Презентация Развитие связной речи средствами мнемотехники


«Развитие связной речи дошкольников средствами мнемотехники»

Рассмотрим ряд факторов, влияющих на процесс становления речи. Одним из таких факторов, по мнению С.Л. Рубинштейна, Л.В.Эльконина- является наглядность. Рассматривание предметов, картин ,помогает детям называть предметы, их характерные признаки, производимые с ними действия. Вторым вспомогательным фактором является создание плана высказывания, на значимость которого неоднократно указывал известный психолог Л. С. Выготский. Он отмечал важность последовательного размещения в предварительной схеме всех конкретных элементов высказывания. Если учить ребёнка каким-нибудь неизвестным емуПяти словам – он долго будет и напрасно мучиться,Но если свяжите двадцать таких слов с картинками,Их он усвоит на лету.К.Д. Ушинский Цель: Использовать в педагогическом процессе приёмы мнемотехники для развития связной речи дошкольников.Задачи: Обогащать словарь детей.Учить строить высказывания разных типов: описательные, повествовательные рассказы , рассуждение.Учить пересказывать художественные произведения.Учить заучивать стихи, потешки с помощью мнемотехники.Развивать внимание, зрительную, слуховую память. Структура мнемотехники
Понятие «Мнемотехника»Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи.
Заучивание стихов и потешек с использованием мнемотехники Для того, чтобы пробудить у детей интерес к заучиванию стихотворения можно использовать прием мнемотехники, ориентированный на наглядно-образное мышление детей дошкольного возраста. Например, стихотворение про весну А Н Плещеева.Травка зеленеет, солнышко блестит, ласточка с весною в сени к нам летит.и к нам летит.к нам летит.




Алгоритм действий
Работа по мнемотаблицам состоит из трёх этапов:1. Составление и рассматривание таблицы, разбор того, что на ней изображено.2. Преобразование из абстрактных символов в образы (перекодирование информации).3. Пересказ с опорой на символы (образы)


Мнемотаблица для заучивания стихотворенияН.Нищева “Ёлочка”Перед нами ёлочка:Шишечки, иголочки.Шарики, фонарики,Зайчики и свечки,Звёзды, человечки.

Пересказ рассказа“Здравствуй, зимушка-зима!”1. Наступила зима. Всюду белый, пушистый снег. Холодно на улице. Дети оделись тепло, и пошли гулять. Они покатались на санках, лыжах, поиграли в снежки, слепили весёлого снеговика. Хорошо зимой!2. Ответы на вопросы по содержанию.Вопросы:Какое наступило время года? Где лежит снег? Какой снег? Какая погода на улице? Куда пошли дети?Как они оделись? Что делали дети на прогулке? Нравиться ли детям гулять зимой?3. Повторное чтение рассказа с установкой на пересказ.4. Пересказ текста ребёнком своими словами.

Описание по пейзажной картине
. Рассматривание мнемотаблицы. Составление рассказа о зимеЗимой повсюду лежит снег. Деревья словно в белые шубки нарядились. Солнце светит, но не греет. Морозно! В домах топят печи. Люди зимой подкармливают птиц, заботятся о домашних животных. Детям нравятся зимние развлечения: катание на санках, лыжах, коньках, игры в хоккей, снежки. Очень любят дети лепить снеговиков, строить снежные крепости.