Нестандартные методы арт-терапии в работе с детьми с РАС, СДВГ


Нестандартные методы аrt-терапии в работе с детьми с ОВЗ (РАС) Песочная терапия, с элементами сказкиРабота с пинцетом Цветные капелькиПедагог-психолог ГБОУ школы-интерната №2 г. Сочи: Дудукчян И.А. Песочная терапияВ наше время существует огромное количество видов арт-терапии, некоторые из них прочно вошли в работу многих специалистов. Так одним из классических видов арт-терапии является пескотерапия. Часто маленькие дети затрудняются в выражении своих переживаний, из-за недостаточного развития вербального аппарата, бедности представлений или задержки развития, предлагаемая техника может оказаться весьма полезной. Игра на песке с фигурками особенно плодотворна в работе с теми детьми, которым тяжело выразить свои переживания. На индивидуальных занятиях ребенок сможет отреагировать с помощью песка высокую степень агрессивности или тревожности и страха. Очень часто во время работы с песком я использую элементы сказкотерапии. (разыгрывание прочитанной, придуманной, переделанной сказки на песке с использованием миниатюрных фигурок, позволяет более ярко и глубоко прочувствовать смысл и идею терапевтической сказки) Работа с пинцетомЦель: уменьшение проявлений СДВГ, развитие ВПФЗадачи:Развитие - внимание (концентрация, переключение), точечная ориентация, мелкая моторика, память (визуальная, аудиальная, механическая). Коррекция – двигательной расторможенности, импульсивности.Стабилизация гиперактивности. Формы работы:* Собирание мелких предметов (крупы, камешки, пр.)* Распределение предметов (рис к рису, камень к камням и т.д.)* Передача предметов (работа в паре)* Приклеивание предметов* Вытаскивание определенных предметов с усилием (из большого объема трубочек, вытащить только красные)* Рисование (пинцетом держим карандаш, карандашом рисуем)* Работа в песочнице (закапывание, поиск предметов без рук, собирание на песке, рисунок на песке)* Все механические действия в рамках и по этапам терапевтических сказок. Ограничения: спонтанная гетеро и аутоагрессия. Длительность занятия: от 20 до 40 минут (по 5-10 мин на одну форму работы)Количество занятий определяется индивидуально, в зависимости от поставленной задачи, глубины расстройства, сопутствующих отклонений. Из опыта работы:Не менее 2 месяцев (2 раза в неделю) Комплексный подход. Работа с цветными капелькамиКоррекционно-развивающие занятия с пипеткой, цветными акварельными или гуашевыми красками и доп. материалами. Цель: уменьшение проявлений СДВГ, развитие ВПФЗадачи:Развитие – внимание (концентрация, переключение), точечная ориентация, пространственная ориентация, мелкая моторика, крупная моторика, сенсорика, память (визуальная, аудиальная, механическая), воображение Коррекция – двигательной расторможенности, импульсивности.Профилактика усугубления симптомов гиперактивности. Формы работы и упражнения:Знакомство с пипеткой (набираем, выливаем, переливаем воду, с помощью пипетки)Пронести капельку в пипетке Капнуть капельку на тыльную сторону ладошки и походить по кабинету, не уронив капельку Капнуть капельку на пальчик и походить по кабинету, не уронив капельку Капнуть капельку и поднести к ней губку или салфетку, обсуждение происходящего. Капнуть цветную капельку на каплю другого цвета. Обсуждение. Рисование капелькамиКапнуть большую капельку, потом маленькуюНакапать семью капелек.Продолжить дорожкуСделать кляксуСделать очень аккуратную капельку Капать капельки в определенной цветовой последовательностиИ всё, на что способна Ваша фантазия…..