Обобщение педагогического опыта по теме: «Формирование познавательного интереса младших школьников к изучению русского языка через систему занимательных игр»


«Формирование познавательного интереса младших школьников к изучению русского языка через систему занимательных игр»  Обобщение педагогического опыта на тему: учителя начальных классовМКОУ Уляхинская ООШБогдановой Светланы Васильевны Богданова Светлана Васильевна учитель начальных классов МКОУ Уляхинская ООШ;педагогический стаж 18 лет;1 квалификационная категория;образование- высшее педагогическое. Условия возникновения и становления опыта Становлению данного опыта способствовало неумение учащихся начальной школы четко и ясно выражать свои мысли, низкая мотивация и заинтересованность в обучении. Это создает трудности в изучении русского языка. Определить орфограмму у ребят не вызывает особых затруднений. Однако необходимость применить давно знакомое правило в несколько неожиданных условиях оказывается для многих неразрешимой задачей. Создать такие условия и повысить интерес к русскому языку помогают занимательные игры. Актуальность и перспективность опыта. Современное обучение должно проводиться таким образом, чтобы у учащихся пробуждался интерес к знаниям, возрастала потребность в более полном и глубоком их усвоении, развивалась инициатива и самостоятельность в работе. Для того чтобы детям хотелось получать знания по русскому языку, нужно использовать занимательный материал, игровые ситуации, которые развивают познавательный интерес, а значит, и воспитывают интерес к русскому языку, что способствует повышению качества знаний по предмету. Ведущая педагогическая идея Одной из главных задач в организации учебной деятельности я вижу создание таких условий, когда у учащихся формируется потребность в реализации творческого потенциала, активизируется его познавательная деятельность. Работать над активизацией познавательной деятельности – это значит формировать положительное отношение младших школьников к учебной деятельности, развивать их стремление к более глубокому познанию изучаемого предмета. Познавательный интерес в учебное занятие можно привнести не только стандартные формы и приемы, но и реализовывать творческие идеи, применять современные технологии обучения основополагающим аспектом опыта является поиск занимательных форм и методов, отбор дидактического материала, позволяющего формировать устойчивый интерес учащихся к изучению русского языка и направленных на формирование регулятивных, познавательных, коммуникативных УУД; в отказе от стереотипных установок в преподавании русского языка, в стимулировании деятельности самого ученика, развитии критического и творческого мышления, внутренней мотивации, использование компьютера, в применении занимательных игр. является репродуктивно-творческим, так как основан на творческом анализе и переработке материала, широко представленного в педагогической литературе, и внедрении основных положений технологии развития познавательного интереса через использование занимательных игр на уроках русского языка. Новизна опыта Технология опыта Цель: обоснование и использование наиболее эффективных занимательных игр для формирования устойчивого познавательного интереса к изучению русского языка, развития креативных способностей младших школьников. Случается нередко нам,И труд и мудрость видеть там,Где стоит только догадаться,За дело просто взяться.И. А. Крылов Задачи Уровни развития познавательного интереса Занимательные игры Кроссворды Чайнворды Криптограммы Сканворды Калейдоскоп Анаграммы Ребусы Филворды Метаграмма Палиндромы Занимательные игры – материал, необходимый для развития интереса к предмету, для привлечения внимания детей к уроку. Хорошие результаты дает работа в парах и творческих группах. У учащихся развивается речь и умение выразить свои мысли, формируются навыки публичных выступлений, приемы самообразования. Развивает познавательный интерес и самостоятельное составление игр. Особенно стоит отметить, что занимательные игры являются незаменимыми помощниками в работе в классах- комплектах малокомплектной школы. Подобные задания можно давать на дом, на некоторое время.Уроки с использованием занимательных игр являются наиболее интересными для учащихся, способствуют созданию ситуаций успеха для всех учащихся, а главное, для слабоуспевающих. Примеры заданий по развитию познавательного интереса учащихся средствами учебного предмета «русский язык». «Анаграммы» «Ступеньки» Кроссворд по теме «Словарные слова» Верхняя одежда. (Пальто).Средство передвижения. (Машина.)Аппарат полета в космос. (Ракета)Человек, который летал в космос. (Космонавт).Подземный транспорт. (Метро).Предприятие, где делают машины. (Завод).Помещение, где можно посмотреть спектакль. (Театр). Ребусы Ребусы вызывают особый интерес у учащихся. Работа по ребусам на уроках русского языка развивает логическое мышление, стимулирует творческую активность учащихся. Постепенно дети усваивают приемы, необходимые для их решения и сами начинают активно составлять ребусы к изучаемым темам – причем, к урокам и внеклассным занятиям и по другим предметам. Шарады На конец 1 класса 89% учащихся имели низкий уровень развития познавательного интереса Результативность опыта Уровень развития познавательного интереса Уровень обученности по русскому языку (по методике В.С. Юркевича) «Русский медвежонок» «Русский- играючи» Думающий человек - это и есть тот человек, воспитать которого мы стремимся. Перспективы Помочь овладеть учащимся работой на компьютере, чтобы создавать занимательные игры в различных программах.Продолжить работу по активизации познавательного интереса учащихся на уроке и во внеурочное время. Спасибо за внимание!