Презентация Краеведение в системе школьного образования предметов естественно-научного цикла


Ярошенко М.В. Большой вклад в достижение главных целей основного общего образования вносит изучение математики, физики, географии в условиях реализации краеведческого принципа которое призвано обеспечить:1. Формирование системы знаний как компонента естественнонаучной картины мира;2. Развитие личности обучающихся, их интеллектуальное и нравственное совершенствование, формирование у них гуманистических отношений и экологически целесообразного поведения в быту и трудовой деятельности;3. Выработку понимания общественной потребности в развитии наук, а также формирование отношения к школьным предметам как к возможной области будущей практической деятельности. «От известного к неизвестному» «От близкого к далекому» Краеведение – всестороннее изучение определенной части страны, района, города, поселка или других поселений местным населением, для которого эта территория считается родным краем. Краеведение — одна из самых распространенных и популярных среди педагогов и обучающихся форм учебной и внеклассной деятельности по любому учебному предмету. Сущность школьного краеведения заключается во всестороннем изучении учащимися в учебно-воспитательных целях своего края по разным источникам и главным образом на основе непосредственных наблюдений под руководством преподавателя.Краеведение, как никакая другая дисциплина, воспитывает у школьников причастность к истории своих предков, заставляет задуматься о прошлом и настоящем через поиск, исследования, изучение традиций и обычаев родного края, познание своих корней, неразрывной связи с предшествующими поколениями, т. е. формирует те ценности, которые необходимы именно сегодня: патриотизм, духовность, национальное самосознание. Но сопричастность к прошлому и настоящему невозможно воспитать только словами или передачей знаний: нужны более тонкие и эффективные подходы и средства, способные возбуждать, волновать, вызывать истинно высокие чувства и переживания, которые формируют эмоционально-ценностное отношение личности к действительности. Учитель должен хорошо знать свой край, систематически его изучать и владеть знаниями краеведческой работы со школьниками. Занимаясь краеведческой работой с детьми и подростками, учитель в первую очередь повышает свой интеллектуальный уровень и более глубоко овладевает профессиональной компетенцией. Краеведение для учителя — верный путь к научно-исследовательской деятельности.В процессе краеведческой работы учащиеся самостоятельно усваивают учебный материал и приобретают навыки, необходимые в жизни, готовятся к практической деятельности и расширяют общеобразовательные знания.В школьном краеведении следует иметь в виду его учебную ценность. Работы, связанные с учебным краеведением, проводятся в классе и вне класса, например, на пришкольном участке, во время учебной экскурсии или в походе. Но в таком виде учебной деятельности предполагается обязательное участие обучающихся всего класса. Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному селу или городу, к родной речи – задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, своей школе. Постепенно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своей стране – к ее истории, ее прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству, человеческой культуре. Д.С. Лихачев Если хочешь сдвинуть мир – сдвинь себя.Латинская пословица. Базовые национальные ценности:ПатриотизмСоциальная солидарностьГражданственностьСемьяТруд и творчествоНаукаТрадиционные российские религииИскусство и литератураПриродаЧеловечество В предметах естественнонаучного цикла ведущую роль играет познавательная деятельность и соответствующие ей познавательные учебные действия. Одно из условий школьного краеведения — руководящее участие учителя. Исходя из программы, состава учащихся класса и местных возможностей, он определяет объекты для исследования, виды и методы работы, организует учащихся и руководит их работой. Поэтому успешные результаты школьного краеведения во многом зависят от заинтересованности самого учителя и от того, как он сумеет заинтересовать краеведческой (поисковой) деятельностью своих учеников. Учебное краеведение преследует две задачи: всестороннее изучение своей местности и накопление краеведческого материала; использование этого материала в преподавании учебного предмета.   Особенности реализации краеведческого принципа: Интегративность - восприятие родного края на основе глубоких представлений, полученных учащимися при изучении различных аспектов;Воспитательная функция - открывает перед учащимися возможности для нравственного поступка;Деятельностный подход - заключается в выполнении школьниками самостоятельных и коллективных исследовательских работ, выходящих за рамки учебных задач. Возможности использования краеведческого материала на учебных занятиях: изучение краеведческого материала предшествует изучению нового учебного материала;краеведческий материал используется одновременно с изучением новой темы при выполнении заданий для самостоятельной работы;изучение учебного материала темы заканчивается практической работой краеведческого характера. Недостаточно только иметь хороший разум, главное – это применить его.Р. Декарт Внеклассная работа - направлена на расширение и углубление базовых знаний и умений, на развитие способностей учащихся, познавательного интереса, приобщение к исследовательской работе, способствует профессиональная ориентация и организации социальной деятельности школьников в пределах своего края (района). Направления внеклассной работы: Научно-познавательноеИсторико-географическоеЭкологическоеЭкономическоеЭстетическое Туристско-краеведческое и др. Организационные формы внеклассной работы: Предметный кружок или кружки по интересам (клубы, общества);Экскурсионно-краеведческая работа (экскурсии в природу, на производство, на социальные объекты, походы и др.);Краеведческие вечера, краеведческие олимпиады, викторины, игры, конференции, предметные недели и др.;Социальная деятельность учащихся может быть как внутришкольной (изготовление средств обучения, открытие выставки, школьного дендрария, оформление кабинетов и др.), так и внешкольной (пропаганда знаний среди населения, охрана природы своего края и др.). Профориентационная направленность учащихся в рамках реализации краеведческого аспекта на уроках предметов естественно-научного цикла Проблема профессионального самоопределения школьников является одной из методических проблем. Для практической реализации этого направления работы можно использовать разные формы, методы и приемы проведения уроков с учетом краеведческого аспекта. Это могут быть: уроки-путешествия, уроки-экскурсии, уроки-семинары, уроки-презентации, конференции, элективные курсы. В процессе организации краеведческой работы идет накопление краеведческого материала. Использование краеведческого материала на уроках Когда собрано необходимое количество краеведческого материала, как лучше использовать его на различных этапах урока, чтобы успешнее решать вопросы связи обучения школьным предметам с жизнью, с практической деятельностью людей.Краеведение не должно стать самоцелью учителя , потому что урок был и останется основной формой изучения предмета. Поэтому нельзя искусственно привязывать краеведческий материал к каждому уроку. Краеведение — самая доступная и очень обширная сфера применения приобретаемых учащимися знаний и умений. Особенно оно способствует развитию навыков общественной работы. В краеведении возникают общие интересы и ответственность, которые укрепляются сознанием полезности дела и реальными результатами работы. . . Благодарю за внимание!