Воспитание морально-волевых качеств


Воспитание морально-волевых качеств «О спорт! Ты – благородство!Ты осеняешь лаврами того,кто борется за победу честно,открыто, бескорыстно.Ты требуешь высокой нравственности,справедливости, моральнойчистоты, неподкупности». Пьер де Кубертен (Ода Спорту) Кроме развития организма, трудно переоценить роль физкультуры и спорта в формировании личностных черт человека. Наряду с сохранением и укреплением здоровья, повышением уровня физической подготовки одной из задач физической культуры и спорта является воспитание морально-волевых качеств, привитие потребности физического и нравственного совершенствования. Воспитание моральных качеств заключается в формировании у каждого человека представлений, понятий, взглядов и убеждений, навыков и привычек поведения, соответствующих принципам общечеловеческой морали; в развитии чувства патриотизма, преданности своему коллективу. Важнейшими задачами волевой подготовки являются:1) научиться максимально мобилизоваться для достижения успеха;2) научиться управлять своим эмоциональным состоянием;3) воспитывать у себя такие качества, как целеустремленность, решительность и смелость, настойчивость и упорство, выдержка и самообладание, самостоятельность и инициативность. В процессе воспитания моральных и волевых качеств применяется широкий круг методов - убеждение, принуждение, метод постепенно повышающихся трудностей, соревновательный метод. Умелое их использование приучает спортсменов к дисциплине, воспитывает у них требовательность к себе, настойчивость и упорство в достижении цели, способность к преодолению трудностей, уверенность в своих силах, смелость, решительность, чувство коллективизма, волю к победе, способность к предельной мобилизации сил в условиях тренировочных занятий и соревнований. При совершенствовании психических возможностей спортсмена одним из важных направлений является снижение уровня эмоционального возбуждения с целью улучшения общего баланса нервных процессов и успокоения. Здесь могут быть использованы такие приемы, как словесные воздействия тренера, с помощью которых снижается эмоциональная напряженность спортсмена, неуверенность его в своих силах, уменьшается чрезмерное чувство ответственности за выступление. Весьма эффективными являются приемы, связанные с применением движений и внешних воздействий, способствующие снижению уровня возбуждения: произвольная регуляция дыхания, изменяя интервалы вдоха и выдоха или задерживая его; чередование напряжения и расслабления локальных групп мышц; контроль за собственной мимикой, выражением лица, моторикой рук и ног и другими внешними проявлениями и приведение их к уровню, соответствующему нормальному, спокойному состоянию; успокаивающие приемы массажа и самомассажа. Настойчивость и упорство в преодолении трудностей и достижении поставленной цели - важная и неотъемлемая часть волевой подготовки. Во время учебно-тренировочных занятий и соревнований постоянно приходится преодолевать трудности различного характера - объективные и субъективные. Обязательным условием воспитания волевых качеств является полное выполнение заданий, запланированных тренером. Однако, планируя задания на воспитание волевых качеств, необходимо предусмотреть постепенное усложнение трудностей, особенно при занятиях с подростками и юношами. Вместе с тем необходимо ставить цели, достижение которых потребует от учащегося максимальной мобилизации всех его сил, только в этом случае волевые качества получат достаточное развитие. В дополнение к другим методам для воспитания волевых качеств широко используется соревновательный метод при выполнении упражнений и различных заданий. С этой целью в тренировочное занятие включаются упражнения, которые требуют максимальной концентрации усилий для достижения поставленной цели. Для развития волевых качеств необходимо применять упражнения или задания, которые требуют полной мобилизации сил для достижения поставленной цели. Если упражнение и нагрузка становятся привычными, их влияние на развитие именно волевых качеств значительно снижается. Слишком ранний успех, а особенно если он пришел без длительной и упорной тренировки (за счет определенных способностей или ввиду отсутствия достаточно сильных соперников), порой порождает негативные явления - самоуверенность и зазнайство. В интересах психологической подготовки может использоваться практически весь набор физических упражнений. Но для этого необходимо соблюдение следующих требований при проведении занятий:· усложнение учебных задач, которые должен решить занимающийся при выполнении уже разученных упражнений;· приобретение опыта работы в состоянии нервно-психического напряжения с элементами оправданного риска;· выполнение физических упражнений при воздействии факторов, характерных для учебно-боевой деятельности и экстремальных ситуаций;· овладение широким кругом навыков действий в экстремальных ситуациях. Для воспитания и совершенствования волевых качеств может быть также применен ряд специально направленных упражнений и методических приемов:· изменение условий, определяющих степень опасности и трудности упражнений (высота, скорость, пространственное положение, длительность, среда и другие.);· разъяснение задач тренировки при выполнении опасных упражнений;· рациональная организация повторения упражнений при обязательном условии окончания тренировки только при условии успешного их выполнения. Преодоление препятствий Для увеличения психической нагрузки рекомендуются следующие методические приемы: использование шумовых эффектов, преодоление отдельных препятствий и всей полосы препятствий в усложненных условиях: в дождь, ночью, одного препятствия несколькими обучающимися, встречное преодоление одного препятствия, с оружием, в условиях задымления, элементов полосы. Особенно сильное нервно-психическое напряжение испытывают обучаемые, при преодолении полосы препятствий после марш-броска. Такие занятия могут проводиться в ночное время, от этого психологический эффект еще больше возрастает. Лыжная подготовка, легкая атлетика и ускоренное передвижение Основная задача лыжной подготовки и легкой атлетики - воспитание выносливости, способность длительное время выполнять тяжелую работу, что, в свою, очередь, приучает обучающихся к выдержке, умению терпеть. Перспективным является использование в целях психологической подготовки - кроссов со стрельбой и метанием гранат; бег по разнообразной местности; прыжки через горизонтальные и вертикальные препятствия; пролезание через стенки, окна, заборы; метание разнообразных предметов; переноска раненого; преодоление элементов огневой полосы. Плавание. Первым и главным залогом психологической устойчивости при действиях на воде является умение хорошо плавать различными способами. Методически правильно проводимые занятия по плаванью помогут преодолеть психическое напряжение, вызванное водобоязнью и неожиданно возникающими ситуациями. Большие перспективы в развитии психических качеств можно ожидать от разработки новых подходов к содержанию комплексных занятий по физической подготовке. Рукопашный бой. Само по себе выполнение приемов рукопашного боя способствует психической закалке. Однако наибольший интерес представляет предельно возможное наращивание психологического воздействия на занятиях по рукопашному бою. Психологический эффект может достигаться при выполнении приемов в неожиданных ситуациях, в различных условиях , а также на фоне утомления. Таким образом, роль спорта и физкультуры в формировании личности состоит в том, что сложные условия, необходимость преодолеть трудности заставляют человека проявлять волевые качества, преодолевать себя, а по мере их развития и закрепления эти качества переносятся на внеспортивную жизнь. Таким образом, спорт позволяет решать целый ряд воспитательных задач.