Презентация, посвященная 700-летию со дня рождения Преподобного Сергия Радонежского.


К 700-летию со дня рожденияПреподобногоСергия РадонежскогоПодготовил: учитель начальных классов МБОУ «СОШ № 11» г. Сергиев Посад , Ермакова Елена Вячеславовна
Сергиев посадТроице – Сергиева Лавра

«Города, как и люди, имеют своё лицо, свой запоминающийся облик, свою судьбу; и подобно тому как человек хранит в своей памяти воспоминания о событиях, делах и интересных встречах, так и города, развиваясь не только в пространстве, но и во времени, отражают и закрепляют свою историю в планировке площадей и улиц, в облике расположенных на них зданий и ансамблей, в бронзе памятников и граните монументов. В ряду таких интереснейших городов, с которыми непременно надо познакомиться, стоит живописный и богатый стариной подмосковный Загорск.» (архитектор В.И. Балдин)


Начало городу положил Троицкий монастырь, основанный в середине XIV века в глухом лесу в 70 км к северу от Москвы. О возникновении монастыря и появлении поселений вокруг него известно из первых жизнеописаний Сергия Радонежского, составленных известными этнографами Епифанием Премудрым и Пахомием Сербом. Сообщаемые ими сведения достаточно достоверны, так как принадлежат людям, видевшим монастырь того времени или описавшим его со слов непосредственных очевидцев тех или иных событий. (Епифаний жил в Троицком монастыре с 1375 по 1406 г.; Пахомий — с 1440 по 1459 г., а затем в 1472—1473 гг.).Основание монастыря. XIV век.

Оба автора рассказывают, как Стефан и Варфоломей, сыновья обедневшего боярина, переселившегося из Ростова Великого в небольшой город Радонеж, похоронив родителей в близлежащем Хотьковском монастыре, решили принять особый вид монашества — уйти «пустынножительствовать» в лес, подальше от селений и дорог. Облюбовав в 10 км к северу от Радонежа и Хотькова лесную поляну на небольшом холме Маковец, омываемом речушкой и ее притоком, они поставили здесь келью и «церквицу малу», посвятив ее Троице (было это, по одним сведениям, в 1337 г., по другим-—в 1345 г.). Так началась многовековая история Троицкого монастыря и развившегося вокруг него посада.
Не выдержав тягот суровой жизни в лесу, старший брат, Стефан, вскоре ушел в московский Богоявленский монастырь, а младший, приняв после пострижения имя Сергия, остался здесь в одиночестве. Через два-три года около него стали селиться другие монахи: каждый вновь приходивший ставил себе келью там, где ему хотелось, возделывал свой огород и вел свое отдельное хозяйство. Однако несколько лет спустя (1355) Сергий ввел, один из первых на Руси, строгий устав общинной жизни: монахи должны были вести общее хозяйство и «кормяти от рук своих», жить в одинаковых кельях, вместе питаться, носить одинаковую одежду, не выходить за ворота без разрешения игумена. Такая строгая дисциплина не всем пришлась по вкусу, и часть монахов даже покинула Сергия.

«Общинножитие», установленное основателем обители, потребовало специальных зданий — общей трапезной, поварни, пекарни, а также других хозяйственных построек—и вызвало необходимость соответствующей перестройки всего монастыря. Вскоре нашлись для этого и средства: к Сергию пришел смоленский архимандрит Симон «и имение принесе с собою и предасть то игоумену на строение монастырю». Строительство монастыря в XIVв. Миниатюра XVIв. из «Жития Сергия Радонежского»

Перестройка была произведена по строго обдуманному плану. Монастырь получил регулярный план в виде правильного прямоугольника: по его сторонам стояли кельи, обращенные окнами на центральную площадь, где возвышались церковь и трапезная; весь монастырь, включая огороды, житницы и другие хозяйственные постройки, располагавшиеся позади келий, окружила рубленая ограда (тын); над ее главным входом была поставлена еще одна церковь, посвященная Дмитрию Солунскому.Панорама монастыря в XIV веке. Реконструкция В. И. БалдинаТроице-Сергиева лавра. Проект реставрации. Чертеж В. И. Балдина. 1963



К концу XIV века появляются и первые поселения в окрестностях обители Сергия. Епифаний свидетельствует, что если ко времени основания монастыря «не было близ тогда ни сел, ни дворов, ни людей, живущих в них, ни пути людского. . . во все стороны всё лес, всё пустыня», то теперь здесь селятся крестьяне.
Благодаря поддержке московских князей и обладая выдающимися личными качествами Сергий Радонежский скоро приобрел исключительный авторитет: он становится духовным советником великого князя Дмитрия Ивановича, крестит его сыновей, участвует в государственных делах, константинопольский патриарх шлет ему свои грамоты и подарки. Летописи рассказывают, как московские князья не один раз призывали игумена прославленного монастыря для решения сложных междоусобных разногласий и он только силой своего морального авторитета неизменно подчинял строптивых князей «голосу Москвы». Так, например, в 1365 году он закрывает все церкви Нижнего Новгорода, а на непослушного князя Бориса налагает епитимью; в 1385 году с его помощью заключается мир с рязанским князем Олегом, незадолго перед тем разбившим московское войско.

Сергий активно поддерживает деятельность великого князя Дмитрия Ивановича по строительству укреплений к югу от Москвы как подготовку к предстоящим боям с монголами. В этих целях он сам основывает здесь ряд монастырей: Высоцкий, близ Серпухова, и Голутвин, близ Коломны (1374), а затем Симонов под Москвой (1379). Во второй половине XIV века Сергием и его учениками были основаны двадцать два монастыря в различных русских княжествах, и современники с полным правом говорили о нем: «бе начальник и учитель всем монастырем иже в Руси».
Но особенно широкий отклик в народе получило деятельное участие Сергия в проведении самой Куликовской битвы, этого «символического события русской истории». Он не только напутствовал Дмитрия Ивановича на этот подвиг, но и отправил с ним в качестве воинов двух монахов своего монастыря — Пересвета и Ослябю. Единоборством Пересвета с татарским богатырем Темир-Мурзой (Челубеем) и началась историческая битва на Куликовом поле: «... и бысть сеча зла и велика и брань крепка». После удачного исхода этого великого сражения Дмитрий Донской снова посетил Сергиеву обитель, чтобы совершить здесь поминовение по десяткам тысяч русских воинов, оставшихся лежать на ратном поле. В связи с этим, как отмечают летописи, великий князь «и милостыню многу в монастырь вдасть». И хотя торжество победы над Мамаем уже через два года омрачилось ответным набегом орд хана Тохтамыша, а окончательно сбросить татарское иго удалось только сто лет спустя (1480), трудно переоценить значение Куликовской битвы для роста самосознания русского народа и единения его во главе с Москвой.

Монастырь и слободы в XV веке Более полувека простоял отстроенный Сергием монастырь. Отряды хана Тохтамыша, захватившие Москву в 1382 году, не нашли тогда эту затерявшуюся в лесах обитель, хотя вся его братия во главе с игуменом предусмотрительно бежала в Тверь. Но двадцать шесть лет спустя (1408), уже после смерти Сергия, не сумев захватить Москву, жестокие кочевники опустошили и разграбили Переславль-Залесский, Ростов Великий, Дмитров, Клин, Нижний Новгород и многие другие города; был сожжен также и Сергиев монастырь.Панорама монастыря в XV веке. Реконструкция В. И. БалдинаЦентральная часть монастыря в XV веке.Реконструкция В. И. Балдина


Преемник Сергия по игуменству Никон с помощью московских князей быстро отстраивает монастырь вновь, во всем повторяя его прежнюю планировку: на месте сгоревшей церкви, в которой был похоронен Сергий, строится новая, тоже деревянная, но больших размеров (освящена в 1412 г.), а вокруг нее так же, «четверообразно» располагаются кельи и другие постройки.
К этому времени широкий размах получает колонизация северных областей: мимо монастыря из Москвы на Ростов Великий, а затем и далее, до «Студеного моря», прокладывается государственная дорога — «большак». Вдоль дороги появляются новые населенные пункты, многие из которых постепенно переходят в собственность монастыря или в зависимость от него. Троице-Сергиева обитель начинает превращаться в крупнейшего собственника-феодала, богатство которого непрерывно растет, создавая широкие возможности для строительства и украшения монастырских зданий.Монастырь в XV веке. Вид с юго-запада. Макет-Реконструкция В. И. Балдина

Соперничая с другими удельными княжествами, великие московские князья стремились заручиться поддержкой Троицкого монастыря. Они оказывали ему подчеркнутое внимание, делали богатые вклады, часто совершали торжественно обставленные богомольные «походы к Троице». И не случайно в 1422 году, когда Московскую Русь постигло тяжелое «лихолетье» (при небывало морозной зиме разразился такой страшный голод, что, по словам летописца, люди «мертвыа скоты ядаху и кони, и псы и кошьки» и даже «людей ядоша»), церковь и князья использовали авторитет Троице-Сергиева монастыря для поддержания моральных сил народа и упрочения своей власти. Они предпринимают торжественный акт канонизации Сергия (причисляют его к лику святых), официально провозглашают его «покровителем земли Русской» и «заступником перед богом». В связи с этим над гробом Сергия вместо недавно срубленной церкви возводят новый Троицкий собор из белого камня, а деревянную церковь относят на другое место, несколько на восток. Это самое первое каменное здание монастыря сохранилось и до сих пор поражает строгим величием и совершенством своих монументальных форм.Троицкий соборТроицкий собор. До реставрации. Фотография 1925 г.


Украшение церкви иконами и стенописью поручается прославленным художникам — Андрею Рублеву и Даниилу Черному, которые так «различными подписаниями чудесных удобревши ту церковь», что «могуще зрящих всех удивить и доныне». Этот храм-мавзолей служил постоянным напоминанием современникам о славной победе на Куликовом поле, вдохновлял их на продолжение борьбы за национальную независимость, вселяя веру в ее близкий и окончательный успех. «Троица»Андрей Рублев

Троицкий собор особенно почитался московскими князьями. Здесь, у гроба Сергия, торжественным «крестоцелованием» скрепляли они договоры и союзы, совершали молебны перед военными походами и по окончании их. Под сводами собора состоялось клятвенное примирение великого князя Василия II с двоюродным братом Дмитрием Шемякой (1442), что не помешало, однако, последнему четыре года спустя здесь же, в соборе, схватить князя, а затем и ослепить его. Главный собор монастыря долгое время служил крещальней для наследников московского престола; в нем крестили Василия III (1479), его сына Ивана IV (1530), который в свою очередь крестил здесь своих сыновей.Василия IIИван IV


Почти пятьдесят лет Троицкий собор оставался единственным каменным сооружением монастыря, пока не были выстроены из камня трапезная и поварня (не сохранилась), заменившие собой деревянные здания того же назначения.В русских монастырях трапезные палаты играли важную роль: в них собиралась братия для общего приема пищи, проводились торжественные церемонии и принимались знатные посетители. Недаром иностранцы отмечали, что «в монастырях московской земли. . . более всего тщеславятся благолепием, величиной и обширностью помещения трапезных, кои бывают просторные, высокие, каменные». Необходимой частью трапезной была поварня (кухня), которая до XVI века строилась обычно отдельно.



Летописи сообщают точную дату сооружения трапезной Троице-Сергиева монастыря: 1469 год — и называют ее строителя— Василия Дмитриевича Ермолина, известного московского зодчего. Его имя часто упоминается летописями в связи с постройками в Московском Кремле, во Владимире, Переславле-Залесском и Юрьеве-Польском. Поварня при трапезной, по всей вероятности, была построена также Ермолиным. Несмотря на чисто хозяйственное назначение, она выглядела весьма нарядной.
После сооружения трапезной и поварни на центральной площади монастыря оставалось только одно деревянное здание — церковь Троицы, которая прежде стояла над гробом Сергия и была перенесена в связи с постройкой на ее месте каменного собора. И снова она уступает свое место другому храму: летописи отмечают, что в 1476 году «заложена бысть почата делати в Сергиеве монастыре церковь Троицы, кирпичная другая, на месте деревянные церкви». С возведением этого нового храма, со звонницей в основании главы и дошедшего до нас под названием церкви Сошествия святого Духа на апостолов (или Духовской церкви), центральная площадь монастыря получила свою композиционную законченность.Духовская церковь. До реставрации. Фотография 1937 г.Вид на Духовскую церковьИконостас Духовской церкви.



К концу XV века монастырь выглядел весьма живописно. Четырехугольник низких деревянных келий обрамлял открытую площадь, по двум сторонам которой возвышались две группы каменных зданий: с южной — Троицкий собор и Духовская церковь, а с северной, как бы уравновешивая их,— трапезная палата и поварня. Позади келий с восточной стороны располагались хозяйственные службы и огороды. Весь монастырь, территория которого уже приближалась к современным размерам, окружала рубленая стена с башнями и церковью над главным входом.
К ограде монастыря с восточной стороны почти примыкали Служние слободы, где селились «троицкие слуги» — доверенные чиновники, главным образом дворянского происхождения, которые осуществляли управление монастырскими вотчинами или служили в его учреждениях. Здесь, на склоне холма (на Подоле), стояла деревянная приходская церковь. В одном-двух километрах от обители располагались другие поселения: село Клементьево — с юга, Копнино — с юго-запада, Панино — с запада, Благовещенское — с северо-запада, Кукуево — с севера. Число дворов в каждом из этих селений колебалось от одного до трех десятков, и только в селе Клементьеве их насчитывалось свыше ста.

Непосредственно через это село проходила дорога из Москвы в северные города Руси; здесь останавливались многочисленные обозы, велась бойкая торговля. Эта дорога была одной из первых, где стала действовать хорошо налаженная регулярная перевозка пассажиров; так, например, Судебник 1497 года регламентировал твердую оплату за проезд: от Москвы до Переславля-Залесского — 20 алтын, до Ростова Великого — рубль, до Ярославля — рубль с четвертью, до Вычегды — 7 рублей, до Двины и Холмогор — 8 рублей. Жителям села Клементьева вменялось в обязанность «поставлять для скорого дела подводы под государевы гонцы и для монастырские рассылки».
Во время частых богомольных выездов «к Троице» великокняжеские, а позже и царские обозы («поезда») делали в этом селе свою последнюю остановку («слазку»). Здесь обычно раскидывался шатер для отдыха и смены дорожного платья и затем, после краткого молебна в сельской церкви, многолюдное шествие под колокольный звон и пушечную пальбу торжественно двигалось к монастырю пешком. В связи с этим село Клементьево пользовалось различными льготами: жители его освобождались от дани и пошлин, сюда запрещалось въезжать на пиры «незваным боярским людям», ставиться «ездокам» и брать «безденежно» корм и подводы.Располагаясь в отдалении от монастыря, за оврагами и перелесками, все эти села только намечали то кольцо застройки вокруг него, которое со временем образовало единый посад.
Монастырь-крепость и посад в XVI векеШестнадцатое столетие открывает новый этап в истории Троице-Сергиева монастыря. В это время Москва принимает решительные меры по созданию единой системы обороны, поскольку разрозненные укрепления прежних удельных княжеств уже не могли обеспечить надежной защиты Русского государства. К тому же развитие огнестрельного оружия и артиллерии вызывало необходимость замены деревянных крепостей на каменные. Особое внимание уделяется обороне столицы: в короткий срок на ее дальних подступах возводится ряд первоклассных крепостей, в систему которых был включен также и Сергиев монастырь.Панорама монастыря в конце XVI века. Реконструкция В. И. Балдина

Строительство оборонительных сооружений Троицкого монастыря, начатое в 1540 году, продолжалось десять лет; для их сооружения было привлечено население подмонастырских слобод и ряда окрестных уездов. Крестьяне, занятые на возведении крепости, были освобождены от государственных податей и повинностей; даже в тяжелое время Казанских походов с них не собирали военных запасов. По окончании строительства царь Иван Грозный вменил в обязанность жителям Переславского, Дмитровского и Радонежского уездов поддерживать в исправности оборонительные сооружения Троицкого монастыря, освободив их от строения и починки других крепостей.Троицкий монастырь в XVI веке. Вид с юго-запада. Реконструкция В. И. БалдинаЦентральная часть монастыря в XVI веке. Реконструкция В. И. Балдина


Троицкий монастырь превратился в сильную крепость каменные стены с двенадцатью башнями общей протяженностью около полутора километров неправильным четырехугольником опоясали всю его территорию; с равнинной восточной стороны перед стеной был вырыт ров, в окружавших крепость оврагах устроены запруды, а с южной стороны выкопан еще и огромный пруд . На стенах крепости размещалось много орудий, в специальных палатах хранились большие запасы пороха. Монастырь в XVI веке. Вид с юго-запада. Макет-реконструкция В. И. Балдина

Одновременно со строительством каменных стен производилась и перепланировка всей территории монастыря. В этот период времени начинается строительство специальных хором для царя, где он мог останавливаться во время своих частых приездов в обитель. В те годы вдоль всей дороги от Москвы до Троице-Сергиева монастыря уже стояли царские путевые дворцы — в селах Копылово (Алексеевское), Тайнинское, Братовщина, Пушкино, Воздвиженское, а в Мытищах и Талицах раскидывались временные «путевые станы в шатрах». Эти путевые дворцы сохранялись и использовались царской фамилией до конца XVIII века.
Главным сооружением этого времени был огромный пятиглавый Успенский собор (1559—1585).Грандиозный объем нового пятиглавого собора, получившего название Успенского, повторял формы одноименного главного храма Московского Кремля и гармонично завершил облик монастыря в его новых размерах.

Сооружение Успенского собора затянулось на двадцать шесть лет. В самый разгар работ случился пожар; летописи подробно повествуют, что это случилось сентябрьской ночью 1564 года .Ликвидация последствий опустошительного пожара отняла много сил и средств. Окончанию строительных работ помог щедрый вклад Грозного, в 5500 рублей, «в вечный поминок» по убитому им сыну (1582). Вкладная книга монастыря хранит запись о том, как царь, отстоял утреннюю службу в Духовской церкви. Но увидеть отстроенным Успенский собор Ивану Грозному не довелось — храм был освящен через год после смерти царя в присутствии его сына Федора Ивановича (1585).

С окончанием строительства Успенского собора завершилось формирование архитектурного облика монастыря-крепости в XVI веке, определилась его территория, большинство зданий стали каменными. Села и слободы, теперь уже сплошным кольцом окружавшие монастырь-крепость, по-прежнему находились в некотором отдалении.
В XVI веке быстро росло и село Клементьево. Через него по большой Московской дороге днем и ночью шли и ехали «беспрестанно люди всякого чину», «государевы гонцы», а также вереницы подвод, груженных различными товарами и припасами. Село стало местом бойкой торговли.
Монастырь-крепость и посад в XVII веке Замена в середине XVI века рубленой ограды монастыря каменными крепостными стенами с двенадцатью башнями оказалась весьма своевременной и дальновидной — в тяжелые годы Смутного времени Троицкая крепость блестяще выдержала суровые испытания и вписала одну из ярких страниц в героическую борьбу русского народа против иностранных захватчиков.Панорама монастыря после надстройки стен и башен в середине XVII века. Реконструкция В. И. Балдина


В XVII веке Троице – Сергиева лавра выдержала 16-месячную осаду польско-литовских шляхтичей. 1 декабря 1618 года в подмонастырском селе Деулино состоялось подписание перемирия между Россией и Польшей, положившего конец многолетней интервенции. В память об этом событии на месте переговоров срубили деревянную церковь Сергия Радонежского, которая простояла 250 лет. (После пожара в 1860 г. она была заменена существующим ныне каменным шатровым храмом с трапезной и колокольней.)
Успешная оборона против интервентов еще более укрепила авторитет монастыря и подчеркнула его значение в качестве военной крепости. В монастырь поступают огромные средства в виде пожертвований и вкладов, растут размеры его земельных угодий и вотчин.

К середине XVII века Троицкий монастырь приобрел уже облик целого города, очень далекий от монастырского аскетизма и прежней крепостной суровости. Его архитектуру отличала чисто мирская жизнерадостность и нарядность, характерная для зодчества того времени. Увеличенные в высоту крепостные стены и башни с причудливым силуэтом и богатым декором обрамляли ансамбль монастырских зданий и наряду с ними составляли основу его объемной композиции.
Во второй половине XVII века Троицкий монастырь опять оказался в центре важнейших государственных событий, а его укрепления снова использовались в качестве надежной защиты, но теперь уже не от внешних, а от внутренних врагов. В 1682 году, напуганные восставшими стрельцами, юный Петр с братом Иваном и царевной Софьей укрылись в Троицкой крепости, спешно вызвав туда войска из других, не охваченных восстанием городов. Монастырь был превращен в укрепленный лагерь: на стенах находились «великие сторожа и караулы», а в наиболее уязвимых местах стен были установлены орудия, Около двух месяцев оставались здесь представители царской фамилии, пока не были усмирены мятежные стрельцы, а их главарь, князь И.А.Хованский, казнен вместе с сыном Андреем с подмонастырском селе Воздвиженском.

Семь лет спустя, начав решительную борьбу за власть, Петр снова обратился к защите троицких стен. На этот раз он прискакал сюда один темной августовской ночью 1689 года, спасаясь от заговора Софьи. Походным маршем прибыли к нему верные потешные полки, а также Сухаревский стрелецкий полк. Вслед за ними, уверовав в силу молодого царя, заспешили в монастырь представители высшей знати и духовенства. Первые суровые указы Петра, объявленные с высоких крылец царских хором, эхом отозвались по всей стране. Под сводами глубоких монастырских подвалов пытали сторонников Софьи, а на площади перед монастырем вершился над ними кровавый суд. Здесь, в Троицком монастыре, как бы расправляя могучие плечи и пробуя свои силы, семнадцатилетний Петр начинал решительные действия по единоличному управлению огромной страной, чтобы сделать ее могущественной державой. Москва встречала Петра как победителя: при въезде в столицу, начиная от села Алексеевского, по обе стороны дороги провинившиеся стрельцы были поставлены на колени и, положив головы на принесенные ими же плахи с воткнутыми топорами, должны были громко молить о пощаде за участие в заговоре царевны Софьи.Утичья башняБелый пруд


Пребывание Петра I в Троицком монастыре и связанные с этим события еще более укрепили значение монастыря в качестве первой «царской» обители. Именно в это время монастырские власти возводят монументальные здания новой трапезной палаты с церковью Сергия и каменный дворец для царя — так называемые царские Чертоги. Поселения вокруг монастыря к концу XVII века складываются уже в единый посад городского типа; по числу жителей он не уступал многим городским центрам того времени. Посад Троицкого монастыря стал и крупнейшим торговым центром — сюда приезжают с товарами купцы из многих городов и даже из других стран. Широкая торговля и многочисленные паломники способствовали также развитию здесь различных видов художественных промыслов. Среди них особую популярность получило в дальнейшем изготовление резных и крашеных деревянных изделий и детских игрушек.

XVIII век был временем, когда в жизни монастыря и его посада произошли существенные перемены. 1 октября 1742 года по указу императрицы Елизаветы Петровны в Троице-Сергиевом монастыре была открыта духовая семинария. В 1744 году монастырь получил удостоит почетного титула – лавры, главой лавры утверждался Митрополит Московский. В 1764 году по всей стране была проведена секуляризация монастырских земель — они были объявлены государственной собственностью, а сами монастыри «посажены на штат» с точно установленным для них числом монахов и служащих. Благодаря перестройке большинство монастырских сооружений получило новый облик, по образцу столичных дворцовых построек. В 1782 году по указу Екатерины II был образован путем слияния нескольких слобод Сергиевский Посад.Город и монастырь в XVIII векаПанорама монастыря в конце XVIII века. Реконструкция В. И. Балдина


Город и монастырь в XIX - XX веках В конце 19 – начале 20 века проходят работы по реконструкции города. К середине XIX века Сергиевский Посад стал крупнейшим городом Московской губернии — к 1859 году в нем значилось 15 700 жителей и его ежегодно посещало до 230 тысяч паломников. Открытие благоустроенного шоссе (1845) и железной дороги (1862) между Москвой и Сергиевским Посадом способствовало еще большему увеличению числа посетителей монастыря. Было начато даже строительство трамвайной линии по шоссе от Москвы до лавры, но работы эти прекратились в 1914 году в связи с начавшейся мировой войной. Все в городе подчинялось бойкой торговле: магазины, лавки, питейные заведения, склады и лабазы теснились на Красногорской площади, лепились к стенам лавры, окружали Белый пруд, спускались на Подол к Пятницкой и Введенской церквам; на лужайке у часовни Пятницкого колодца стояли ряды со знаменитыми троицкими блинами и бани со специальными номерами.

Главная улица города, по которой проходила Московская дорога, была застроена в основном двухэтажными обывательскими домами с каменным первым этажом для торговых помещений и верхним деревянным для жилья. Хотя к этому времени в Сергиевском Посаде уже появились фарфоровое, а затем и шелкоткацкое фабричное производства, однако предприятия эти были весьма незначительны и маломощны. Основное занятие большинства населения по-прежнему составляли кустарные промыслы (главным образом изготовление игрушек), a также обслуживание приезжих богомольцев.В это время лавра продолжает усиленное строительство гостиниц, лавок и доходных домов, застраивая сохранявшуюся до сих пор свободной зону вокруг монастыря.



В самом монастыре в этот период широко ведутся существенные переделки древних сооружений. Так, в связи с размещением в 1814 году Московской духовной академии в царских Чертогах разбираются их торжественные лестницы, а живописная раскраска фасадов заменяется однообразным желтым тоном; на территории житного двора академия возводит ряд зданий: учебный корпус, столовую, больницу, баню, библиотеку.


В первые годы XX века на территории монастыря продолжалось строительство, сооружались новые кельи и корпуса, хозяйственные сооружения, торговые ряды; в 1905 году была организована лаврская типография.1918 год  стал началом трудного периода в истории Лавры. По утверждении 20 января 1918 года  Декрета Об отделении церкви от государства и школы от церкви, Лавра, как и иные монастыри в России, находящиеся на территории, контролируемой большевиками, была юридически обращена в трудовую артель, однако монашеская жизнь продолжалась явочным порядком до октября 1919 года, когда монахи были переселены в  Черниговский  и Гефсиманский скиты.


В ноябре 1918 года Троицкий монастырь был национализирован. А в апреле 1920 года В. И. Ленин подписал декрет «Об обращении в музей историко-художественных ценностей Троице-Сергиевой лавры». Город получил название Сергиевск, а в 1930 году был переименован в Загорск, в память известного революционера Владимира Михайловича Загорского, погибшего в 1919 году в Москве от бомбы террористов.

Художественные сокровища, веками накапливаемые в монастырской ризнице, соборах и кладовых, а также древние здания стали доступны для научного изучения и всеобщего обозрения. В целях поддержания и дальнейшего развития традиционных народных промыслов из Москвы в Загорск был переведен Музей игрушки (1931), основан здесь Научно-исследовательский институт игрушки и открыто училище по подготовке мастеров для этой отрасли (1932). Для института и училища было построено в самом центре города, на месте сгоревших торговых рядов, специальное здание (1935, архитектор П. Голосов).Братина. Первая треть XVIII века. Вклад Корнелия АпраксинаИкона «Тайная вечеря». 1685г. Симон Ушаков.Митра. 1674 год. Вклад И. Б.Репнина



В годы первых пятилеток в городе стали возникать крупные промышленные предприятия: завод Учоптика (1933), Оптико-механический завод (1934), Электромеханический завод (1938). Была капитально переоборудована трикотажная фабрика им. Розы Люксембург, созданная еще в 1928 году на базе объединения ряда местных артелей. В районе Вифании разместилась база Института птицеводства (1932, теперь Всесоюзный научно-исследовательский технологический институт птицеводства). Продолжали развиваться предприятия местной и кустарной промышленности — ведущей стала фабрика-артель им. РККА по изготовлению игрушек. Население Загорска быстро увеличивалось. На окраинах города росли рабочие поселки и кварталы индивидуального строительства, начал формироваться новый общественный центр к северу от монастыря.


Великая Отечественная война круто изменила жизнь Загорска, как и всей страны. Крупные заводы и десятки предприятий стали выпускать продукцию для фронта. В ряде зданий лавры и города разместились госпитали. Была проведена маскировка промышленных предприятий, электростанций, водокачек и других важных объектов; золотые главы лаврских церквей и колокольни были покрыты защитной окраской, а купол древнейшего Троицкого собора затянут полотнищем холста. Загорск стал прифронтовым городом; в осенние месяцы 1941 года, когда вражеские полчища рвались к Москве, он готовился к обороне: железные ежи и надолбы размещались на улицах, амбразуры по стенам и в башнях монастыря-крепости приспосабливались к ведению огня. Многие каменные здания в городе оборудовали под огневые точки. Город активно готовился к обороне. К счастью, фашистские войска были остановлены на подступах к городу в районе реки Яхромы, где получили мощный отпор со стороны советских войск.

По окончании войны особое внимание было уделено реставрации памятников архитектурного ансамбля Троице-Сергиевой лавры. Ансамбль Троице‑Сергиевой Лавры складывался на протяжении четырёх столетий, с XV по XVIII век включительно, и вместе с развитием ансамбля менялся и облик его отдельных сооружений. Задачей реставратора было найти художественный оптимум для каждого памятника, то есть момент его наивысшего художественного расцвета. Несмотря на многочисленные трудности военного и послевоенного времени, удалось ликвидировать аварийное состояние ряда памятников, выполнить капитальную реставрацию зданий и сооружений на территории лавры.



В Лавре захоронены представители знатных русских домов: Бельские, Воротынские, Глинские, Оболенские, Одоевские и другие; деятели Смуты: князь Дмитрий Трубецкой и Прокопий Ляпунов, князь Андрей Радонежский, представители фамилии Годуновых; многие московские и иные архиреи. Многочисленные сокровища хранятся в ризнице — это уникальные предметы декоративно-прикладного искусства, подношения царей и богатых людей монастырю. Значительным фондом рукописей обладает лаврская библиотека — здесь хранятся и русские летописи, и рукописные книги XV—XVII веков, и уникальные образцы русских раннепечатных книг , исторические документы.
Троице – Сергиева Лавра с 1993 года включена во Всемирный список наследия ЮНЕСКО.

В Сергиевом Посаде (Загорске) в разное время жили и работали такие известные люди, как художники А. В. Лентулов, М. В. Нестеров, известный специалист по древнерусскому лицевому шитью Н. А. Маясова, писатель-натуралист М. М. Пришвин, философ и писатель В. В. Розанов, знаменитая актриса МХАТ А. К. Тарасова, художник В. П. Трофимов, архитектор, реставратор Троице-Сергиевой Лавры И. В. Трофимов, график и художник-оформитель В. А. Фаворский, учёный и религиозный философ П. А. Флоренский, философ Л. А. Тихомиров, народные художники России живописцы Н. И. Барченков и Е. Г. Захаров, экс-рекордсмен мира по тяжелой атлетике А. Айвазян, священник о. Александр Мень. Здесь, на территории г. Загорска, известный режиссер - сказочник А. Роу снял свой первый фильм – сказку «Василиса Прекрасная». В создании этого фильма помогали сотрудники НИИ игрушки.М.М. ПришвинДом , в котором жил М.М. Пришвин


Достопримечательности города и районаИсторико-архитектурный комплекс "Конный двор" расположен в памятнике архитектуры XVIII – начала XX вв., в центре Сергиево-Посада.Музей игрушки располагается в одном из красивейших уголков Сергиева Посада, напротив Троице-Сергиевой лавры.


Черниговский скитПамятник С.И. Мамонтову установлен в 1999 году на Привокзальной площади станцииИсторико-художественный музейМузей-заповедник Абрамцево



Водопад Гремячий ключ Святой источник







«Здесь, в подмосковном Загорске, где всё так проникнуто особым духом седой старины и чарующей сказочности древней архитектуры, постоянно ощущаешь какое-то особое чувство благодарного восхищения перед исключительным мастерством и неиссякаемым творческим поиском столь богатого талантами русского народа.» (архитектор В.И. Балдин)

Спасибо за внимание!