Анализ публицистического текста Разработка для подготовки к ЕГЭ в 11 классе


Анализ публицистического текста Типы проблем философские социальные нравственные экологические эстетические Смысл жизни, познание и самопознание, свобода и ответственность, человек и история, человек и культура. Эгоизм и гуманизм, доброта и жестокость, духовность и бездуховность,честь и бесчестие, конфликт поколений Социальная справедливость, создание правового государства, соблюдение прав человека, прогресс и обществонаука и общество Взаимосвязь человека и природы, экологическая катастрофа, потребительские отношение к природе, экология культуры Восприятие искусства, воспитание эстетического вкуса, чтение, роль книги в жизни, массовая культура, телевидение. Запишите её в виде законченного предложения Определите, на какой вопрос отвечает это предложение. Запишите этот вопрос, который и является проблемой текста Выявите основную мысль текста Способы формулирования проблемы Сформулироватьсамостоятельно(своими словами) Процитировать Указать № предложений Одним словом или словосочетанием – конструкция « проблема + существительное в род. падеже»Автор поднимает проблему совести.Автор предлагает задуматься над проблемой «отцов и детей» С помощью вопросительных предложенийМожет ли отдельная личность повлиять на ход истории? Такова проблема, которая привлекла внимание автора. Можно найти авторскую формулировку проблемы. В таких случаях можно использовать цитату.«Почему телевизор вытесняет книгу?» - таким вопросомНачинает свой текст автор Указать номера предложений, в которых автор сформулировал проблему Текстовой Концептуальный Проблема раскрывается автором на примере…Автор заставляет читателя задуматься о том…Автор текста обращает внимание на …Автор разделяет мнение то..Автор приводит нас к выводу о том Проблема (чего)- одна из актуальныхпроблем нашего времени.Данная социальная проблема имеет многовековую историюКаждый из нас не раз сталкивался с этой проблемой.Автор полемизирует с …Как и большинство из нас, автор считает… Комментарий проблемы Средства выражения позиции автора Слова - маркеры Оценочная лексика Средства выразительности Побудительные предложения Вводные слова Слова – маркеры: главное, самое важное, надо, нужно. Не нужно скрывать радости!Главное – научиться различать, что действительно красиво, а что подделка.Чрезвычайно важно понимать, что… Отличный, прекрасный, превосходный, великолепный – положительная оценкаСкверный, отвратительный, безобразный, наглый – отрицательная оценка.Любящий человек – это великое дело. Риторические восклицания: Ничто не доставляет такого удовольствия, как рассказать о талантливых людях!Как много во всём этом ума и чувства красоты! Вводные слова могут выражать чувство-отношение автора.К сожалению, невоспитанные люди встречаются часто.К счастью, есть предприятия , которые жёстко следят за качеством своей продукции. Побудительные предложения содержат в себе различные призывы автора, обращённые к читателю.Так что учитесь у великих: размышления о жизни помогут вам лучше понять себя. Обычно позиция автора находится в заключительной части текста ,где автор подводит итог сказанному, размышляет над событиями, поступками Обращайте внимание на оценочную лексику, вводные слова, лексические повторы, побудительные предложения Формулировку позиции автора обязательно выделяйте в отдельный абзац Старайтесь формулировать авторскую позицию своими словами,избегая сложных метафор При цитировании подбирайте предложения, в которых мысльавтора выражена чётко и ясно. Советы Текстовые конструкции для выражения авторской позиции. Автор считает, что…Автор подводит читателя к выводу о том, что…Рассуждая над проблемой, автор приходит к следующему выводу…Автор призывает нас …Автор осуждает( кого/что, за что)..Автор убеждает нас в том…