Презентация для учителей английского языка на тему:Система форм и методов воспитания. Их применение во внеклассной работе по иностранным языкам.


Система форм и методов воспитания.Их применение во внеклассной работепо иностранным языкамВыполнила: Клинкова Екатерина Викторовна, старший преподаватель кафедры ИЯ, КнАГТУПрезентация для учителей Содержание1. Понятие о формах и методах воспитания.2. Функции методов воспитания.3. Характеристика метода как способа реализации цели и задач воспитательного процесса, как способа организации совместной деятельности участников этого процесса, как системы спланированных действий учителя. Содержание4. Приемы воспитания.5. Классификация методов воспитания.6. Традиционная классификация, классификация Васильевой и других ученых педагогов.7. Выбор методов воспитания.8. Формы коллективной творческой деятельности. Содержание9. Роль внеклассной работы по иностранному языку в повышении мотивации учения.10. Виды и формы внеклассной работы на разных ступенях, задачи и содержание внеклассной работы в зависимости от ее вида и формы.11. Методика проведения внеклассной работы, определяемая видом, формой и этапом обучения. Понятие о формах и методах воспитанияВоспитание является одним из ведущих понятий в педагогике. В ходе исторического развития общества и педагогики определились различные подходы к объяснению этой категории. Прежде всего различают воспитание в широком и в узком смысле. Воспитание в широком смысле рассматривается как общественное явление, как воздействие общества на личность.Воспитание в узком смысле рассматривается как специально организованная деятельность педагогов и воспитанников для реализации целей образования в условиях педагогического процесса [12].Понятие о формах и методах воспитания Многие учёные занимались проблемой воспитания детей, такие как: доктор педагогических наук, профессор Васильева З.И., её научная область – теория и методика нравственного воспитания. Понятие о формах и методах воспитания В.А. Сухомлинский: создал оригинальную педагогическую систему, основывающуюся на принципах гуманизма, на признании личности ребёнка высшей ценностью, на которую должны быть ориентированы процессы воспитания и образования, творческая деятельность сплоченного коллектива педагогов-единомышленников и учащихся.Понятие о формах и методах воспитания Как и учебный процесс, процесс воспитания облекается в определенные формы для реализации намеченного содержания.[5;275]Говоря о форме воспитательной работы, мы, прежде всего, имеем в виду выражение содержания воспитательной работы через определённую структуру отношений педагогов и учащихся.Понятие о формах и методах воспитания Форма воспитательной работы – выражение содержания воспитательной работы через определённую структуру отношений педагогов и учащихся (Липский Игорь Адамович).Понятие о формах и методах воспитания Функции методов воспитания:Первая функция – организаторская;Вторая функция – регулирующая;Третья функция – информативная.[9;103] Пассов Е.И. выделяют следующие функции методов воспитания:Развивающая функция;Воспитывающая функция;Побуждающая функция;Контрольно – коррекционная функция.Функции методов воспитания Характеристика методаСоциальный заказ на основе ценностей и идеальных ценностных ориентаций формирует идеальный тип личности, обусловливает соответствующую цель воспитания, идеальный тип личности как желаемый результат воспитания. Методы воспитания напрямую определяются содержанием задач воспитания:Целостное формирование всесторонне развитой личности;Формирование нравственных качеств личности на основе общечеловеческих ценностей;Воспитание жизненной позиции в соответствии демократическим преобразованием общества, с правами и обязанностями личности;Развитие склонностей, способностей и интересов личности с учётом её желаний и возможностей;Организация познавательной деятельности школьников;Организация личностной и социально ценной деятельности;Развитие общения в изменяющихся условиях трудовой деятельности и повышения социальной напряжённости. [9;106]Характеристика метода В конкретном смысле слова субъект воспитания тождественен понятию «воспитатель»; при этом, с психологической точки зрения, его взаимодействие в системе «человек - человек» порождает субъект - субъектные отношения.Характеристика метода Вековой педагогический опыт и многие современные исследования доказали, что между учителем и учениками должно быть реальное сотрудничество, партнерство, а не диктат со стороны учителя. При этом руководящая роль должна принадлежать педагогу: именно он является носителем тех социальных образцов, которые должны быть усвоены учащимися.Характеристика метода Взаимодействие педагогов и учащихся в школьном коллективе одновременно происходит в разных системах: между школьниками (между сверстниками, старшими и младшими), между педагогами и учащимися, между учителями.Характеристика метода Приемы воспитанияПриемы воспитания – часть общего метода, отдельные действия, приносящие конкретное улучшение. Образно говоря, приемы – это тропинки, которые прокладывает воспитатель вместе со своими воспитанниками, чтобы быстрее достичь цели. Приемы воспитанияКоммуникативные приёмы:Ролевая маска. Непрерывная эстафета мнений.Самостимулирование. Обнажение противоречий.Инструктирование.Распределение ролей. Коррекция позиций. Распределение инициативы. Обмен функциями. Классификация методовКлассифицировать методы воспитания можно по разным основаниям, и таких классификаций существует много. В 1960-е гг. общепринятой была классификация методов воспитания, состоящая всего из двух категорий: 1) методы, направленные на сознание ребенка; 2) методы, направленные на его поведение. В 1970-е гг. Классификация методов воспитания на основе трех главных направлений деятельности воспитателя: методы целенаправленного формирования качеств личности; 2) методы стимулирования естественного саморазвития личности; 3) методы коррекции развития личности.Классификация методов Классификация методовМетоды воспитания – это пути достижения цели. По характеру выделяются методы убеждения, организации деятельности, стимулирования поведения школьников.[5; 261] Метод формирования сознанияМетоды формирования сознания личности играют в гуманистическом воспитании важную роль. К ним относятся: рассказы на этические темы, объяснения, разъяснения, этические беседы, увещевания, внушения, инструктажи, пример. Методы организации деятельностиМетоды организации деятельности и формирования опыта общественного поведения личности (приучение, метод создания воспитывающих ситуаций, педагогическое требование, инструктаж, иллюстрации и демонстрации). Методы стимулированияМетоды стимулирования:Поощрение,Стимулирование,Соревнование,Наказание. Классификация методовКлассификация методов по Васильевой З. И.:Содержание деятельности – информационно-просветительный метод;Предметные действия и поведение личности – ориентационно-трудовой метод;Взаимодействие – метод общения;Результат деятельности – метод оценки. Выбор методов воспитания:1. Цели и задачи воспитания2. Возраст воспитанников3. Особенности взаимоотношений4. Личностные особенности воспитания6. Информация о методе7. Фактор времени Возрастные особенностиВозрастные особенности учащихся на разных этапах обучения.5-6 классы: изменяются условия жизни и учебной деятельности, формируется самосознание, интеллект, обостряется любознательность.7-9 классы: стремление к взрослости, развитие самооценки, овладение нормами общения, общеобразовательная значимость.10-11 классы: всестороннее развитие личности, возрастает социальная активность, общение со сверстниками, интересы избирательны и устойчивы, увеличивается интерес к проблемам человеческих взаимоотношений. Форма коллективной творческой деятельностиКоллективная творческая деятельность - это прежде всего полнокровная жизнь старших и младших, воспитателей и воспитанников и в то же время их общая забота об улучшении окружающей жизни, в которой педагоги выступают как старшие товарищи ребят, действующие вместе с ними и впереди них. Роль внеклассной работыДля овладения иностранным языком большое значение имеет внеклассная работы, цель которой - рациональное использование послеурочного времени для развития и закрепления полученного на уроках, закрепления языковых знаний, развития способностей, склонностей и интересов учащихся. Виды и формы внеклассной работы В методической литературе и в практике школы традиционно различают  три формы внеклассной работы: индивидуальные; групповые;массовые. Методика внеклассной работыЦели:1.Практическая - совершенствование навыков иноязычной речевой деятельности; 2.Воспитательная - совершенствование нравственного, этического воспитания; 3.Образовательная - развитие мыслительной деятельности, расширение кругозора. Методика проведения внеклассной работыОрганизация внеклассного мероприятия включает в себя три этапа:-Подготовка;-Проведение;-Анализ, и подведение итогов. Методика проведения внеклассной работыВнеклассная работа по ИЯ решает задачи: усовершенствование знаний, привычек и умений, помощь ребёнку в формировании мировоззрения, развитие их творческих способностей, самостоятельности, эстетичных вкусов, воспитание любви и уважения к людям своего края, страны. Виды внеклассной работыВиды внеклассной работы:СМИ, стенгазета, стенды, бюллетени.Кружок переводческий, драматический, кукольныйКлуб Знатоков стран изучаемого языкаМассовые виды внеклассной работы:Вечера, концерты, утренникиСоревновательные виды работыКонкурсы, викторины, олимпиадыНедели (дни) иностранного языка Методика проведения внеклассной работыВ программу подготовки и проведения внеклассных мероприятий по иностранному языку могут входить:конкурс на «Лучшего знатока грамматики английского (немецкого) языка», «Лучшего чтеца и переводчика английской (немецкой) народной поэзии»; фестиваль по защите проектов «Традиции и обычаи стран Великобритании», «Знаменитые праздники Германии»;конкурс на лучший сценарий сказки изучаемого языка; литературные и музыкальные вечера на изучаемом языке. Внеклассная работа по английскому языку в 5-ом классе:Вид внеклассной работы : Конкурс (Веселый поезд) – массовая форма работы.Цели и задачи:создавать положительную мотивацию к изучению английского языка; повторить и закрепить изученный материал; научить детей видеть результаты коллективной деятельности. Реализация методов воспитания в ходе проведения внеклассного мероприятия:Соревнование (метод стимулирования) как метод воспитания строится с учетом стремления детей к здоровому соперничеству, первенству, самоутверждению. Соревнование поднимает отстающих на уровень передовых, стимулирует развитие творческой активности, инициативы, новаторства, ответственности. Библиографический списокВоспитание? Воспитание… Воспитание! – / [ под ред. В.А.Караковского]. – М.: Новая школа, 2000.- ISBN 5-7301-0248-8Иванцова Т.Ю. Игры на английском языке: [методика] / Иванцова Т.Ю. //Иностранные языки в школе.-2008.-№4.-С.52-57.-ISSN 0130-6073Немов, Р. С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. — 4-е  изд. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - Кн. 1:Общие основы психологии. - 688 с. ISBN 5-691-00552-9. ISBN 5-691-00553-7(1).О. И. Битаева. Теория и методика воспитания: конспект лекций. / О. И. Битаева. http://www.libma.ru/nauchnaja_literatura_prochee/teorija_i_metodika_vospitanija_ konspekt_lekcii/index.phpПодласый, Иван Павлович. Педагогика: учебник/И. П. Подласый.-2-е изд., доп.-М.:Юрайт ; Высшее образование,2010.-574 с.-(Основы наук).-Библиогр.: с. 574.-ISBN 978-5-9916-0168-9Рогова Е. Общая психология. Издатели: Феникс, год выпуска 2010 ISBN: 978-5-222-16578-2 Серия: Учебный курс (Феникс). Библиографический списокРожков, М.И., Байбородова, Л.В. Организация воспитательного процесса в школе: учеб. Пособие для студ. Высш. Учеб. Заведений. - М.И. Рожков, Л.В. Байбородова. - М.: Гуманит, изд. Центр ВЛАДОС, 2000. - 256с. - ISBN 5-691-00361-5Савина С.Н. Внеклассная работа по иностранному языку в средней школе - М.: Просвещение, 1991, 207с.Седова, Н. Е. Вопросы педагогики в структуре комплексного государственного экзамена (по специальности 050303 «Иностранный язык») / под ред. Н.Е. Седовой – Комсомольск-на-Амуре: Издательство АмГПГУ, 2012. – 224 с.- ISBN 987-5-85094-502-2Седова, Н.Е. Основы практической педагогики: учебное пособие/ Наталья Ефимовна Седова. - Комсомольск-на-Амуре. Издательство АмГПГУ, 2007.-254с.Седова, Н.Е., Шумейко, А.А. Теоретическая педагогика: Учебное пособие/ Под ред. Г.И. Мызана Комсомольск-на-Амуре: Изд-во гос. Пед. Ун­та, 2003. - 252с. - ISBN8-3209-2155-8 Библиографический списокСластёнин, В. А., Исаев, И. Ф.Шиянов, Е.Н. Общая педагогика: учебное пособие для студ. Высш. Учеб. Заведений / под ред. В.А. Сластёнина: в 2 ч. - М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2007. - Ч. 2. - 256с. - ISBN 5-7695-3712-4Солдатенко М.В. Мотивация обучения иностранному языку и способы ее повышения / Солдатенко М.В.//Педагогическое образование и наука.-2008.-№3.-С.97-102Шуман С. Место воспитания в целостном процессе развития личности./С.Шуман// Образование в современной школе. – 2002 –№ 4 – С.27.-ISSN 1609—7432 Спасибо за внимание.