Учебно-исследовательская деятельность на уроках математики по УМК « Школа 2100» как средство развития творческих способностей младших школьников


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение«Средняя общеобразовательная школа № 4 г. Белёва Тульской области» Учебно-исследовательская деятельность на уроках математики по УМК « Школа 2100» как средство развития творческих способностей младших школьников Учитель начальных классовРомановская Ольга Вячеславовна Важно учить детей использовать свой опыт, знания, умения и качества личности для решения конкретных проблем, формировать научную картину мира, находить путь от научного описания к способностям ориентироваться в конкретных явлениях. Система «Школа 2100» - взгляд изнутри Образовательная программа «Школа 2100». «Педагогика здравого смысла» ( А.А. Леонтьев). Цель: функционально грамотная личность. Единые технологии (проблемный подход): Проблемный диалогПравильный тип читательской деятельностиПроектнаяОценивания успехов Комплект учебников и пособий по всем предметам (дошкольное образование – начальная школа – основная школа) Общественная организация «Школа 2100» Конференции, метод.центрыВнедрение и апробацияПовышение квалификации учителей Курс математики в Образовательной системе «Школа 2100» * 5 обязательных содержательных линий (стандарт):Числа и действия над нимиТекстовые задачиЭлементы алгебрыЭлементы геометрииВеличины 2 авторские содержательные линии :Элементы стохастикиЗанимательные и нестандартные задачи СТРУКТУРА УРОКА - ИССЛЕДОВАНИЯ.1. Актуализация знаний.2. Мотивировка.3. Создание проблемной ситуации.4. Постановка проблемы исследования.5. Формулирование цели исследования.6. Выдвижение гипотезы.7. Проверка гипотезы. 8. Интерпретация полученных данных.9. Вывод по результатам исследовательской работы.10. Применение новых знаний в учебной деятельности.11. Итоги урока.12. Домашнее задание. РЕАЛИЗАЦИЯ В УЧЕБНИКЕ Задания, направленные на овладение общелогическими умениями: классификация , сравнение, обобщение. Работа с числовыми закономерностями. 1.Сложите числа: 22 30 38 46 54.Что можно о них сказать? Почему?Четные, увеличиваются на 8, т.к. дважды увеличиваличисла на 4 – закономерность 2.Выпишите числа по сумме цифр.Сумма 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11Число 21 13 5 33 25 17 9 37 293. Расположите четные числа (без круглых десятков) в порядке возрастания, определите закономерность. 36 42 46 48 6 4 2 Исследование числа. Исследование суммы, разности. 1.Проверьте, будет ли верным сложение чисел по сумме цифр.42 + 6 = 48 35 + 6 = 41 (5)6 + 6 = 12 8 + 6 = 14 = 9310 + 2 = 12 9 + 5 = 142. Продолжите ряд по заданной закономерности до числа, в записи которого есть одинаковые цифры.36 39 45 57 81 129 225 3 6 12 24 48 963. Объедините числа в группы. Двузначные:36, 39, 45, 57, 81; трехзначные: 129, 225; лишнее число 36 – четное. Установление сходства и соответствия. Оперирование понятиями «все», «некоторые», «отдельные». Увеличение сложности исследовательских задач. Три поросенка Ниф-Ниф, Нуф-Нуф и Наф-Наф решили построить себе домики. Выбрали три прекрасных места: у реки, на озере и на горе. Найди всевозможные варианты их размещения с помощью «дерева» и таблицы. Решение:рог«Дерево»: Ниф-НифНуф-Нуф о г р г р оНаф-Наф г о г р о р Ниф-Ниф Нуф-Нуф Наф-Наф р о г р г о о р г о г р г р о г о р Любителям математики. Нестандартные и занимательные задачи. Позиции исследования. Анализ ситуации, принимая во внимание все решения и предположения.Осознание затруднения и формулировка проблемы, которую надо решить.Использование предположения как гипотезы. Приведение аргументации и приведение в порядок обнаруженных фактов.Проведение практической или воображаемой проверки правильности выдвинутых гипотез.Организационно-педагогические условия, реализуясь в учебном процессе, позволяют решить задачи развития исследовательских умений младших школьников и овладеть новыми способами добывания знаний. Спасибо за внимание!