Знакомство родителей с психологическими особенностями детей


Ребенок входит в мир социальных отношений(развитие социального и эмоционального интеллекта) Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе. Социальный интеллект обеспечивает понимание поступков и действий людей, понимание речевой продукции человека, а также его невербальных реакций (мимики, поз, жестов). Социальный интеллект является фактором социальной адаптации личности, а успешная адаптация ведет к снижению невротизации личности и к росту личностных достижений. Социальный интеллект позволяет самому человеку оценивать собственные достоинства и недостатки, а так же является необходимым условием эффективного межличностного взаимодействия. Эмоциональный интеллект - способность эффективно разбираться в эмоциональной сфере человеческой жизни: понимать эмоции и эмоциональную подоплеку отношений, использовать свои эмоции для решения задач, связанных с отношениями и мотивацией. На ваш взгляд, что важнее на этапе дошкольного детства:становление внутреннего мира, «образа Я»или формирование чувства коллективизма? Положительное отношение к себе не только не препятствует позитивному отношению к другим людям, но и является его необходимым условием.Открытие в себе внутреннего мира приводит ребенка к осознанию и принятию внутреннего мира в других людях. Только научившись видеть в себе индивидуальность, распознавать свои чувства и состояния, ребенок окажется способным с пониманием и уважением относиться к окружающим. «Образ Я» есть постепенно формирующееся представление о себе, собственных характеристиках, своем месте в социальном мире. (И.М. Слободчиков) Осознание себя складывается из: Представлений о себе в рамках половозрастной группы (я – мальчик);Комплекса функционально-ролевых закономерностей (я мальчик, поэтому я… (какой?); я должен уметь…);Представлений о своих внешних параметрах; Комплекса эмоциональных характеристик-представлений (умный – глупый, любимый – нелюбимый). На формирование «образа Я» дошкольника оказывают влияние: взрослые члены семьи, значимые другие взрослые (воспитатель), сверстники.Приобретение опыта самопознания происходит в процессе совместной деятельности и общения со взрослыми и сверстниками Закрепление положительного или отрицательного «образа Я» зависит: Позитивный образ Негативный образ Родители Любят Не любят Воспитатели Хвалит Ругают Сверстники Хотят играть (дружить) Не хотят играть (дружить) Для формирования у ребенка адекватного «образ Я», его необходимо научить САМОАНАЛИЗУ Самоанализ – умение оценивать и объяснять свое поведение в соответствии с общепринятыми правилами и нормами человеческого сообщества.Педагогический закон – слово имеет воспитательную силу, если помогает ребенку осмыслить опыт своего поведения, причины успехов и неудач в своей деятельности, оценить свои ошибки, сделать из них самостоятельные выводы. Когда опыт самопознания малопродуктивен? «Действиями человека по большей части управляет не ум, а чувства и воля – они и составляют содержание и направление жизни. В триаде «ум, чувства, воля» чувство наиболее устойчивый элемент. Именно чувство чаще передается по наследству, нежели воля и умственные способности, и «идет решительно впереди ума и воли», с увеличением «этого расстояния» к 7 годам».И.И. Сикорский Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста – одно из важнейших направлений деятельности педагога. Эмоции являются «центральным звеном» психической жизни человека, и прежде всего ребенка. Л.С. Выготский Технология развития эмпатических переживаний у дошкольников (5-7 лет).(Е.Р. Овчаренко) Основная идея. Приоритетной цель нравственного развития дошкольника является становление его внутреннего мира, его «самости». Дети по своей природе эгоцентричны, и не учитывать этого в воспитании нельзя. Результатом противодействия природной сути ребенка может стать ее подавление, но не изменение. Воспитывая с ранних лет в ребенке коллективиста, мы тем самым пытаемся противостоять естественным процессам вызревания психики, концентрации сознания ребенка на собственных нуждах и потребностях. Воспитание следует ориентировать на развитие у ребенка способности культивировать в себе общественно ценные качества.Для практической реализации данной идеи необходимо создавать педагогические условия развития эмпатии у детей, так как эмпатические переживания лежат в основе нравственных чувств. 1 этап – «язык эмоций» или «познаю себя» Выделение зафиксированной эмоции (пиктокраммы, картинки, иллюстрации, фотографии эмоциональных проявлений с содержательным фоном и без него; «конструирование» эмоций);Распознание интонаций и интонированной речи (звуковые эмоциональные записи – смех, плач, крик; музыкальные эмоциональные образы);Обучение пантомимике – жесту, позе, выразительному движению (изображение и угадывание различных эмоционально выразительных движений; распознание изображенного жеста, зафиксированной эмоционально выразительной позы, «ожившие картинки»);Обучение речевой и поведенческой этике на эмоциональной основе (различные формы этикета – вежливые выражения, вежливые формы поведения). 2 этап – «язык чувств и переживаний» или «Я и другой человек» Сопереживание персонажам художественных произведений, сказок;Рассматривание картин – проникновение «внутрь», проигрывание коротких сценок;Беседы по сказкам (сравнение характеров и поступков героев, проведение аналогий);Игры-беседы с персонажами (различные контакты с персонажами, одобрение от лица персонажа и пр.);Слушание музыки, ее исполнение на музыкальных инструментах, рисование музыки;Постановка кукольного спектакля, участие в качестве исполнителя, а затем зрителя);Творческая ролевая игра по сюжету сказки;Игры-драматизации (сопереживание героям и глубокое проникновение в содержание произведения);Творческие сюжетные игры (повторы определенных сцен из сюжета с целью проигрывания одним ребенком ролей положительного и отрицательного персонажей). 3 этап – «нравственные беседы» или «содействие» Решение нравственных ситуаций;Формирование позитивного отношения к младшим, к родителям, пожилым людям, инвалидам и др. (письма, подарки, помощь);Активное включение в комплекс различных реальных дел (труд, наблюдение, предметное общение).4 этап - сорадованиеНаблюдения в природе (живые и неживые объекты);Совместная, коллективная деятельность, коллективный труд;Празднование дней рождения. Этапы нормативной проектной деятельности(Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса) 1 этап – воспитатель выявляет ситуации, которые часто повторяются и характеризуются нежелательными формами поведения.2 этап – педагог инициирует обсуждение вариантов поведения в ситуации и возможных нежелательных последствий.3 этап – педагог просит детей изобразить нежелательные последствия неприемлемого поведения.4 этап – педагог просит детей рассказать о своих рисунках и тех последствиях, к которым может привести обсуждаемая ситуация. Этапы нормативной проектной деятельности(Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса) 5 этап – педагог предлагает подумать над тем, как нужно себя вести, чтобы избежать нежелательных последствий. Дети высказываются и выбирается одно из предложений в качестве правила.6 этап – педагог просит зарисовать это правило так, чтобы оно было понятно всем.7 этап – дети объясняют, что нарисовали. Задача педагога – акцентировать внимание детей на важных деталях. Знак должен содержать минимум два компонента: указание на признак ситуации и адекватный способ действия.8 этап – выполнение «знака» правила всеми детьми и включение его в книгу правил. Психологическая методика «Школа добрых волшебников» (4-6 лет)Библиотечка «Первого сентября» Дошкольное образование №3(15)/2007 (Виктория Михайловна Холмогорова, кандидат психологических наук)Основная идея. Главной задачей нравственного воспитания маленьких детей является развитие эмоций и чувств, направленных на другого, а не приобретение детьми знания о правильном поведении. Результативность методики (со слов воспитателей, участвующих в апробации) Дети стали больше играть.Самостоятельно разрешать многие конфликты.Требовали от взрослых меньше внимания к себе.Заметно снизилась агрессивность многих «проблемных» детей.Уменьшилось количество демонстративных реакций.Замкнутые дети, игравшие раньше в одиночестве или не отходившие от воспитателя ни на шаг, стали чаще участвовать в совместных играх. Принципы реализации Безоценочность.Отсутствие соревновательности.Отказ от игрушек и предметов.Минимизация речевого взаимодействия.Исключение принуждения. Первый этап Задача этапа – переход к непосредственному общению, отказ от привычных для детей вербальных и предметных способов взаимодействия.Перечень игр:жизнь в лесу,добрые эльфы,птенцы, волны,муравьи,театр теней,ожившие игрушки. Второй этапЗадача этапа – отвлечь детей от фиксированности на собственном Я и сосредоточенности на отношении к себе сверстников. Обратить их внимание на сверстника самого по себе, вне контакта их взаимоотношений. Перечень игр:общий круг,переходы,зеркало,эхо,испорченный телефон,передай движение,передай настроение,тень,выбери партнера, разговор сквозь стекло,найди своего брата или сестру,кто сказал?радио,магазин зеркал,где я побывал,упрямое зеркало,запрещенное движение,из семечка – в дерево. Третий этапЗадача этапа – согласованность действий; умение действовать с учетом потребностей, интересов и поведения других детей. Перечень игр:сороконожка,лепим скульптуры,согласованные действие с вымышленными предметами,слепой и поводырь,на тропинке,мостик, лабиринт,путанка,продолжи движение,божья коровка,змейка,заколдованные друзья,весы,марионетки,насос и надувная кукла Четвертый этапЗадача этапа – переживание общих эмоций. Перечень игр:злой дракон,шторм.мышата в мышеловке,кто смешнее засмеется,заблудившиеся дети,шпионы, две страны, обнималки,уходи, злость,Нет! Да!актеры,дискотека зайчиков,ночные звуки,курица с цыплятами, Пятый этапЗадача этапа – сопереживание другому, возможность помочь и поддержать сверстника. Перечень игр:старенькая бабушка,живые куклы,шляпа волшебника,гномики,заблудившийся ребенок,день помощника. Шестой этапЗадача этапа – научить детей видеть и подчеркивать положительные качества и достоинства других детей. Перечень игр:что написана?обзывашка,спящая красавица,пожелания магов,добрые волшебники,комплименты,волшебные очки,конкурс хвастунов, связующая нить,царевна Несмеяна,если бы я был королем,садовники и цветы,я бы хотел быть таким же, как ты…день прощения,праздник вежливости,открытки в подарок,волшебные ожерелья. Задания Представьте по одной игре на взаимодействие дошкольников. Покажите педагогическую значимость данной игры.Составьте перечень типичных, повторяющихся конфликтных ситуаций. Механизм нравственного воспитания Знания и представления о сущности нравственного качества, о его необходимости и преимуществах овладения им.Мотивы, т.е. желание овладеть нравственными качествами.Отношение к нравственному качеству формирует социальные чувства.Поступки и поведение позволяют проверить прочность формируемого качества. Методы нравственного воспитания(классификация В.Г. Нечаевой) Методы формирования нравственного сознания (убеждения в форме разъяснения, внушение, беседа);Методы стимулирования чувств и отношений (пример, поощрения, наказания).Методы формирования нравственного поведения (приучение, упражнение, руководство деятельностью).