Презентация внеклассного занятия Изготовление тряпичной куклы


Методическая разработкаИзготовление тряпичной куклы-кукла «Нянюшка» Автор:Лебедева Людмила Ивановна, воспитатель группы продленного днявысшей категорииМОУ Мокеевской СШ ЯМРЯрославской области Данная разработка посвящена развитию интереса детей 7-10 лет к русской тряпичной кукле в процессе её изготовления на основе традиционной технологии. Разработанные материалы будут полезны педагогам дополнительного образования, занимающимся творческой деятельностью с детьми данного возраста. В них рассматривается процесс изготовления куклы –»Нянюшки» с точки зрения детских сюжетно-ролевых игр. Данная разработка может быть использована для приобщения детей к народной культуре на занятиях в системе дополнительного образования детей и на уроках технологии. Цель:Развитие интереса детей к народной культуре и традициям через изготовление куклы «Нянюшки».Знакомство детей в процессе работы с историей и разнообразием кукол.Задачи:Развивать художественный вкус, содействовать раскрытию творческого потенциала каждого ребенка.Научить делать русскую тряпичную куклу на основе традиционной технологии.Развивать глазомер и умение работать с лоскутками ткани.Развивать стремление к самостоятельному творчеству.Формирование навыков работы при изготовлении куклы «Нянюшки».Воспитание аккуратности, усидчивости и интереса в достижении цели. Пособия, материалы и инструменты: Стенд и проект на тему «Скрутим куклу ладную, красивую, нарядную».Разноцветная ткань для кукольной одежды и пеленашки.Нитки, тесьма, вата, иглы, ножницы. Формы работы:Индивидуальная работа: подбор ткани, обмен мнениями при внесении личных дополнений в образец, самостоятельная работа над изготовлением куклы.Коллективная работа: фронтальный показ последовательности изготовления изделия, объяснение, обсуждение.Методы работы:Информационные: поиск ответа на вопрос «История тряпичной куклы», демонстрация образца и последовательности выполнения работы.Практические: сотворчество, взаимопомощь, сравнение, самоанализ, корректировка деятельности.Опосредованное управление деятельностью детей. План и содержание занятия:Организационный этап: сообщение темы занятия.Ответ детей на поисковый вопрос «История тряпичной куклы»: информация об истории куклы, ее образах и символике. Коллективное обсуждение. Анализ, описание детьми демонстрационного образца куклы. Составление алгоритма её изготовления в группах.Подготовка рабочего места, повторение правил техники безопасности при работе с колющими и режущими предметами.Подбор материала для выполнения изделия.Выполнение творческого задания. Практическая часть работы.Подведение итогов. Результаты изготовления тряпичной куклы: Оценка усвоения информации, навыков и умений, полученных в процессе работы.Интерес детей не только к результату работы, но и к процессу выполнения изделия.Проявление активности каждого ребенка.Анализ индивидуальной и коллективной работы. Основная часть (содержание занятия).Тема занятия-изготовление тряпичной куклы «Нянюшка».Из истории: Еще в древние времена на Руси тряпичная кукла играла большую роль. Ее использовали в праздниках и в проведении обрядов. Кукла являлась символом счастья, добра, благополучия и продолжения рода. Куклу начинали вертеть с пяти лет. С большим старанием куклу наряжали, так как по ней судили и о мастерстве и вкусе ее хозяйки. А вот лицо кукле не делали – она была безликой. По народным поверьям кукла с лицом обретала душу и становилась опасной для ребенка, а безликая кукла считалась неодушевленной и не могла ему навредить. В кукольных забавах проигрывались почти все деревенские праздничные обряды. Относились к игре очень серьезно, сохраняя последовательность обрядов, запоминая и повторяя разговоры взрослых, исполняемые ими обрядовые песни. Кукол позволяли брать в гости, их клали в приданое. Хранили их в сундуках или корзинах. Традиционных русских кукол можно подразделить: по назначению - на игровые, обереговые и обрядовые; по образу- на куклу- крестьянку, куклу- барыню; по способу изготовления – на сшивную и закрутку. Тряпичная кукла «Нянюшка» состоит из скрученной белой ткани в трубку, превращенную с помощью разноцветных лоскутков ситца в деревенскую женщину и младенца «Пеленашку». Последовательность изготовления куклы «Нянюшка»:Ткань скручиваем в трубочку, закрепляем нитками. Квадрат белой ткани серединой кладем на полученную трубочку. Перегибаем по диагонали.Ниткой перевязываем голову, руки, талию. Получили лицо и руки.Подбираем кусочки яркого лоскута для юбки, а белого для передника.Изготавливаем головной убор из красной или бордовой ткани.Кукла готова.Дети самостоятельно подбирают лоскутки ткани, ленты, тесьму, соблюдая цветовую гамму. Подведение итогов изготовления куклы Если благодаря полученной информации из истории тряпичной куклы, дети увлеклись процессом подбора ткани и изготовления куклы, если в процессе работы старались слушать рекомендации педагога, помогать друг другу, и в итоге сшили куклу, то результаты занятия можно считать положительными. Куклы, изготовленные детьми по данной технологии: хозяюшка, желанница, барыня, перевертыш. Куклы, изготовленные детьми Список литературы: Горожанина С.В., Зайцева Л.М., «Русский народный свадебный костюм», Изд.»Культура и традиции», М.,2003г.Дайн Галина и Мария, «Русская тряпичная кукла», Изд., «Культура и традиции», М., 2008г.