Презентация из серии введения ФГОС ДО Требования к развивающей предметно-пространственной среде


ВВЕДЕНИЕ ФГОС ДОТребования к развивающей предметно-пространственной среде РАЗВИВАЮЩАЯПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННАЯ СРЕДА - система материальных объектов деятельности ребёнка, функционально моделирующая содержание развития его духовного и физического облика. Развивающая функция среды согласно ФГОС ДОЗона актуального развитияЗона ближайшего развития Однако, развивающая предметно- пространственная среда (РППС) согласно ФРОС ДО, должна служить потребностям и интересам ребёнка, обогащать развитие специфических видов деятельности, обеспечивать зону ближайшего развития ребёнка, побуждать делать сознательный выбор, выдвигать и реализовывать собственные инициативы, принимать самостоятельные решения, развивать творческие способности, а так же формировать личностные качества дошкольника. РППС в соответствии с ФГОС ДО при реализации основной общеобразовательной программы должна:Обеспечивать максимальную реализацию образовательного потенциала пространства и материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста с учётом особенностей каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья;Обеспечивать возможность общения взрослых с детьми и детей друг с другом, двигательной активности, а так же возможности для уединения РППС дошкольной образовательной организации следует проектировать с учётом основных принципов: Содержательно-насыщеннойТрансформи-руемойПолифункцио-нальной Вариативной Доступной Безопасной РАЗВИВАЮЩАЯ ПРЕДМЕТНО- ПРОСТРАНСТВЕННАЯ СРЕДАДОЛЖНА БЫТЬ: НАСЫЩЕННОСТЬ СРЕДЫ ДОЛЖНА ОБЕСПЕЧИВАТЬ:Двигательную активность;Эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространствен-ным окружением;Игровую, познавательную, исследователь-скую и творческую активность;Возможность самовыражения детей.Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию Программы. Возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например: детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т.д.;Наличие в Организации или Группе полифункциональных (не обладающих жестко закрепленным способом употребления) предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности (в том числе в качестве предметов – заместителей в детской игре).ПОЛИФУНЦИОНАЛЬНОСТЬ РППС ПРЕДПОЛАГАЕТ: ВАРИАТИВНОСТЬРППСПРЕДПОЛАГАЕТ:Наличие в Организации или Группе различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), а так же разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей;Периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную и исследовательскую активность детей. ДОСТУПНОСТЬРППСПРЕДПОЛАГАЕТ:Доступность для воспитанников, в том числе с ограниченными возможностями здоровья и детей инвалидов, всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность;Свободный доступ детей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности; Исправность и сохранность материалов и оборудования. Возможность изменений предметно- пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.ТРАНСФОРМИРУЕМОСТЬРППСПРЕДПОЛАГАЕТ: Соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования.БЕЗОПАСНОСТЬРППСПРЕДПОЛАГАЕТ: Организация самостоятельно определяет средства обучения, в том числе технические, соответствующие материалы (в том числе расходные), игровое, спортивное, оздоровительное оборудование, инвентарь, необходимые для успешной реализации Программы.Каждому педагогу необходимо провести анализ материально-технического обеспечения группы с позиции требований ФГОС ДО.НЕОБХОДИМОЕ ОБОРУДОВАНИЕ И ПРЕДМЕТЫ ДЛЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ В ГРУППОВЫХ ПОМЕЩЕНИЯХ ДЕТСКОГО САДА{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}№ п/п:Перечень необходимого оборудования и предметов:Рекомендуемое оборудование группы:Фактическое наполнение группы:Перечень составляется с учетом методических рекомендаций по организации РППС, подготовленных ФИРО. СООТНОШЕНИЕ СЕКТОРОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТПРАНСТВЕННОЙ СРЕДЕ ГРУППЫ50 % СЕКТОРАКТИВНОЙДЕЯТЕЛЬНОСТИ30 %СЕКТОРРАБОЧЕЙДЕЯТЕЛЬНОСТИ20%СЕКТОРСПОКОЙНОЙДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЕКТОР АКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (50 %) СЕКТОР АКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (50 %) СЕКТОР АКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (50 %) СЕКТОР СПОКОЙНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (20 %) СЕКТОР СПОКОЙНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (20 %) СЕКТОР СПОКОЙНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (20 %) РАБОЧИЙ СЕКТОР (30 %) РАБОЧИЙ СЕКТОР (30 %) Размещение оборудования по секторам позволяет детям объединиться по интересам (конструирование, рисование, ручной труд, театрально- игровая деятельность, экспериментирование). Обязательными в оборудовании являются материалы, активизирующие познавательную деятельность:развивающие игры, технические устройства и игрушки, модели, предметы для опытно- поисковой работы.Широко используются материалы, побуждающие детей к освоению грамоты и пр. необходимыми в оборудовании являются материалы, стимулирующие развитие широких социальных интересов и познавательной активности детей. Знаки, знаковые системы (алфавит, дорожные знаки, ноты и пр.), предметы и символы, способствующие становлению произвольности психических процессов, например, песочные часы, звонок (для овладения внимания), средства мнемотехники (для овладения приемами запоминания) и пр.При желании, перечень может быть расширен. ОЦЕНКА РАЗВИВАЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ПРЕДМЕТНО- ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ: В соответствии с идеями ФГОС ДО для воплощения в практику детских садов, педагогам нужно осмыслить и принять основные положения деятельностного подхода, увидеть в своем воспитаннике полноправного субъекта образовательных отношений и создать условия для проявления его деятельной натуры.