Презентация по изобразительному искусству Лубок (4 класс)


ЛУБОК Выполнила: Пачина И.И. учитель изобразительного искусства МОУ СШ № 94 г. Волгограда ЧТО ТАКОЕ «ЛУБОК»? Лубо́к — вид изобразительного искусства, которому свойственна доходчивость и ёмкость образа. Лубок называют также народной (фольклорной) картинкой и связывают с раскрашенным графическим изображением, растиражированным печатным способом. Нередко лубок имел декоративное назначение. ХАРАКТЕРИСТИКА Лубок являлся видом народного творчества, но сегодня к этому виду относятся также работы профессиональных художников, использующие лубочные приемы .Для лубка характерны простота техники, лаконизм изобразительных средств (грубоватый штрих, яркая раскраска). Часто в лубке содержится развернутое повествование c пояснительными надписями и дополнительные к основному (поясняющие, дополняющие) изображения. ИСТОРИЯ ЛУБКА Самые древние лубки известны в Китае. До VIII века они рисовались от руки. Начиная с VIII века известны первые лубки выполненные в гравюре на дереве. ВОСТОЧНЫЙ ЛУБОК Восточный лубок (Китай, Индия) отличается яркой красочностью. ЕВРОПА В Европе лубок появился в XV веке. Для раннего европейского лубка характерна техника ксилографии. Позже добавляются гравюра на меди и литография. Благодаря своей доходчивости и ориентированности на «широкие массы» лубок использовался как средство агитации (например, «летучие листки» во время Крестьянской войны и Реформации в Германии, лубочные изображения времен Великой французской революции). РОССИЯ В ХI - НАЧАЛЕ XII В.В. досках особого пиления. Доски назывались луб (откуда палуба). Чертежи, рисунки, планы писали на лубу ещё с XV века. В XVII веке большое распространение получили раскрашиваемые лубяные коробы. Позднее бумажные картинки получили название лубок, лубочная картинка. В России XVI века — начала XVII века продавались эстампы, которые назывались «фряжские листы», или «немецкие потешные листы». В России рисунки печатались на РУССКИЙ ЛУБОК В конце XVII века в Верхней (Придворной) типографии был установлен фряжский стан для печати фряжских листов. В 1680 году мастер Афанасий Зверев резал для царя на медных досках «всякие фряжские рези». РУССКИЙ ЛУБОК Русский лубок XVIII века отличается выдержанной композиционностью. ЦЕНЗУРА И ЗАПРЕТЫ Московский Патриарх Иоаким в 1674 году запретил «покупать листы, коеи печатали немецы - еретики, лютеры и кальвины, по своему проклятому мнению». Лики почитаемых святых должны были писаться на доске, а печатные изображения предназначались для «пригожества». Указ 20 марта 1721 года запрещал продажу «на Спасском мосту и в других местах Москвы сочиненныя разных чинов людьми … эстампы (листы), печатанные своевольно, кроме типографии». В Москве была создана Изуграфская палата. Палата выдавала разрешение печатать лубки «своевольно, кроме типографии». Со временем этот указ перестал исполняться. Появилось большое количество низкокачественных изображений Святых. Поэтому указом от 18 октября 1744 года было повелено «представлять рисунки предварительно на апробацию епархильным архиреям». В 1822 году для печатания лубков была введена цензура полиции. Некоторые лубки были запрещены, доски уничтожены. ПРОИЗВОДСТВО ЛУБКОВ В XIX веке в подмосковных и владимирских деревнях существовали специальные артели, которые занимались раскраской лубка. Занимались раскраской лубков женщины и дети. Позднее появился более совершенный способ изделия лубочных картин, появились художники-граверы. Тонким резцом на медных пластинах они гравировали штриховкой рисунок, со всеми мелкими подробностями, чего невозможно было сделать на липовой доске. Способ расцветки картин оставался тот же. Артельщики принимали от издателей-лубочников заказы на раскраску сотен тысяч экземпляров. Один человек за неделю раскрашивал до одной тысячи лубков — за такую работу платили один рубль. Профессия называлась цветальщик. Профессия исчезла после появления литографских машин. Изготовлялся лубок следующим образом: художник наносил карандашный рисунок на липовой доске (лубе), затем по этому рисунку ножом делал углубление тех мест, которые должны остаться белыми. Смазанная краскою доска под прессом оставляла на бумаге черные контуры картины. Отпечатанные таким способом на серой дешевой бумаге назывались картины-простовики. СЮЖЕТЫ ЛУБОЧНЫХ КАРТИН Изначально сюжетами для лубочных картин были рукописные сказания, житейники, «отеческие сочинения», устные сказания, статьи из переводных газет и т. д. Сюжеты и рисунки заимствовались из иностранных Альманахов и Календарей. ТИПЫ ЛУБКОВ Духовно - религиозные В византийском стиле. Изображения иконного типа. Жития святых, притчи, нравоучения, песни и т. д. ФИЛОСОФСКИЕ ЮРИДИЧЕСКИЕ Изображения судебных процессов и судебных действий. Часто встречались сюжеты: «Шемякин суд» и «Ёрш Ершович Щетинников». ИСТОРИЧЕСКИЕ «Умильные повести» из летописей. Изображение исторических событий, битв, городов. СКАЗОЧНЫЕ Сказки волшебные, богатырские, «Повести об удалых людях», житейские сказки. ПРАЗДНИКИ Изображения святых. КОННИЦА Лубки с изображением всадников. Балагурник Потешные лубки, сатиры, карикатуры, побаски. И. Д. СЫТИН Во второй половине XIX веке одним из крупнейших производителей и распространителей печатного лубка был И. Д. Сытин.