Презентация Инновационный подход к организации предметно-развивающей среды детского сада


МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕДЕТСКИЙ САД №16 «РОДНИЧОК» г. ЯНАУЛ «ИННОВАЦИОННЫЙ ПОДХОД К ОРГАНИЗАЦИИ ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ ДЕТСКОГО САДА» Нет такой стороны воспитания, на которую обстановка не оказывала бы влияния, нет способности, которая не находилась бы в прямой зависимости от непосредственно окружающего ребенка конкретного мира…Тот, кому удастся создать такую обстановку, облегчит свой труд в высшей степени, среди нее ребенок будет жить-развиваться собственной самовладеющей жизнью. Его духовный рост будет из самого себя, от природы… Е.И.Тихеева Миссия МАДОУ детского сада № 16 «Родничок»: Обеспечение максимально возможного, всестороннего и гармоничного развития, физического, социального и психологического благополучия каждого ребенка, с особым учетом его личностных особенностей и резервных возможностей при создании предметно – развивающей среды в ДОУ.   ФГТ как основа проектирования и развития предметно-развивающей среды ДОУ Развитие индивидуальности ребенка с учетом склонностей, интересов, уровня активности;Возможность реализовать потребности и интересы, свободно заниматься любимым делом; Приоритетноенаправлениеработы ДОУ Национально-региональныйкомпонент Инновационный подход к созданию развивающей среды Задачи построения развивающей среды в ДОУ: Обеспечить чувство психологической защищенности (доверие ребенка к миру);Радость существования (психологическое здоровье);Формирование начал личности (базис личностной культуры)Развитие индивидуальности ребенка (не «запрограммированность», а содействие развитию личности) Одной из главных задач построения предметно - развивающей среды является обеспечение познавательно-речевого, социально-личностного, художественно-эстетического и физического развития детей. Требования к содержанию обновления развивающей среды: Содержание предметно-развивающей среды должно быть тесно связано с образовательными областями ФГТ (физическая культура, здоровье, безопасность, социализация, труд, познание. Коммуникация, художественная литература, музыка) и обеспечивать развитие, обучение и воспитание детей.Соответствие программным требованиям, задачам воспитания и образования.Соответствие возрастным особенностям дошкольников.Необходимо учитывать интересы мальчиков и девочек при организации центров и игровых зон. Принципы построения предметно-развивающей среды. Принцип дистанции, позиции при взаимодействии ориентирует на организацию пространства для общения взрослого с ребёнком «глаза в глаза», которая способствует установлению оптимального контакта с детьми. Реализуется путём подбора мебели с учётом возраста детей (регулируемые ножки у столов, банкетки, доска на уровне глаз детей и др.).Принцип активности, возможности её проявления и формирования у детей и взрослых путём их участия в создании своего предметного окружения. Реализуется участием детей и взрослых в создании игр, атрибутов для театрализованной деятельности, сюжетно-ролевых игр, настольного театра.Принцип стабильности – динамичности, предусматривает создание условий для изменения и созидания окружающей среды в соответствии со вкусами, настроениями, меняющимися возможностями детей. Реализуется с помощью мобильности мебели, изменения уголков в соответствии с возрастом детей.Принцип комплексирования и гибкого зонирования, реализующий возможность построения непересекающихся сфер активности и позволяющий детям заниматься одновременно разными видами деятельности, не мешая друг другу.Принцип эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребёнка и взрослого, осуществляемый при оптимальном отборе стимулов по количеству и качеству.Принцип эстетической организации, сочетание привычных и неординарных элементов.Принцип открытости – закрытости.  Среда готова к изменению, корректировке, развитию.Принцип «половых и возрастных различий» как возможность для девочек и мальчиков проявлять свои склонности в соответствии с принятыми в нашем обществе эталонами мужественности и женственности. Отличительные признаки предметно-развивающей среды на каждом возрастном этапе:3-ий год жизни: большое пространство для удовлетворения потребности в активном движении;4-й год жизни: насыщенный центр сюжетно-ролевых игр с орудийными и ролевыми атрибутами;5-й год жизни: учет потребностей детей в игре со сверстниками и уединения;6-й – 7-й годы жизни: игры, развивающие восприятие, память, внимание, мышление и т.д. Центры развивающей активности детей МАДОУ ДС № 16 «Родничок» г.Янаул Центр математики(дидактических + сенсорных игр) Образовательная область: Познание.Интегрируется: ЧХЛ+К+С+Б+М+З; Интегративная направленность деятельности центра.1. Стимулирование и развитие познавательной активности ребенка.2. Развитие системы элементарных математических, коммуникативных, навыков.3. Формирование у детей представлений о сенсорных эталонах.4. Формирование стремления к освоению нового.5. Развитие и обучение детей средствами игровой предметности. Центр«Здравствуй книжка»(центр речевого развития + «Будем говорить правильно»).Образовательные области: коммуникация, художественная литература.Интеграция:С+П+ХЛ+Б+Т+З+ФК+М Интегративная направленность деятельности центра.1.Стимулирование и развитие речевой активности и всех компонентов речевой системы ребенка.2.Ознакомление с грамматическими конструкциями связной речи через восприятие народного произведения (сказка, миф, легенда, рассказ).3.Развитие представлений о нравственных качествах: об уме, храбрости, хитрости, глупости, о добре и зле, о героизме и трусости, о щедрости и жадности; определяющие нормы поведения детей4.Развитие эмоционально-чувственной сферы, нравственно-этических отношений.5.Формирование потребности рассматривать, беседовать по поводу ее содержания Центр творчестваОбразовательная область: художественное творчество.Интеграция: П+ХЛ+К+РТ Интегративная направленность деятельности центра.Формирование умения определять жанры живописи: натюрморт, портрет, пейзаж.Формирование умения использовать различные материалы с учетом присущих им свойств, выбирать средства, соответствующие замыслу, экспериментировать с материалами и средствами изображения. Формирование интереса и способность проникаться теми чувствами, переживаниями и отношениями, которое несет в себе произведение искусства «Центр науки» (эколого-исследовательская+экспериментальная деятельность)Образовательная область: познание.Интеграция:К+Т+Б+З+С+ФК+ХТ+ХЛ Интегративная направленность деятельности центра.1.Формирование познавательного развития ребенка.2.Формирование эколого-эстетического развития.3.Формирование нравственных качеств;4.Формирование экологически грамотного поведения;5.Экологизация различных видов деятельности.Принципы: открытости, деятельностного подхода, функциональногокомфорта.Центр включает: лабораторию, огород, цветник, сад, растения,экотропинку; Форма работы: поход, экскурсия, занятия-модули, природоохранныеакции, праздники, досуги проектные технологии; Центр ролевой игры.(мини-музеи)Образовательная область: Социализация.Интеграция: П+ХЛ+Т+К+Б Интегративная направленность деятельности центра.Развитие этических ценных форм, способов поведения и отношений с людьми: коммуникативных навыков, умения устанавливать и поддерживать контакты, сотрудничать , избегать конфликтов. Обеспечение активизации всего чувственного аппарата ребенка для познания окружающего мира и успешной социализации в нем, через игровые виды деятельности. Развитие представлений о поступках, людей (великих, известных) как пример возможностей человека.Формирование представлений о важности безопасного поведения, соблюдения необходимых норм и правил в общественных местах, на улице и в транспорте, при действиях с травмоопасными предметами. Центр строительства и конструирования.Образовательная область: Познание.Интеграция: С+К+Б+ХЛ Интегративная направленность деятельности центра.Развитие и обучение детей средствами игровой предметности.Стимулирование и развитие познавательной активности ребенка.Формирование трудовых и безопасных навыков. Виды конструирования:1. из строительного материала.2.крупногабаритных модулей.3.компьютерное конструирование. Центр здоровьяОбразовательная область: Физическая культура, здоровьеИнтеграция: Б+ФК+М+З+П Интегративная направленность деятельности центраСовершенствование функций организма;Развитие двигательных навыков, зрительно-пространственной координации, точной ручной моторики;Формирование правильной осанки;Развитие представлений о своем здоровье и о средствах его укрепления;Формирование культурно-гигиенических навыков, потребности вести ЗОЖ;Формирование в процессе двигательной деятельности различных видов познавательной деятельности Центр музыкиОбразовательная область: музыкаИнтеграция: М+ФК+П+З+Б+К+С Интегративная направленность деятельности центра 1. Приобщение детей к музыкальной культуре, воспитание художественно-эстетического вкуса;2. Обогащение музыкальных впечатлений детей, формирование музыкального вкуса, развитие музыкальной памяти.3. Развитие мышления, фантазии, памяти, слуха;4. Знакомство с элементарными музыкальными понятиями;5. Развитие навыков восприятия звуков по высоте; совершенствование певческого голоса, вокально-слуховой координации;6. Развитие танцевально-игрового творчества, формирование навыков художественного исполнения различных образов;7. Совершенствование умения импровизировать под музыку. Центр региональной культуры Образовательная область: познаниеИнтеграция: П+С+К+М+ФК+Б+З+ХТ+ХЛ Интегративная направленность деятельности центра Развивать чувство гордости, бережное отношение к родному городу, республике;Ознакомление с историческим прошлым и настоящим республики Башкортостан, географическим положением, природными ресурсами, климатическими условиями;Ознакомление с трудом жителей республики;Ознакомление с башкирским культурным наследием (фольклором, произведениями поэтов и писателей, художников, музыкантами);Развитие творческих способностей детей в изобразительном и музыкальном искусстве;Осуществление нравственного воспитания. Стена творчества.(художественно-продуктивная деятельность). Ребенок, тот субъект, ради которого мы с вами стараемся. СПАСИБОЗАВНИМАНИЕ!