Презентация по русскому языку на тему Виды БСП (9 класс)


Третье мартаКлассная работа Виды БСП Цели:систематизировать материал по синтаксису сложного предложения; формировать умения устанавливать смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения, определять интонационные особенности этих предложений и на этой основе правильно выбирать знаки препинания; углубить знания по синтаксической стилистике сложного предложения;  Сложносочинённое предложение Вы должны были, братья, устоять, как стена. Простое предложение Садков одинаково хорошо писал не только городские , но и сельские пейзажи. Бессоюзное сложное предложение Мимо окна лилась, заглядывая в него, рыжая струя огня.. Предложение с однородными членами Зеленели дубы и островерхие пихты; вековые липы, развесив свои кудрявые кроны, закрывали небо. Сложноподчиненное предложение Все хотели знать, как он путешествовал, что видел. Предложение с обращением Скрывать истину было бесполезно, да я и не собирался этого делать. Сложносочинённое предложение Вы должны были, братья, устоять, как стена. Простое предложение Садков одинаково хорошо писал не только городские, но и сельские пейзажи. Бессоюзное сложное предложение Мимо окна лилась, заглядывая в него, рыжая струя огня.. Предложение с однородными членами Зеленели дубы и островерхие пихты; вековые липы, развесив свои кудрявые кроны, закрывали небо. Сложноподчиненное предложение Все хотели знать, как он путешествовал, что видел. Предложение с обращением Скрывать истину было бесполезно, да я и не собирался этого делать. Соотнести виды предложений и примеры Свистят клесты, звенит синица, смеётся кукушка. (М. Горький) Б) [ , ];[ ]. (перечисление, но части сложного предложения осложнены) Дорога вилась передо мной между густым кустарником орешника, уже заметные мраком; я продвигался вперед с трудом. (И. Тургенев) [ ]: [причина]. Я не мог заснуть: передо мной во мраке всё вертелся мальчик с белыми глазами. (М. Лермонтов) [ ]: [пояснение]. (а именно) Погода была ужасная: ветер выл, мокрый снег падал хлопьями. (А. Пушкин) [ ]: [дополнение]. (что?) Но решено: завтра двину рать. (А. Пушкин) Поработаешь до поту – поешь в охоту. (Пословица) А) [условие] – [ ]. (если) А) [],[],[]. (перечисление, значение одновременности) Б) [время] – [ ]. (когда) Ехал сюда – рожь начала желтеть. (М. Пришвин) [] – [следствие]. Вдруг мужики с топорами явились – лес зашумел, застонал, затрещал. (Н. Некрасов) [] – [ ]. (противопоставление (а, но)) Лето припасает – зима поедает. (Пословица) [] – [ ]. (сравнение (будто, как)) Молвит слово – соловей поёт. (Пословица) От вида БСП зависит расстановка знаков препинанияинтонация смысловое значение Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?Валяться было не время: начиналась весенняя суета перед севом.1) Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на условие того, о чём говорится во второй части. 2) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чём говорится в первой части.3) Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.4) Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание того, о чём говорится в первой части. Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?Вдруг слышу: кто-то зовёт меня по имени, тихонько так, почти шёпотом.1) Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на условие того, о чём говорится во второй части. 2) Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание того, о чём говорится в первой части. 3) Вторая часть бессоюзного сложного предложения дополняет смысл первой части.4) Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения. Сложные предложения отличаются от сложных предложений тем, что в них выражены смысловые отношения между частями. бессоюзные союзных менее четко Какое утверждение является неверным?А) В БСП простые предложения связываются в устной речи интонацией;Б) Смысловые отношения в БСП зависят от содержания входящих в них простых предложений;В) Знаки препинания в БСП не зависят от характера смысловых отношений между его частями. Какова роль тире в предложении «Высоко над горами зашумел ветер – предвестник бурана»?А) разделяет подлежащее и сказуемое;Б) обозначает пропуск члена предложении;В) отделяет приложение. Укажите, почему стоит тире в БСП «Песенка кончилась – раздались обычные рукоплескания».А) содержание одного предложения противопоставлено содержанию другого;Б) предложение рисует быструю смену событий;В) второе предложение заключает в себе вывод, следствие из того, о чем говорится в первом предложении. Объясните, почему стоит двоеточие «Осень и зиму Павел не любил: они приносили ему много физических страданий».А) второе предложение указывает причину того, о чем говорится в первой части; Б)второе предложение поясняет первое, т.е. раскрывает его содержание;В) второе предложение распространяет один из членов первого предложения. Допишите, образуя БСП:А )Любите книгу… (причина); Б) Я давно написал другу письмо… (противопоставление);В) Раздался удар грома… (быстрая смена событий). 1) Какие сложные предложения называются бессоюзными?2) Как выражаются смысловые отношения в союзных и бессоюзных сложных предложениях?3) Какие знаки препинания используются в бессоюзных сложных предложениях?4) Что зависит от вида БСП?