5. Презентация «Критерии оценивания заданий с развернутым ответом в КИМ ЕГЭ»


КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ЗАДАНИЙ С РАЗВЕРНУТЫМ ОТВЕТОМ В КИМ ЕГЭ ГАШЕВА НАТАЛИЯ ЛЬВОВОНАучитель физики высшей категорииГБОУ «Лицей « Международная космическая школа им. В.Н. Челомея» г. Байконур Задания с развернутым ответом оцениваются двумя независимыми экспертами по обобщенным критериям, для которых существуют два незыблемых правила:1. Критерии публикуются в демонстрационном варианте к началу учебного года и затем в том же виде используются при проверке экзаменационных работ.2. К каждому заданию эксперту предлагается вариант возможного решения. Однако предлагаемый разработчиками КИМ способ решения НЕ является определяющим для построения шкалы оценивания работ учащихся, он лишь помогает эксперту в решении соответствующего задания. Критерии оценивания строятся на описании полного правильного решения и не зависят от выбранного способа решения. Экзаменационный вариант по физике включает два типа заданий с развернутым ответом:1. качественные задачи ,2. расчетные задачи . Обобщенная схема оценивания Выполнение заданий оценивается на основании описания полного правильного ответа, за который выставляется максимальный балл, а наличие тех или иных недостатков или ошибок приводит к снижению оценки на 1 или 2 балла. Неверный ответ оценивается в 0 баллов. В системе оценивания учтены наиболее типичные ошибки и недочеты, допускаемые учащимися, и определено их влияние на оценивание. Оценка правильности решения качественной задачи Качественные задачи предполагают построение объяснения с опорой на изученные физические закономерности или явления и ответ на вопрос о том, как изменились те или иные физические величины, характеризующие описываемы процесс. Требования к полноте ответа Требования к полноте ответа приводятся в самом тексте задания:А) требование к формулировке ответа: «Как изменится… ( показание прибора, физическая величина)», «Опишите движение…» или « Постройте график…» и т.п.Б) требование привести развернутый ответ с обоснованием: « объясните…, указав, какими физическими явлениями и закономерностями оно вызвано» , «… поясните…, указав, какие закономерности вы использовали для объяснения». Обычно в авторском решении правильный ответ и объяснение выделяются отдельными пунктами. В критериях оценивания приводится перечень явлений и законов, на основании которых строится объяснение. Обобщенная схема, используемая при оценивании качественных задач{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Критерии оценивания выполнения заданияБаллыПриведен правильный ответ ( в данном случае формулируется ответ), и представлено полное верное объяснение ( в данном случае: указывается сноска на пункты в авторском решении) с указанием наблюдаемых явлений и законов ( в данном случае: перечисляются явления и законы)3 Пример качественной задачиНа рисунке приведена электрическая цепь, состоящая из гальванического элемента, реостата, трансформатора, амперметра и вольтметра. В начальный момент времени ползунок реостата установлен в крайнее верхнее положение и неподвижен. Как будут изменяться показания приборов в процессе равномерного перемещения ползунка реостата вниз? Ответ поясните, указав, какие законы электродинамики вы использовали для объяснения. ЭДС самоиндукции пренебречь по сравнению с ЭДС гальванического элемента, измерительные приборы считать идеальными. Полное решение1. При перемещении ползунка реостата вниз сопротивление цепи уменьшается, а сила тока увеличивается в соответствии с законом Ома для поной цепи I = ε/(R + r), где R – сопротивление внешней цепи, включающее сопротивление реостата.2. Изменение тока, текущего по первичной обмотке трансформатора, вызывает изменение индукции магнитного поля, создаваемого этой обмоткой в . Это приводит к изменению магнитного потока через вторичную обмотку трансформатора.3. В соответствии с законом электромагнитной индукции Фарадея возникает ЭДС индукции εинд = - (ΔФ/Δt) во вторичной обмотке, а следовательно, возникает напряжение U на ее концах, регистрируемое вольтметром. Среди качественных задач встречаются задания с дополнительными условиями. Например, дополнительно к объяснению предлагается изобразить схему электрической цепи или рисунок с ходом лучей в оптической системе. В этом случае в описание полного правильного решения вводится еще один пункт: представить верный рисунок или схему. Отсутствие рисунка или схемы или наличие ошибок в них приводит к снижению оценки на 1 балл. С другой стороны, наличие правильного рисунка или схемы дает возможность получить 1 балл даже при отсутствии других элементов ответа. Обобщенная схема оценивания расчетных задач {5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Критерии оценивания выполнения заданияБаллы Приведено полное правильное решение, включающее следующие элементы:Записаны положения теории и физические законы, закономерности; применение которых необходимо для решения задачи выбранным способом ( в данном случае перечисляются законы и формулы);Описаны вновь вводимые в решение буквенные обозначения физических величин ( за исключением обозначений констант, указанных в варианте КИМ, и обозначений, используемых при решении задачи)Проведены необходимые математические преобразования ( допускаются вербальные указания на их проведение) и расчеты, приводящие к правильному числовому ответу ( допускается решение «по частям» с промежуточными вычислениями);Представлен правильный ответ с указанием единиц измерения искомой величины.3 Пояснения к пункту 1 Этот пункт определяет главное требование – запись всех необходимых законов и формул. Здесь не следует пользоваться производными формулами, необходимо записывать общепринятые законы и формулы. Если при решении задачи были записаны производные формулы и в записи конечной формулы обнаружится ошибка, то за решение задачи не будет начислено ни одного балла. В случае, если записаны все основные формулы, и в одной из них обнаружится ошибка, то работа будет оценена в 1 балл.Решение учащегося может иметь логику, отличную от авторской логики решения задачи (альтернативное решение). В этом случае эксперт оценивает возможность решения задачи тем способом, который предложил учащийся. Пояснения к пункту 2Этот пункт требует описания физических величин. Обратите внимание! Это относится только к ВНОВЬ вводимым в процессе решения величинам, а те, что указаны в условии задачи, считаются известными и уже описанными. Пояснения к пункту 3НЕЛЬЗЯ пропускать математические преобразования. Однако допускается вербальное указание на проведение преобразований без их алгебраической записи с представлением исходных уравнений и результата этого преобразования. В любом случае эксперт должен увидеть основные логические шаги получения окончательного ответа в общем виде. После этого необходимо провести расчеты, т.е. показать эксперту, какие значения подставляются для всех используемых величин. Пояснения к пункту 4Правильным ответом в задачах по физике считается значение физической величины, т.е. число с единицами измерения.Ошибка в числе или ошибка в указании единиц измерения считаются неверным ответом. В этом случае выставляется 2 балла. Изменения, вносимые в обобщенную систему оцениванияА) в задаче требуется дополнительно сделать рисунок с указанием сил, действующих на тело. В этом случае включается требование к правильности рисунка в описание полного правильного ответа. Если в рисунке допущена ошибка, то выставляется 2 балла. Наличие только правильного рисунка при полностью неверном решении никаких баллов не приносит. Б) в задаче требуется изобразить схему электрической цепи или оптическую схему. В этом случае включается требование к правильности рисунка в описание полного правильного ответа. Отсутствие рисунка или ошибка в нем при верном решении приводят к выставлению 2 баллов, а наличие только верного рисунка без решения задачи приносит 1 балл. В) в задании не требуется получения числового ответа. В этом случае в описании полного верного решения снимается требование к указанию числового ответа, и вносятся изменения в критерии оценивания на 2 балла.Г) условие задачи предполагает определение данных по графику, таблице или рисунку экспериментальной установки. В этом случае в описание полного верного решения вносится дополнительное требование к правильности определения исходных данных. Ошибка в записи исходных данных приводитк снижению до 2 баллов. Как надоПримеры решения задач КАК НЕ НАДО СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!Надеюсь, что эти комментарии помогут вам лучше подготовиться к экзамену.