придаточные определительные и изъяснительные.Выписать из «Героя нашего времени» М.Ю.Лермонтова шесть предложений с придаточными определительными и изъяснительными. Упражнение