Презентация Что вы знаете о развивающей предметно- пространственной среде в ДОУ в соответствии с ФГОС


Что вы знаете о развивающей предметно- пространственной среде в ДОУ в соответствии с ФГОС. Егорова Ольга Николаевна МАДОУ «ДС«Непоседы» Воспитательг. Новый Уренгой Понятие развивающая предметно-пространственная среда В дошкольной педагогике под термином «развивающая среда» понимается «комплекс материально-технических, санитарно-гигиенических, эргономических, эстетических, психолого-педагогических условий, обеспечивающих организацию жизни детей и взрослых». Цель создания развивающей среды Цель создания развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении — обеспечение жизненно важных потребностей формирующейся личности: витальных, социальных, духовных. Развивающая среда выступает в роли стимулятора, движущей силы в целостном процессе становления личности ребенка, она обогащает личностное развитие. ПРС должна обеспечивать Реализацию образовательных программ Условия для инклюзивного образования Учет национально-культурных и климатических условий Насыщенность Вариативность Трансформируемость Полифункциональность Доступность Безопасность Требования ФГОС к развивающей предметно-пространственная среде Насыщенность Содержательно-насыщенная: где образовательное пространство должно быть оснащено средствами обучения и воспитания Разнообразие пространства Сменяемость игрового материала Обеспечение свободного выбора Разнообразие материалов Вариативность Трансформируемость Трансформируемость пространства обеспечивает возможность изменений РПП среды в зависимости: От образовательной ситуацииОт меняющихся интересов детейОт возможностей детей Доступность : Доступность среды предполагает: Доступность для воспитанников всех помещений, где осуществляется образовательная деятельностьСвободный доступ к играм, игрушкам, пособиям, обеспечивающим все виды детской активностиИсправность и сохранность материалов и оборудования Полифункциональность Полифункциональность материалов предполагает: Возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды (детская мебель, маты, мягкие модули, ширмы) Безопасность Безопасность предметно-пространственной среды Соответствие всем требованиям безопасности Обеспечение безопасности жизни и здоровья Соответствие всех её элементов по обеспечению надёжности и безопасности, т. е. на игрушки должны быть сертификаты и декларации соответствия Общие принципы отбора игровой продукции для детей-дошкольников Принцип безопасности Принцип развития, с учетом зоны ближайшего развития ребенка Принцип соответствия Развивающая предметно-пространственная среда по ФГОСсоответствует требованиям: педагогическим эстетическим гигиеническим педагогическим Информационная Стимулирующая Развивающая Функции предметно-пространственной среды Развивающая предметно –пространственная среда в детском саду должна: Иметь привлекательный вид;Выступать в роли естественного фона жизни ребенка;Снимать утомляемость;Положительно влиять на эмоциональное состояние;Помогать ребенку индивидуально познавать окружающий мир;Давать возможность ребенку заниматься самостоятельной деятельностью. Показатели оценки развивающей среды: Положительное эмоциональное ощущение ребенка в группе;Отсутствие конфликтов среди детей;Наличие продуктов детской деятельности;Динамика развития ребенка;Невысокий уровень шума. Функции педагога Функция педагога заключается в том, чтобы, используя предметно - развивающую среду и ее средства, помочь ребенку обнаружить в себе и развивать то, что присуще ребенку. Поэтому особое внимание в детском саду уделяется конструированию среды, в которой происходит обучение и саморазвитие творческой активности дошкольника.Цель воспитателя: сконструировать многоуровневую многофукциональную предметно – развивающую среду для осуществления процесса развития творческой личности воспитанника на каждом из этапов его развития в дошкольном учреждении. Создавая развивающую предметно-пространственную среду необходимо помнить: Среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организованную, коммуникативную функции. Но самое главное – она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка. Необходимо гибкое и вариативное использование пространства. Среда должна служить удовлетворению потребностей и интересов ребенка.Форма и дизайн предметов ориентирована на безопасность и возраст детей. При создании развивающего пространства в групповом помещении необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности.Среда группы должна меняться в зависимости от возрастных особенностей детей, периода обучения, образовательной программы. Примерные центры по образовательным областям в свете требований ФГОС Социально-коммуникативное развитие: Познавательное развитие: Речевое развитие: Художествен-но-эстетическое развитие : Физическое развитие: Центр ПДД Центр пожарной безопасности Центр труда, уголок дежурств Центр игровой активности (центр сюжетно-ролевых игр) Центр «Уголок Природы»Центр сенсорного развитияЦентр конструктивной деятельностиЦентр матема-тического развития- Центр экспериментиро-вания Центр речевого развития или уголок речи и грамотностиЦентр «Здравствуй, книжка!»Логопеди-ческий уголок Центр ИЗО или уголок творчества -Центр музыкально-театрализован-ной деятельности Центр физического развития- Спортив-ный уголок «Будь здоров!» Развивающая среда – это организованное социокультурное и педагогическое пространство, в рамках которого структурируются несколько взаимосвязанных подпространств, создающих наиболее благоприятные условия для развития и саморазвития каждого включенного в нее субъекта.