Презентация Организация пространственной предметно-развивающей среды в условиях ФГОС ДО


Выполнила: Волкова Наталья Васильевна,воспитатель МДОУ д/с «Чебурашка»п. Ковернино 2015г.Районный заочный смотр-конкурс «Предметно-пространственная развивающая среда в условиях ФГОС ДО» Развивающая среда способствует установлению, утверждению у дошкольника чувства уверенности в себе, дает ему возможность испытывать и использовать свои способности, стимулирует проявление им самостоятельности. инициативности, творчества.М.Н. Поляков Основные задачи, которые были поставлены при создании пространственной предметно – развивающей среды в группе: развитие личностных качеств и способностей детей; овладение детьми разными способами действий; формирование активного познавательного отношения детей к окружающему миру; побуждение детей к игре и развитие их творческого воображения; учет особенностей каждой группы - возраст и уровень развития, их интересы, гендерную принадлежность, индивидуальные способности; психологическую защищенность детей. Предметно – пространственная развивающая среда в группе организована с учётом требований ФГОС, где чётко прослеживаются все пять образовательных областей:1) социально-коммуникативная,2) познавательная,3) речевая,4) художественно-эстетическая,5) физическая.При построении предметно – пространственной развивающей среды учитывались следующие принципы:- принцип дистанции, позиции при взаимодействии;- принцип активности, самостоятельности, творчества;- принцип стабильности, динамичности;- принцип комплексирования и гибкого зонирования;- принцип эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребёнка и взрослого;принцип сочетания привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды;- принцип открытости – закрытости;- принцип учёта половых и возрастных различий детей. Центры активности организованы на основе интеграции содержания и видов деятельности по следующим направлениям. «Художественно - эстетическое развитие»В Центре «Творческая мастерская» для развития  детей подобраны различные картинки, рисунки  с изображением поделок, варианты оформления изделий, схемы с изображением последовательности работы для изготовления разных поделок и т. п. Это дает детям новые идеи для своей продуктивной деятельности, а так же предполагает овладение умением работать по образцу. В данном центре находится материал и оборудование для художественно-творческой деятельности: рисования, лепки и аппликации. По желанию ребенок может найти и воспользоваться необходимым для воплощения своих творческих идей и замыслов. Принесли с прогулки листья…Готовим бумагу и восковые мелки…Укладываем лист дерева прожилками вверх и накрываем листом бумаги, натираем сверху восковым мелком… Волшебно и красиво!Наборы для детского творчества «Речевое развитие» Центр «Мир книги» включает в себя книжный уголок. В нем находятся книги с художественными произведениями детских писателей, сказками и иные литературные формы. В книжном уголке помещается фотография писателя, с творчеством которого дети знакомятся в данный момент и его литературные произведения. Здесь же находятся различные дидактические игры по развитию речи, серии картин и иллюстраций для установления последовательности событий, наборы парных картинок на соотнесение, разрезные сюжетные картинки и т. д. В книжной витрине группы выставляется обычно 4-5 книг, как правило уже знакомые детям, с яркими, крупными иллюстрациями. Срок пребывания книги в уголке определяется интересом детей к этой книге. В среднем срок ее пребывания в нем составляет 2-2, 5 недель «Познавательное развитие»       Центр «Экологии»  содержит в себе различные виды комнатных растений, на которых удобно демонстрировать видоизменения частей растения, инструменты по уходу за растениями: фартуки и нарукавники, палочки для рыхления, детские грабли и лопатки, пульверизатор, лейки и др. Помимо комнатных растений, в данном центре присутствуют различные дидактические игры экологической направленности, серии картин типа «Времена года», «Животный и растительный мир», коллекции природного материала, муляжей овощей и фруктов, насекомых . Важным составляющим уголка природы является календарь природы и погоды. Оформлены  макеты (пустыня, северный полюс, тропики, макеты доисторической жизни (динозавры) и ландшафтный макет). Все составляющие макета мобильны, т. е. в режиме хранения он представляет собой панно и коробку с материалами. Дети по своему желанию наполняют содержанием макет разными растительными элементами и малыми архитектурными формами. Центр опытно-экспериментальной деятельности представлен многообразием коллекций (грунт, камни, минералы, семена, крупы). В нем находится материал, для осуществления опытной деятельности:  лупы, микроскоп, компасы, мензурки, колбы, мерные стаканчики, часы и т. д.. Наши маленькие «почемучки» любят превращаться в любознательных  испытателей, проводить несложные опыты, определять свойства различных природных материалов. Центр «Занимательной Математики» (игротека) имеет важные развивающие функции. В данном центре располагаются нормативно - знаковый материал: магнитная доска, наборы карточек на сопоставление цифры и количества, наборы кубиков с цифрами и числовыми фигурами, представлены, как различные виды мозаик, так и современные пазлы. Достаточно широкий выбор игр на развитие мелкой моторики руки.  При выборе игр предпочтение отдавалось способности игр стимулировать развитие детей. Игровое оборудование создаёт насыщенную, целостную среду с достаточным пространством для игр. «Магнитная мозаика» Работа с ней является хорошей гимнастикой для пальчиков, учит создавать из геометрических фигур различные изображения, развивает образное и пространственное мышление, учит работать по образцу, развивает творческие способности.С танграмом ребенок научится анализировать изображения, выделять в них геометрические фигуры, визуально разбивать целый объект на части, и наоборот - составлять из элементов заданную модель, а самое главное - логически мыслить.Центр  решает следующие задачи:• целенаправленное формирование у детей интереса к элементарной математической деятельности.• воспитание у детей потребности занимать свое свободное время не только интересными, но и требующими умственного напряжения, интеллектуального усилия играми.В данном центре размещен разнообразный занимательный материал с тем, чтобы каждый из детей смог выбрать для себя игру по интересам.  «Нравственно-патриотический» центр В нем помещена  государственная символика. Также здесь находятся пособия, отражающие многонациональность нашей Родины, иллюстрационный материал по ознакомлению детей с климатическими зонами России, образцы народного декоративно-прикладного искусства и т. д. Здесь наша Родина – Россия,Хоть обойди весь белый свет!Не сыщешь ты страны красивей,Такой страны прекрасней нет! «Строительный» (конструктивный) Центр,В группе расположен центр строительно-конструктивных игр, в котором в большом разнообразии представлены различные виды и формы конструкторов. Наши воспитанники самостоятельно при реализации своих замыслов используют схемы и модели построек. Мобильность данного центра позволяет детям разворачивать сюжет игры за его пределами. Это позволяет детям комфортно чувствовать себя в любом уголке группы.Раз, два, три — сложу детали, Чтоб они машиной стали.Из конструктора такогоЧто ни сделай — все толково! Театрализованный центр это важный объект развивающей среды, поскольку именно театрализованная деятельность помогает сплотить группу, объединить детей интересной идеей. В театре дошкольники раскрываются, демонстрируя неожиданные грани своего характера. Он представлен различного вида театрами (кукольный, настольный, пальчиковый).   В нашей группе все актеры,Кукловоды и танцоры. Каждый день и каждый час Мы хотим играть для Вас!!! Музыкальный центр «Веселые нотки». Музыкальное развитие ребёнка сводится не только к занятиям с педагогом, но и возможностью самостоятельно играть, импровизировать, свободно музицировать. Для этого в группе создан музыкальный центр «Веселые нотки». Который помогает воспитанникам переносить полученный на музыкальных занятиях опыт в другие условия, помогает утвердиться чувству уверенности в себе, активности, инициативе. «Социально-личностное развитие»              Центр «Сюжетно – ролевых игр»Оборудование и пособия размещены таким образом, чтобы дети могли легко подбиратьигрушки, комбинировать их «под свои игровые творческие замыслы», дети по своему желанию Выбирают сюжет будущей игры, и переносят игровой материал в удобное для них место, для свободного построения игрового пространства. Центр «Безопасности» Отражает безопасность дома, на улице (ПДД) и пожарную безопасность. Оснащён необходимыми атрибутами, игрушками, дидактическими играми. Хорошим дидактическим пособием служит специально оборудованный столик с разметкой улиц и дорог, и дополнительным набором мелкого строительного материала и дорожных знаков. Создание центра безопасности в группе помогает детям в ознакомлении с правилами и нормами безопасного поведения, и формировании ценностей здорового образа жизни.О безопасности в пути,На улице и домаМы будем с вами говоритьСегодня в группе снова. «Физическое развитие»Центр «Если хочешь быть здоров!» Содержит в себе как традиционное физкультурное оборудование, так и нетрадиционное (нестандартное), изготовленное руками педагогов и родителей. Данное оборудование направлено на развитие физических качеств детей - ловкости, меткости, глазомера, быстроты реакции, силовых качеств. Данный центр пользуется популярностью у детей, поскольку реализует их потребность в двигательной активности. Увеличение двигательной активности оказывает благоприятное влияние на физическое и умственное развитие, состояние здоровья детей.Если день начать с зарядки, Значит, будет всё в порядке. Нам пилюли и микстуру Заменяет физкультура!   «Уголок уединения»В шумном пространстве игровой комнаты обязательно должен быть островок спокойствия.   Если ребенок устал от шума и хочет побыть в тишине, он может пойти в уголок уединения и релаксации. Это уютный домик, с  мягкими подушечками, где можно отдохнуть от суеты, полистать любимую книжку – все это благоприятно воздействует на эмоциональное состояние детей. ГЕНДЕРНОЕ ВОСПИТАНИЕ Все хотят дежурным бытьЧтобы всем руководить.Ведь дежурить каждый день,Малышам совсем не лень!УГОЛОК ДЕЖУРСТВА Группу всю мы показали,О себе вам рассказали.Вас в гости снова будем ждать,Нам есть еще, что показать!БЛАГОДАРИМ ВАС ЗА ВНИМАНИЕ!